Сегодняшний день ирригации
Ирригация сегодня – одно из важнейших направлений в интенсификации сельского хозяйства. Ведь двумя из актуальнейших проблем человечества сегодня являются нехватка питьевой воды и продовольствия. А орошение почв с одной стороны – непременный фактор для повышения урожайности и роста производства сельскохозяйственной продукции, но с другой стороны рост потребности в орошении неминуемо ведет к повышению расхода , которой человечество с каждым годом ощущакт все большую нехватку.
Именно поэтому так важно рационально использовать воду для полива. Поэтому в последние годы так популярны разнообразные система автополива, которые помимо удобства для пользователей, в первую очередь служать целям экономии воды и повышению урожайности растений.
При этом, во многих уголках России и даже Московской области основным источником чистой воды для питья и полива являются колодцы. Это уникальное изобретение служит людям уже многиетысячи дет при условии обязательного правильного ухода. Более подробно об уходе и чистке колодцев можно прочитать на сайте “Старый колодец”.
На Чэндуской равнине в провинции Сычуань до сих пор действует уникальная и самая древняя из сохранившихся до наших дней ирригационная система Дуцзянъянь, построенная более 2200 лет назад. Этот проект пережил все другие великие древние ирригационные системы и являлся самым масштабным гидромелиоративным сооружением своей эпохи.
Дуцзянянь находится в 55 км. от Чэнду. Это старейшая в мире ирригационная система, которую используют и в настоящее время. В древности каждое лето река Миньцзян (приток р. Янцзы) топила земли Сычуаньской котловины. А зимой она покрывалась льдом. Поэтому управляющий Сычуани, Ли Бин, решил исправить существующее положение и начал строительство ирригационной системы в 256 году до н.э.
Ли Бин в свою очередь был обожествлен местными жителями, которые своими силами собрали средства и построили «Храм отца и сына» в честь заслуг чиновника. Храм стоит на крутом берегу реки, а к главному входу ведет высокая лестница, проходящая через несколько красочных ворот.
По завершении строительства наводнения прекратились, а поля провинции Сычуань стали приносить обильные урожаи. Это дало возможность правителям царства Цинь содержать большую армию. Позднее царь Цинь Шихуан воспользовался этим и стал императором всего Китая.
Именно при нем была созданы такие замечательные памятники Китая как Терракотовая армия в Сиане и Великая китайская стена .По этому каналу вода из реки попадает в ирригационную сеть. Чуть выше канала извилисто бегут два канала, соединяющие с внешней частью реки.
Система состоит из трех частей. Первая часть — это дамба, получившая название Юцзуй (Рыбий рот). Она была построена прямо в середине реки. Вторая часть системы – канал, проходящий сквозь гору. Чтобы разрушить породу, древние строители ее нагревали, а затем поливали водой.
Ирригационная система Дуцзянянь в провинции Сычуань демонстрирует высочайший уровень развития науки и техники в Древнем Китае. Она стала вехой в мировой истории ирригации. Система Дуцзянянь построена без плотины. Она до сих пор наполняет водой многочисленный каналы на площади 670,000 га в провинции Сычуань. Благодаря строительству ирригационной системы, еще в древности эти земли стали настоящей житницей Китая.
Внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как крупнейший инженерный проект в Евразии того времени, среди известных на нынешний день.
Ирригация – это искусственное внесение воды в почву, с целью улучшения условий для роста растений. В самом широком смысле ирригацией можно назвать даже полив сада или газона. Однако обычно этот термин применяется для обозначения процесса доставки воды в больших объемах для выращивания сельскохозяйственных культур в засушливых областях.
В сильно засушливых районах ирригация заменяет естественные дождевые осадки. В условиях с небольшим количеством осадков орошение даст альтернативу сухому земледелию. Где осадки обильные ирригация позволит избежать периодов засухи, которые происходят случайным образом. В любых условиях орошение дает возможность контролировать процесс выращивания растений строго не меньше требуемых объемов.
Выращивание любой культуры будет более эффективным с орошением. На огромных низменных равнинах раскинулись на миллионы гектаров рисовые поля, дающие пищу для практически половины населения Земли, заливаются водой. Сахарная свекла, картофель и большая часть фруктовых растений – также влаголюбивые растения.
Быстрый рост населения нашей планеты резко обостряет проблему производства продуктов питания. Орошение дает возможность вовлекать в земледелие все больше ранее непригодных для этого засушливых земель. Кроме того, орошение позволит повысить урожай на уже освоенных сельскохозяйственных условиях.
Орошение используется по всему миру. Наиболее оно распространено в районах, где выпадает менее 500 мм осадков в год. Также орошение используется в некоторых областях с количеством осадков от 500 до 1000 мм в год. Большинство орошаемых территорий находятся В западных странах и в США.
Система ирригации состоит из различных устройств и путей подачи воды. Обычно оросительные системы принадлежат отдельным фермерам, группам фермеров или сельскохозяйственному предприятию. Также существуют государственные ирригационные системы, находящиеся в ведении министерств и ведомств.
Наиболее часто в качестве источника воды для оросительных систем применяются поверхностные водоемы. В их роли выступают озера, ручьи и реки. Также часто используются грунтовые воды, добываемые с водоносных слоев из-под поверхности земли с помощью скважин.
Для транспортировки воды применяются искусственные каналы открытого или закрытого (обычно в виде трубопровода) типа. Для предотвращения потерь воды поверхность каналов открытого типа часто цементируется или обкладывается каким-либо влагозащитным материалом.
Способ орошения может сильно разниться в различных ирригационных системах и сильно зависит от доступности воды.
Там где вода не столь доступна, применяют более экономные способы. Один из способов предполагает высадку растений в специальных канавках, в которые потом поступают водные потоки. В другом способе, может быть использована другая схема, когда вода пускается по глубоким канавам между рядами растений. Поступающая вода проникает затем в корневую систему растений с боку, а не сверху.
В еще более экономичных системах вода распрыскивается под давлением с помощью специальных оросительных установок. Для использования такой схемы требуется уже прокладка разветвленной трубопроводной системы и установка специальных насосов.
Орошение может не только помочь земледелию, но и навредить ему и даже разрушить плодородный слой. При чрезмерном увлажнении земля может покрыться коркой, которая будет препятствовать дыханию растений. Кроме того, вода должна быть очищена от вредных примесей и соответствовать химическому составу грунтовых вод данного региона, иначе может произойти гибель существующей экологической среды, что может вызвать эрозию и опустынивание местности.
Система ирригационного земледелия бассейнового типа в древнем египте.
В отличие от месопотамской ирригации, где система каналов, шлюзов, дамб имела прежде всего дренажное назначения (временное удержание воды с последующим ее расходом), в долине Нила египтяне построили простую и надежную бассейновую систему ирригации. Суть ее состоит в том, что паводковые воды отводятся в специально сооружаемые бассейны разных размеров, разделенные между собой земляными насыпями. Это позволяет осуществлять частичный контроль за паводковыми водами, спускать застоявшуюся воду из низин и подводить ее к более возвышенным местам, строить запасные водохранилища для орошения полей в засушливое время года и накапливать плодородный ил.
Ее назначение — как можно дольше, в течение всего посевного периода, задерживать воду на полях.
Билет 12.
Египет в эпоху Древнего царства. Экономика, социальная структура и политическая организация.
Древнее царство. Хронология.
1. 3 династия, ее родоначальником был Джосер (28 век)
2. 4 династия (конец 28 – середина 26 века)
3. 5 династия (середина 26 – конец 25 века)
4. 6 династия (конец 25 – середина 23 века)
(Древнее царство отделяется от Раннего царство по первой пирамиде)
Политическая организация:
1. Фараон. В это время он становится сыном бога Гора, обожествляется.
2. Чати – ведал всеми общими вопросами в стране, имел большую управленческую власть.
3. Главнокомандующий (ведавший военными вопросами)
4. Верхушка общества была представлена знатью, состоящей из родственников фараона.
5. Огромный бюрократический аппарат, важную играют писцы. Главное ведомство – налоговое.
Общины пока относительно самостоятельны, у них все так же много земли. Рабов мало.
Военные дела:
Ими занимается отдельное ведомство – дом оружия. Армия – это египетские, ливийские и нубийские ополченцы.
Экономика:
Была по типу Раннего Царства, но на более высоком уровне. Из новшеств была более высокая специализация ремесла (множество отраслей: ковка, литьё, резьба по камню, строительство, кожевенники и пр.). Внутренняя торговля – меновая. Основа – золото, которое ценится намного дешевле серебра.
Социальная структура:
Наблюдалась сильная дифференциация. Верхушка общества была та же, что и в Раннем царстве — фараон, знать, жречество. Были общинники, зависимое население:
1. Хентиуше (царские арендаторы)
2. Мерет (не имеют ничего, работают за еду от хозяина, но не рабы).
Были рабы.
Обожествление Царя:
Во главе центрального управления стоял царь, носивший пышные титулы царя Верхнего и Нижнего Египта, воплощенного бога Гора. Никто не мог произносить его священное имя, так как, по египетским верованиям, это могло нанести царю вред, поэтому царя называли иносказательно — «великий дом» (пер-о, откуда и возник термин «фараон»).
Фараон олицетворял своей особой мощь египетского государства и был наделен всей полнотой власти.
Фараон считался не только всемогущим правителем, но и воплощением божества в образе человека, богочеловеком, а его распоряжения приобретали тем самым характер безусловного повеления.
Был разработан торжественный ритуал его почитания, фараон изображался в сонме богов. Он считался воплощением бога Гора, сыном бога Ра, после смерти его изображали как Осириса. Для почитания умершего фараона строились храмы и грандиозные усыпальницы-пирамиды.
Великие постройки:
1. Пирамида Джосера (архитектор — Имхотеп).
2. Пирамида Хеопса (архитектор — Хесира),
3. Пирамида Хефрена (Хафра – иное название )
4. Пирамида Менкаура.
С V династии строительство пирамид заканчивается (пошли восстания против них), но строятся огромные храмы Ра с монументальным обелиском по центру.
Великие эпические произведения древней Индии.
Махабхарата и Рамаяна.
Это две эпические поэмы, каждая из которых включает в себя несколько десятков тысяч стихов.
Махабхарата
Основной сюжет Махабхараты сводится к борьбе за власть между двоюродными братьями, принадлежавшими к одному царскому роду Куру.
Рамаяна
Сюжет повествует о том, как царевич Рама боролся с демоном Раваной, похитивщим и унесшим на его жену Ситу.
Однако более половины «Махабхараты» прямо не связано с основным сюжетом. В нее включено изложение мифов и старинных легенд, восходящих иногда к глубокой (возможно, даже индоиранской) древности.
В течение веков до создания последних редакций поэм их текст все более разрастался за счет назидательных глав и целых самостоятельных трактатов. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для последующих поэтов и художников.
Драматургия Калисада
Ведется много споров относительно того, какие именно произведения принадлежат ему. На данный момент их список примерно такое:
1. Шакунтала (Это история о взаимной любви царя и дочери нимфы и мудреца. Последняя провинилась тем, что, погруженная в свои думы, не заметила анахорета Дурсавы, этим разгневала его и была проклята. Дурваса налагает на нее проклятие: царь забудет ее и только тогда вспомнит, когда увидит на ней кольцо, подаренное им. Это проклятие, остающееся сокрытым для Шакунталы, и составляет драматическую завязку пьесы. Царь отталкивает от себя свою милую, и только после ряда различных перипетий и трогательных сцен, ему попадается на глаза его кольцо; он вспоминает прошлое и, встретив в небе Шакунталу, успевшую тем временем родить сына, соединяется с ней уже навеки)
2. «Викраморваши» (Снова любовь Царя и Нимфы)
3. «Малавика и Агнимитра»(Сюжетом является легкая любовная интрига между царем Агнимитрой и Малавикой, служанкой его жены, королевы. Ревнивая королева скрывает свою красивую служанку от глаз супруга, который, однако, успевает открыться ей и получить её взаимность, несмотря на всевозможные хитрости и интриги королевы. В конце пьесы открывается царственное происхождение Малавики, так что главное препятствие к соединению обоих любовников устраняется, и все кончается к общему благополучию)
Также к этому списку относят три больших поэмы: две эпические и одну лирическую.
Дидактический Жанр. Типитака
Одним из главных дидактических произведений в литературе Древней индии является сборник буддийских текстов – Типитака (Три корзины).
В первой части детально описываются порядок вступления в буддийскую общину, правила поведения монахов и монахинь, нормы для повседневной жизни (включая правила пользования предметами обихода и т.д.), перечисляются наказания за отступления от норм и т.д.
Во второй части запечатлены проповеди Будды, касающиеся вопросов учения, , о методах достижения нирваны, о буддийской космологии.
В третьей части систематизируются доктринальные положения и излагаются новые, в частности учение о дхармах.
Билет 13.
1.Как создавалась великая египетская военная держава фараонами 18 династии?
Правление 18 династии пришлось на 16-14 века. Основателем был Яхмос I. При этой династии создалась великая Египетская Держава. Что послужило причинами:
1. Изгнание гиксосов вызвало подъем военно-политической активности 28 династии.
2. Была увеличена и реорганизована армии (колесницы, массивный прямой и легкий серповидный мечи, пластинчатый панцирь, новые виды тактических подразделений, тренировки, военно-морской флот, фортификационные инновации). Египетская армия – лучшая и наиболее многочисленная армия того времени.
Тутмос III и Аменхотеп II
Около 1500 г. до н.э., после смерти царицы Хатшепсут, Тутмос III стал наконец единовластным царем Египта на 22-м году своего формального царствования. Уничтожает память о своей матери, фильтрует царское окружение. Внутри правящей верхушки страны стали преобладать сторонники нового царя, опиравшегося, как и его воинственные предшественники, прежде всего на войско и новую служилую знать.
Уже в год смерти Хатшепсут египетское войско, возглавляемое Тутмосом III, выступает в свой первый за долгое время поход — в глубь Передней Азии. Здесь столкновение с коалицией князей возглавляемой царьком г. Кадета на Оронте. Бой Тутмос III решил дать бой у г. Мегиддо, пройдя ущелье и выдержав 7-месячную осаду Тутмос III подчинил город и всех князей себе.
С 22-го по 42-й год своего царствования, ежегодно ходил Тутмос III походами в Переднюю Азию, захватывая все новые города и области Сирии. В одном из последних походов египтяне снова овладели Кадешем.
Самым северным рубежом азиатских походов Тутмоса III стал город Каркемиш. На юге, в Нубии, владения Тутмоса III простирались вплоть до 4 нильского порога. За достигнутые при нем рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников. Египет превратился в могущественную мировую державу, вместе с подчиненными территориями протянувшуюся с севера на юг на 3500 км.
Тутмос III умер на 54-м году своего царствования. На престол восходит его сын Аменхотеп II. Он также проводит свое царствование в походах, подавляя возникающие то там, то здесь мятежи. Более ста тысяч азиатов привел этот царь в Египет — возможно, только после одной большой карательной экспедиции в Переднюю Азию.
Карательные экспедиции Аменхотепа II сложили сопротивление передиеазиатских князьков. Признали могущество Египта и независимые от него государства: касситская Вавилония, Хеттское царство и г. Ашшур.
§
Варны — сословия, очень древний институт, возникший еще в доклассовом обществе, а затем получивший закрепление и освящение в классовом обществе. Появление сословий – варн, принято связывать с разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства.
Были четыре основных сословия:
1. Кшатрии (военная знать)
2. Брахманы (жрецы)
3. Вайши (свободные общинники)
Шудры
Несмотря на различия в положении, брахманы и кшатрии составляли привилегированную и богатую группу, жившую за счет трудящегося и зависимого населения. Самой многочисленной была варна вайшьев, куда входили свободные общинники, земледельцы, торговцы. Вайшьи являлись основным податным сословием.
Три высшие варны считались «дважды рожденными», их представители имели право на посвящение. Шудры же раcсматривались как «однажды рожденные» и были лишены этого права. Поэтому шудрам запрещалось участвовать в культе, изучать священные тексты. Шудрами, как правило, были бедные, экономически зависимые люди, низшие разряды ремесленников, обслуживающий персонал. Хотя шудры не являлись рабами, естественно, что именно они в любой момент ли попасть в рабскую зависимость.
Представители высших сословий стремились превратить варны в замкнутый наследственный институт, препятствовали смешению их с представителями низших групп и переходу последних в разряд «дважды рожденных». Постепенно сословия-варны (брахманы, кшатрии, вайши, шудры) все больше становились замкнутыми и как бы напоминали по своей форме «касты», что привело к частому обозначению варн поздним термином «каста».
В поздневедийскую эпоху внутри варн уже создаются более мелкие замкнутые профессиональные группы, принявшие форму каст.
Касты (джати) – замкнутая группа индийского общества.
Видимо, нередко заключались и неравные браки, которые разрушали сословные границы и приводили к смешению сословий. Как считают некоторые, именно так и произошли джати. Как правило, они связывались с одной из четырех варн, а некоторые находились на социальной лестнице даже ниже шудр и назывались «неприкасаемые».
За сотни веков общественное устройство в Индии усложнилось, произошло разделение труда, и число общественных групп и статусов увеличилось от четырех до нескольких тысяч. Индуизм втягивал в свою орбиту и местные племена. Они включались в индоарийское общество и тоже становились особыми кастами. Так постепенно складывалась кастовая система.
Все касты делятся четыре основные группы:
1. Высшая (брахманы, воины)
2. Средняя (торговцы, земледельцы)
3. Низшая (земледельцы и ремесленники)
4. Неприкасаемые.
Самые многочисленные — низшие касты. В них входит около 40% всего населения Индии. Самые малочисленные — высшие касты (около 8% населения). Средние касты объединяют примерно 22% населения, а неприкасаемые — 17%.
Каста может насчитывать от 200-300 человек до нескольких миллионов. Члены одних каст разбросаны по всей Индии, других — сгруппированы в одном районе. Но во всех случаях члены каждой касты изолированы от представителей других каст, и каждый человек связан со своей кастой сотнями нитей.
Кастовую принадлежность человека можно определить по многим признакам: по типу одежды и манере ее носить, по наличию определенных отношений или их отсутствию, по прическе, знакам, нарисованным на лбу, характеру жилища, пище и даже сосудам для ее приготовления, а также по именам. Выдать себя за членов другой касты в Индии было трудно.
Билет 14.
Социально-экономическое развитие Египта в эпоху нового царства.
Эпоха Нового царства.
XVIII-ХХ династия (16-11в). Основатель – Яхмос I.
1) экономика:
— каждый поход – куча рабов, золото, серебро, бронза, ценности. Организована система сбора дани с захваченных территорий: Эфиопия – золото, слоновая кость, Палестина и Сирия – серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит, Ливан – корабельный лес, кедр скот, рабы, зерно.
— рабочая сила сырье ценности новые технологии (кузнечные мехи, вертикальный ткацкий станок, металлургия, пастовое стекло, плуг с отвесными рукоятками, шадуфы для полива, овцы, кони, мулы)= подъем экономики. Оживление сельского хозяйства: упорядочивание ирригационной системы, увеличение площади посевов, ниломеры в Асуане и Мемфисе, ремонт и строительство каналов, дамб, колодцев, водохранилищ.
Социальные отношения
— 3 класса:
а) господствующий
б) мелкие производители
в) рабы
— Распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Увеличение числа рабов (палестинцы, сирийцы, финикийцы, ливийцы, нубийцы и др.) Появление мелких рабовладельцев (1-3 раба).
Усложнение структуры господствующего класса:
а) мелкие и средние рабовладельцы
б) служилая аристократия (фараон)
в) наследственная номовая знать и высшее жречество (фиванские жрицы Амона)
Усложнение отношений между б) и в) привело к реформе Эхнатона
— Обстановка стабильна, пока успешны завоевательные походы, с уменьшением числа завоеванного усиливается эксплуатация. Острые противоречия в период общей нестабильности вылились в стихийные выступления.
Государственное управление
— Больше территория – больше чиновников.
— Инструкция везира фараона Тутмоса III Рехмира:
а) центральный аппарат во главе с везиром
б) несколько ведомств – начальник казны, главный домоправитель (налоги), заведующий пашнями, начальник над скотом, начальник приемного чертога, заведующий судебным присутствием, глава военной палаты.
в) 10 верхнеегипетских сановников при везире – канцелярии – писцы, секретари, курьеры.
г) региональная администрация – четыре административных региона
д) градоправители в крупных городах
е) окружное управление
ж) управление в деревнях и поселениях
— 4) Организация управления на завоеванных территориях:
а) Нубия – спецведомство сановник 3-й ступени («царский сын Куша»)
б) Азия – спецведомство наместник «северных стран»
Все они опирались на военные гарнизоны и на лояльных местных правителей.
Реформы Ван Мана.
В 9 г. н. э. он захватил трон и объявил о начале новой династии. Провел реформы, касающиеся землевладения, рабовладения. Ван Ман объявил все земли в стране собственностью императора и запретил их куплю-продажу. В империи вводилась система «колодезных полей», якобы существовавшая в далекой древности: каждая семья должна была владеть отныне небольшим земельным наделом. Запрещалась работорговля. Рабы именовались
Частнозависимыми.
Но уже через три года после начала реформ Ван Ман вынужден был уступить богатым землевладельцам, оказавшим ему отчаянное сопротивление, и разрешить куплю-продажу земли и рабов.
Билет 15.
Древнейшая цивилтзация Индии(мохенджадаро и Хараппы, индская).
Индская цивилизация.
1. Хронология. XXIII-XVIII вв., или на век раньше.
2. Территория. Долина Инда (СЗ Индии).
3. Этнос и язык. Европеоиды (к югу были и австралоиды). По языку, вероятно, протодравидийцы.
4. Устройство. Очень туманно. Земледелие возникает ещё с VI тыс. (поселенцы с севера). Во 2 пол. III тыс. – первые города. Не замкнутая культура – связи с Эламом и Аккадом. Важнейшие города – Мохенджо-Даро(Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда) и Хараппа(Хараппа (англ. Harappa) — древнеиндийский город, один из главных центров хараппской цивилизации (3 тыс. — 17—16 вв. до н. э.). Расположен близ старого русла реки Рави, в округе Сахивал в Пакистане) . Кроме того: Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал (порт на юге).
5. Особенности планировки городов:
— две части: цитадель с основными постройками (дворец, храм, зернохранилище) и собственно поселение.
— правильная планировка с широкими улицами, делящими город на большие кварталы, сочетается с разбродом и нагромождением домов в этих кварталах (возм., одна из причин упадка).
— лучшая в древнем мире канализация. Бассейны и комнаты для омовений не только во дворцах.
6. Экономика. Металл – бронза. Мало что можно сказать о с/х. Выращивали пшеницу, ячмень и просо. Первыми освоили хлопок. Развито строительство (из обожённого кирпича), керамика лепная с растительным орнаментом, развито ткачество (понятно, раз хлопок). Есть торговля как внутренняя (находки каменных гирь), так и внешняя (в Мес. Находят инд. печати).
7. Социум. Только догадки. Они такие: было государство, было храмовое хозяйство, было соцнеравенство.
8. Культура. Письменность ещё не дешифрована, но она даст немного, т. к. надписи в основном на печатях (6-7 знаков). Письмо, очевидно словесно-слоговое. Распространена мелкая пластика (камень, бронза) – как люди (танцовщица), так и боги (мать). Также множество печатей. Религия: земледельцы => культ деревьев, богини-матери. Мужское божество занималось тем, что сидело в йогической позе в окружении 4 зверей – владыка 4 стран света. По всей видимости важно ритуальное омовение.
9. Исчезновение в XVIII в. по неизвестным обстоятельствам, но, судя по археологии, хирели долго. Возможно, из-за нерационального ведения хозяйства. Но точно не из-за племён, которые начинают в это время вторгаться с севера.
РЕФОРМЫ АМЕНХОТЕПАI V.
Успешные завоевания и регулярные отчисления в пользу храмовых хозяйств привели к значительному усилению фиванских жрецов Амона-Ра. Они даже получили возможность влиять на передачу власти («указание Амона»). Фараон Аменхотеп IV (1372 — 1354) предпринял попытку религиозно-политической реформы. В 1366 он объявил Атона главным богом и поменял свое имя Аменхотеп на Эхнатон («Амон доволен» => «угодный Атону»). Эхнатон покинул Фивы и переехал в Ахенатон («Горизонт Атона»). Символ Атона – солнечный диск с дающими руками. Опираясь только на служилую знать, Эхнатон не смог привлечь к новой религии основную массу населения. Уже Тутанхатон (Тутанхамон) отменил культ Атона и перенес столицу в Мемфис. Имя Эхнатона (т.е. его ка) стирается со всех заборов. О реформе – «Гимн Атону» из гробницы современника Эхнатона вельможи Эйе.
Билет 16.
§
Среднее царство (21-18в., XI – XIII династии).
1.Распад централизованного государства на отдельные номы (XXIII век) привел к кризису сельского хозяйства (упадок ирригационной системы). Как следствие две проблемы:
а) недовольство народных масс и восстания (упоминаются в «Речении Ипусера» и в «Речении Нефертити»)
б) опустошение Дельты ливийцами (запад) и кочевниками (восток)
Ощущается необходимость борьбы с разрухой – борьбы за объединение. Два центра:
1) Север – Гераклеополь
Отразили нападения ливийцев (запад) и кочевников-азиатов (Синай); построили крепости в Дельте; объявили себя царями Верх. и Ниж. Египта (IX – X династии).
2) Юг – Фивы
Объединил южные номы.
Победил фиванец Ментухотеп (XI династия, XXI век).
Экономика.
1) Восстановление ирригационной системы.
2) Появление нового плуга
3) Выведение новых пород скота (овцы — шерсть)
4) Освоение бронзы
5) Изобретение пастового стекла
2) Царские хозяйства => вельможные (обрабатывали родня, «отроки», «воспитанники», «дети», т.е. рабы),
3) Укрепляются средние хозяйства (частная собственность, рынок, рабы).
4) Увеличение удельного веса мелкого землевладения (дробление царских и храмовых хозяйств).
5) Все мелкие землевладельцы – «хемуунисут» — «царские люди». Писцы переписывали всех и распределяли по профессиям. Потом направлялись на пожизненные работы в хозяйства. Перераспределение было возможно. Виды работ: а) централ. хозяйство, продовольствие со склада; б) отдел. земельный участок, выживает сам.
6) Увеличение количества рабов (войны) Развитие частного рабовладения.
7) Господствующий класс: родовитая и служилая аристократия, высшее жречество, госаппарат средние и мелкие рабовладельцы, собственники частных владений глав «домов» в сельских поселениях.
Государственное управление.
1) Восстановлен многочисленный бюрократический аппарат, иерархия сложившаяся в Древнем царстве. Однако фараон не имел власти над номархами. Он – главный вельможа (поучение Аменемхета). Опирается прежде всего на этих чиновников.
4) Фараоны предпочитали для нужд управленческого аппарата использовать служилых людей из средней прослойки. Номархи зажрались. Сравнить погребения: фараоны – Ментухотеп I в Дейр-эль-Бахри и храм-лабиринт Аменемхета II в Фаюме, а все остальное скромные сооружения; номархи – погребения в Бени-Хасане, много других прекрасных памятников.
5) XII династия (2000 — 1775) стабилизировала и укрепила Египет.
Завоевательная политика.
Все колонизированные и захваченные страны активно эксплуатировались.
Проблемы.
Внутренние. Угнетение нижних слоев населения привело к открытому народному восстанию (XIII династия, 1775 — 1710), которое было неорганизованным, а потому быстро и жестоко подавлено.
Внешние. Особую опасность представлял племенной союз гиксосов (Южная Палестина, Северная Аравия, Синайский п-ов).
II Переходный период (вт.пол. XVIII – XVII вв.).
Конец XVIII века – гиксосы оккупировали всю Дельту. Гиксосы – скорее конгломерат племён, чем этноним. Название египетское. У них мощнейшее оружие эпохи – колесницы (в Египте до этого не было даже лошадей). К 1720 покоряют весь Египет и сажают XV и XVI дин (1710-1585).
1) Верхний Египет под их властью лишь номинально. На юге господствует фиванский номарх.
2) Столица – Аварис, восток Дельты.
3) Условные династии гиксосских фараонов – XV – XVI (1710 — ~1580). Особое могущество – царь Хиан (XVII век). Подчинил весь Египет.
4) Борьбу с гиксосами возглавили Фивы. Основана XVII династия. Фараоны Камесу, затем Яхмос взяли Аварис изгнали гиксосов, преследовали их до Палестины, взяли Шарухен.
Эпос о Гильгамеше.
Самым знаменитым памятником шумерской литературы являлся цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней Гильгамеш аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапала. Это величайшее литературное произведение Древней Месопотамии.
Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун и правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей Первой династии города Урука.
В этом произведении рассказывается о том, как Гильгамеш начал угнетать жителей Урука, заставляя их работать все время над сооружением городских стен. Измученные горожане обратились к богам с мольбой избавить их от своего царя. Когда многократные их жалобы надоели богам, Ану, бог неба, велел одной богине сотворить героя, который мог бы состязаться в силе с Гильгамешем.
Богиня слепила из глины могучего героя по имени Энкиду. Его тело было покрыто шерстью, и сам он жил в степи среди диких зверей. Узнав о существовании Энкиду, Гильгамеш решил побороться с ним, чтобы жители Урука могли убедиться в доблести своего царя. Поэтому в степь была послана блудница по имени Шамхат, чтобы соблазнить Энкиду и привести его в Урук. Энкиду целую неделю наслаждался ласками Шамхат, после чего решил вернуться к зверям. Однако последние уже не признали Энкиду и бежали прочь от него.
Тогда Шамхат удалось привести Энкиду в Урук, где на виду у всего города состоялось его единоборство с Гильгамешем. Силы соперников были равными, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной, и они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло кедровый лес, и совершили много других подвигов.
После этого богиня Иштар влюбилась в Гильгамеша и предложила ему свою любовь. Гильгамеш отверг ее, бросив ей упрек, что в прошлом она без конца меняла мужей и не способна на постоянное чувство. Оскорбленная такой дерзостью, Иштар пришла в ярость и послала против смельчака чудовищного быка. С помощью Энкиду Гильгамеш убил чудовище. При этом Энкиду нанес богине тяжкое оскорбление, бросив ей в лицо ляжку убитого быка со словами, что, если бы он мог добраться до Иштар, он убил бы и ее. За это оскорбление Энкиду суждено было умереть.
Гильгамеш долго переживал смерть верного друга и в тоске решил отправиться на край света, к своему отдаленному предку Зиусудре, еще в незапамятные времена спасшемуся от потопа. Зиусудра рассказал Гильгамешу следующую легенду о потопе. В отдаленные времена, когда богам надоели людские беззакония и грехи, они решили уничтожить род человеческий, сделав исключение лишь для праведного и благочестивого Зиусудры и его жены. Бог Энки предупредил Зиусудру о грозящей опасности и велел ему построить корабль и перебраться на него заблаговременно, еще до начала потопа.
После настойчивых просьб Гильгамеша Зиусудра рассказал также ему, каким образом можно найти волшебное растение, дающее бессмертие. Преодолев большие опасности и испытав тяжкие трудности, Гильгамеш смог найти это растение. Однако он не съел его, а решил доставить в Урук, чтобы поделиться им с жителями своего родного города и тем самым сделать их также бессмертными. Однако, когда на обратном пути в Урук Гильгамеш решил искупаться и оставил траву на берегу реки, змея похитила ее и приобрела бессмертие.
Тогда Гильгамеш убедился в невозможности бороться с предначертаниями богов, которые присвоили себе секрет бессмертия и присудили человеку лишь короткий век.
Билет 17.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПАД ИМПЕРИИ МАУРЬЕВ,ВНЕШНЯЯ ВНУТРЕННЯ И РИЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АШОКИ.
Создание общеиндийской державы (6 век до н.э. – второй век н.э).
Когда заканчивается видийский период, начинается резкий рост в экономике, культуре и на первый план выходит Северо-Восточная Индиия, так как Северо-Западная находится под Персами. Наиболее мощные государства располагаются по Гангу и Ямуне – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти. Между ними идет борьба за гегемонию и к 4 веку главным становится государство Магадха, где правила династия Нандов. До Магадхи Македонцы, совершавшие в то время завоевания, не доходят и поворачивают назад, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны.
Что сделал Чандрагупта.
— Выгнал Македонцев
— Сверг Нандов
-Основал династию Маурьев (317-180 гг. до н.э.).
Расцвет династии Маурьев при Ашоке (внуке Чандрагупты).
— Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью.
Религиозная политика Ашоки:
• «Эдикты» Ашоки. Это этические заповеди с сильным буддийским влиянием, говорящие о почитании не только брахманов но и паломников новых учений.
• Был защитником буддизма Основная идея: царь есть благо, и то, что он говорит – тоже благо. Поэтому надо следовать тому, что говорит царь, если ты его уважаешь и любишь.
• Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке). Появилось некое культурное общность, традиция единства.
Управление.
1. Царь
2. Царский совет (родственники и важнейшие чиновники)
3. Опора на армию (в основе – профессиональная)
Экономика.
После ведийского периода – резкий взлёт – начинает использоваться железо. Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Увеличивается интенсивность сельского хозяйства (новые методы рисоводства). Прогресс в разделении труда, демографический рост, появление множества новых городов и, как следствие, развитие торговли.
Социальная стратификация.
· Касты
· Культура.
· Резкий вслед вследствие появления идеологической общеиндинской основы – буддизма.
§
Чжоу в период Инь
Первые упоминания об этом племени, как о подчиненной территории Инь, встречаются в период правления У Дина. Титул правителя чжоу – «чжоуский хоу», т.е. зависимый правитель.
Как Чжоу завоевало Инь
В 1027 году до н.э. У-ван во главе чжоусцев и коалиции западных племен нанес решающее поражение Инь. Чжоу переняла достижения Инь, в том числе бронзолитейное производство, боевые колесницы и главное – письменность! Родственники У-вана, часть знати, некоторые предводители племен получили участки земли с населением и соответствующие титулы (чжухоу). В 11 веке до н.э. существовало 200-300 таких владений.
В системе управления, к слову, коренных преобразований не произошло.
Социально-экономическое развитие.
Строжайшая социальная регламентация во всех аспектах жизни.
Социальная стратификация
1. Свободное население
— Чжоуский ван (деспотический правитель)
— Чжухоу (обладатель наследственного владения, высший аристократ)
— Дафу (глав всех цзу одного владения)
— Ши (глава большого семейства, входящего в цзу)
— Простолюдины
2. Рабы (пленники 11– 10 века до н.э.)
Принадлежность к социальной группе определялась по родству. Старший сын наследовал титул, остальные опускались на ступень ниже. Частной собственности в современном смысле слова не существовало.
Билет 18.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КИТАЯ В ЭПОХУ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ИМПЕРИЙ ЦИНЬ И ХАНЬ
ХАНЬ – в III в. до н.э. – I в н.э.
Империя Хань. Основатель Гао-цзу.
Внутренняя политика.
1) Экономика:
— уменьшение налогов – поземельный налог = 1/15 урожая, в случае стихийных бедствий налоги не взимались
— земельные и налоговые льготы на 12 лет воинам и семьям с новорожденными
— возвращение полей и жилищ их хозяевам
— освобождение вынужденных рабов
2) Государственное управление:
— семь крупных военачальников получили титулы ванов привилегию назначать своих чиновников и устанавливать повинности самостоятельно
— 130 соратников Гао-цзу получили владения и титул хоу
— восстановлен циньский центральный административный аппарат, но наравне с ним существовали и органы местной власти в каждом владении.
Социально-экономические отношения.
1) ранговая система:
— 1-8 – простолюдины, земледельцы, ремесленники, торговцы
— 9-18 – лица, получающие ряд привилегий, нет повинностей
— 19-20 – лица, получавшие «кормление» на несколько дворов и право собирать с них налог в свою пользу
— В 18 году была установлена фиксированная цена за один ранг – 1000 монет
2) рабы в ханьском обществе
— частные – разорившиеся простоюдины
— государственные – родственники преступников
— ребенок раба – раб
— широко распространена работорговля, сделка оформлялась купчей
— цены: старики и молодые – 15 тыс. монет, женщины – 20 тыс., мужчины – 40 тыс.
3) налоги:
— поземельный – уменьшение было выгодно крупным землевладельцам
— подушный – постоянное увеличение душило рядового земледельца
4) повинности – от 20 до 56 лет нести воинскую и трудовую повинность, можно откупиться
5) купля-продажа земли была возможна с разрешения общины («угощения» свидетелей)
6) расслоение мелких земельных собственников привело к обезземеливанию значительной части крестьянства и работе на арендованной земле при арендной плате в половину урожая, распространяется наемный труд, многие попадают в рабство
7) в 6 году до н.э. провалилась попытка ограничения частного владения землей и рабами
ЦИНЬ- Империя Цинь (221 — 207).
1. Административные
a. Уничтожены границы прежних царств, а так же уничтожены все укрепления внутри страны.
b. Разделение на 36 областей ( 4 были присоединены позже), во главе каждой области 2 чиновника (гражданский и военный), назначаемые из столицы
2. Экономические
a. Проведена денежная реформа – единая монета Цинь, все прежние – уничтожались
b. Разрешение купли-продажи земли
c. Строились дороги и транспортные каналы, унифицированы повозки (для поддержания дорог)
d. Унифицирована система мер и весов
3. Социальные
a. Единое название всех народов – хеншоу (черноголовые)
b. Прежние аристократические титулы уничтожены, знатность по богатству и помощи государству
c. Введена «семейная порука» — за преступление карался не только преступник, но и его семья, наказание с особой жесткостью
d. Из-за свободной купли продажи земли и высокого налогового гнета развивается рабство
e. Введена единая письменность
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ(ПИСЬМЕННОСЬ,ОБРАЗОВАНИЕ,ЛИТЕРАТУРА,БИБЛИОТЕКИ)
Сначала — пиктография (предметы в виде рисунков), древнейшие тексты примерно 3300 г. до н. э., однако таким письмом лишь простейшие вещи (100 рыбы, лев съел быка), не передает имен собственных, эмоций и абстракции (гром, наводнение). Пиктография лишь фиксировала отрывочные сведения.
Постепенно превратилось в словесно-слоговое письмо. Путь перехода – ассоциации рисунков со словами (овца – уду, рисунок овцы — уду), превращение рисунков в идеограммы (рисунок, обозначающие слово, а позднее и слог). Позднее вавилоняне и ассирицы, переняв шумерское письмо, добавили к шумерским идеограммам и аккадское значение (овца – уду и иммеру). Появляется полифония (многозначность) – один знак может обозначать разные слова, в зависимости от контекста (знак «нога» — означает и стоять, и ходить, и бежать, и нога). Одновременно с полифоничностью стал пропадать рисуночный характер письма – знаки стали отображать какую-либо особенность объекта, да и то схематично (птица – знак «крыла»).
Писали на мягкой глине тростниковой палочкой – рисовать неудобно, кроме того знаки пришлось повернуть на 90 градусов – потеря сходства с предметом, выглядят горизонтальными/вертикальными/угловыми клиньями. Так появилась клинопись. Никто не развил до алфавита (где буква означает звук).
Для удобства распознавания знаков были созданы «детерминативы», знаки позволяющие определить значение слово (знак тин – «строитель», «жизнь», детерминатив профессий «лу» помогает понять значение «сторитель»). Использовались для профессий, орудий, растений и т.д. Всего 600 знаков в клинописи, каждый со своим значением. Из-за своей сложности – доступна только писцам, почитаемая профессия.
Библиотеки
Одно из главных достижений шумер. Возникновение в Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., писцы собирали литературные и научные тексты.
Самая знаменитая библиотека — царя Ашшурбанапала (669— ок. 633/627 гг. до н. э) в Ниневии.
В библиотеке Ашшурбанапала хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения и научные тексты. Всего сохранилось более 30 000 табличек и фрагментов. Вместе с тем библиотека Ашшурбанапала была первой в мире систематически подобранной библиотекой – несколько экземпляров, серии текстов по разным вопросам, пронумерованность табличек, наличие этикеток-каталогов.
Архивы
Самые ранние – первая четверть III тысячелетия до н. э. Помещения для хранения – обычные комнаты, позже таблички в корзинах покрытых битумом – от влажности.
Первая половина III тысячелетия – первые частные архивы, хранение в кувшинах, ящиках. От I тыс. – сохранилось много частных архивов. Особое место – архив делового дома Эгиби, (Вавилон, конец VIII -начало V в. до н. э), где обнаружено 3000 долговых расписок. В Ниппуре найден архив делового дома Мурашу (V в. до н. э.).
В архивах было сохранено множество писем. Писались на глиняных табличках, отправлялись в глиняных конвертах с печатями.
Школы
Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа была центром образования и культуры.
Основной предмет обучения -шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания.
Много шумерских произведений о школьной жизни с нравоучительным характером:
«О непутевом сыне» — писец поучает своего ленивого сына не слоняться по улицам, брать пример с достойных учеников и прилежно заниматься.
Другой текст – про приглашение и задабривание учителя.
Третий – про упреки ученика в адрес учителя и наставление от учителя.
Литература
Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу.
Особый жанр составляли произведения о гибели шумерских городов из-за набегов соседних племен. Большой популярностью пользовался «Плач о гибели жителей Ура» (в конце XXI в. до н. э.), где описываются страшные подробности о страданиях женщин, стариков и детей, которые мучились от голода, горели в объятых пожаром домах и тонули в реке.
Конец II тысячелетия до н. э. в Вавилонии — «Да прославлю я владыку мудрости». Про страдальца, который жил праведно и соблюдал все божеские установления и человеческие законы, но бесконечные беды не переставали преследовать его. В произведении ставится вопрос, почему Мардук, верховный бог вавилонян, позволяет страдать невинным людям? На этот вопрос дается ответ: воля богов непостижима и поэтому люди должны беспрекословно покоряться им.
По к произведению о невинном страдальце примыкает поэма «Вавилонская теодицея» (дословно «богооправдание»), первая половина XI в. до н. э. Автор — Эсагил-кини-уббиб, жрец-заклинатель при царском дворе. Построена в форме диалога невинного страдальца с его другом. На протяжении всего произведения страдалец излагает свои претензии к богам и сетует на несправедливость общественных порядков. Друг стремится опровергнуть эти рассуждения.
X в. до н. э. — «Раб, повинуйся мне», пессимистично по своему содержанию. Оно содержит диалог господина со своим рабом, где господин перечисляет. то что хотел бы сделать, а раб сначала поддерживает хозяина но узнав что господин не хочет ничего воплощать начинает убеждать хозяина в бессмысленности действий вообще. Путешествия, войны – опасно, семья – затрата, ростовщичество – черевато, боги — капризы. Раб внушает господину, что не следует делать добро людям, после смерти все равны. В конце произведения раб говорит, что единственное благо заключается в смерти. Тогда господин высказывает желание убить своего раба, но тот спасается тем, что указывает на неизбежность скорой смерти и самого господина.
Билет 19.
ХЕТТСКОЕ ЦАРСТВО
Хронология и периодизация:
1. Древнехеттское царство (18-16 вв.)
2. Смута (15 в.)
3. Среднехеттское царство (15 в.)
4. Новохеттское царство (14-13 вв.)
Кто населял:
Европеоиды. Индоевропейцы, хетто-лувийская ветвь. На месте – с начала 2 тыс.
Древнехеттское царство.
Первые гособразования – начало 2 тыс. В 18 в. правители города Куссара создают первое территориальное царство. Столица переносится в Несу, затем в Хаттусу (при Хаттусили I). При этом же правителе происходит достаточно крупная смута, связанная с передачей власти (отказал племяннику в наследовании). В конце концов, преемником был назначен Мурсили (усыновленный внук) и отсоединившиеся во время смуты территории были возвращены в состав Хеттского Царства.
Древне-хеттское царство достигает апогея в начале 16 века, когда захватывает Вавилон при Мурсили I. Однако сама государственная система не устойчива (путаница с наследниками, постоянные перевороты). К 15 века усиливаются Митани, ряд малоазиатских государств, происходит нашествие касков. После этого начинается кризис Древне-Хеттского царства.
Управление: власть царя ограничена народным собранием (панкус), нет очевидного порядка наследия.
Среднехеттское царство
В это время хеттские цари без большого успеха боролись с Митани, пытались установить дружбу со злейшим врагом Митанни Тутмосом III.
Социальная стратификация
Верхушка:
1. Царь
2. Знать
3. Жрецы
4. Крупные землевладельцы (не платят податей)
Средние слои:
1. Общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота своеобразный оброк)
Низы:
1. Рабы.
— Государственные рабы
— Частные.
Новохеттское царство.
Этот период охарактеризован правлением династии хуррита Тудхалии, чьи потомки имели мало общего с хеттами, но хурритов считали своими злейшими врагами.
Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумой. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш) Подчиняет Митани. Таким образом формируется уже великая держава.
При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и в 1296 происходит битва при Кадеше. Египет терпет поражение, но из-за внутренней ослабленности хеттам приходится заключать договор (1280 год).
Несмотря на временные успехи Хаттусили II (заключает союз с Египтом и Грецией) начинается постепенный упадок и к 1190 происходит развал единого царства на ряд маленьких государств (последние силы хеттов были разгромлены «народами моря»), которые впоследствии были поглощены Ассирией.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА
Разговорный и литературный язык древних египтян прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают:
1. Язык Древнего царства — язык древнеегипетский
2. Среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения
3. Новоегипетский язык
4. Демотический язык
5. Коптский язык
Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э. для фиксации различных явлений многообразной жизни и хозяйственной деятельности древних египтян. Она прошла длительный путь формирования и сложилась ко времени Среднего царства.
Развитие:
Основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).
С течением времени по мере необходимости более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки стали упрощаться. Отдельные рисунки стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т. д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно было выражать и многие другие слова и понятия.
ЛИТЕРАТУРА
Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи.
В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения.
Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня.
Своей завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства.
Жанры и наиболее известные произведения
Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств.
Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии (Древнее царство), наставляющего своего сына.
Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством и поведение со слугами, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.
Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности.
Особой разновидностью поучений были пророчества мудрецов, предсказывающих наступление бедствий для страны, для господствующего класса, если египтяне будут пренебрегать соблюдением норм, установленных богами. Как правило, такие пророчества описывали реальные бедствия, происшедшие во времена народных восстаний. Наиболее известными произведениями этого жанра были «Речение Ипусера» (рассказывающее нам о событиях одного из социальных переворотов между Царствами) и «Речение Неферти» (рассказывающем о свержении последних царей Древнего царства и установления мира под эгидой некого Амени).
Одним из излюбленных жанров были сказки, где сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. В этих сказках сквозь господствующие мотивы преклонения перед всесилием богов и фараона пробиваются идеи добра, мудрости и смекалки простого труженика, который в конечном итоге одерживает победу над хитрыми и жестокими вельможами, их жадными и коварными слугами.
Наиболее известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде» и «Сказка о двух братьях».
Подлинными шедеврами египетской литературы стали повесть «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста».
В «Рассказе Синухета» повествуется о вельможе сбежавшем из-за смены власти, о его подвигах у кочевников Сирии и благополучном возвращении на родину, с моралью «Нет места лучше дома».
В «Песне арфиста» впервые в мировой поэзии были высказаны сомнения в возможности загробного существования и провозглашалась идея наслаждения всеми радостями земного бытия.
Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные гимны и песнопения, исполняемые на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.
На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии, которые были своего рода зачатком древнеегипетского театра. Гимны и песнопения, исполняемые в честь богов на празднествах, были представителями жанра массовой поэзии.
Уникальным произведением является философский диалог «Беседа разочарованного со своей душой». Где повествуется о несчастном человеке, пожелавшем закончить жизнь самоубийством, о его спорах с собственной отговаривающей душой и о преобладании, в конце концов, пессимизма и желания загробной жизни.
Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений мировой литературы
Билет 20
§
Чжаньго — эпоха (с 5 по 3 век до н.э.) бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни Древнего Китая.
Предпосылкой для этого были важные сдвиги в развитии производительных сил:
1. Распространение железа (первое упоминание – конец VI в. до н.э.; археологические находки – V в. до н. э.; IV – широкое распространение железных орудий для земледелия)
2. Появление пахотных орудий и тяглового скота (с помощью орудий становится возможным возделывать «твердые» почвы, скоты резко повысил производительность)
3. развитие ирригации (раньше использовалась только для борьбы с наводнениями, с того момента для искусственного орошения)
Следствием этого стали:
1. расширение площади пахотных земель,
2. повышение урожайности,
3. резкое увеличение совокупного общественного продукта
Все это привело к кризису системы землевладения и землепользования, существовавшей в чжоуском Китае XI—VI вв. до н. э. Прежние формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изживают себя.
Середина I тысячелетия до н. э. — новая система собственности на землю, связано с появлением частной собственности, основанной на праве купли-продажи земли. В связи с этим в VI в. до н. э. в ряде древнекитайских царств появляется поземельный налог (впервые был введен в царстве Лу в 594 г. до н. э., затем в Чу и в Чжэн).
Качественные изменения претерпевает в это время ремесло и торговля. В начале I тысячелетия до н. э. ремесленники, земледельцы и торговцы приравнивались по своему статусу к простолюдинам, эти профессии были наследственны.
Рост благосостояния отдельных ремесленников, из-за появление железных орудий и общего развития техники, способствовал использованию в ремесле и торговле рабов как производительной силы. В результате отдельные ремесленники и торговцы, относившиеся к низшей прослойке социальной иерархии, могли оказаться более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден.
БОГИ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
1. Она самобытна, так как цивилизация изолирована. Но впоследствии, в период эллинизма, именно ее элементы заимствовали греки и другие народы.
2. На религию оказали влияние природные условия. Плодородная река, сезонные разливы, аграрные циклы, вокруг – недружелюбная пустыня и т.д. – все это отражалось в религии (к примеру, Сет был злым богом пустыни). Также складывалось ощущение зависимости человека от природы, его ничтожности перед ней.
Концепция культа.
Боги создали людей, чтобы те им служили. За плохое служение и неповиновение боги могли наказать людей. Неотъемлемой частью культа были жрецы, жертвы для них, храмы, гимны.
Фараон же считался сыном бога, воплощением божества на земле. При жизни отождествлялся с Хором, после смерти – с Осирисом.
Боги.
Их было великое множество, существовали особые боги для каждой местности, почитаемые там по ряду причин, были и общеегипетские. Боги могли олицетворять как конкретные понятия (например Хапи – Нил), так и абстрактные (например Маат – справедливость).
Огромное многообразие богов вызвало потребность их как-то систематизировать, и лучше всего с этой задачей справились гелиопольские жрецы. Они выделили девятку главных божеств, а остальных богов по мере возможности раскидали на триады богов: мать, отец и сын. Так: Осирис, Исида, Хор – абидосская триада, Амон, Мут и Хонсу – фиванская триада.
Главные боги:
1. Ра (Гелиополь)
2. Птах (Мемфис)
3. Амон (Фивы)
4. Осирис
5. Исида
6. Гор
7. Тот
8. Сехмет
9. Хапи
Космогония.
По гелиопольской системе: сначала был бог Нун (первобытный водный хаос). Из него появился бог Атум (В поздней вариации Ра — первая твердь). Атум создает из себя Шу и Тефнут. У них рождаются Геб и Нут, которые, в свою очередь, дают жизнь Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде. Все они вместе – божественная девятка или Эннеада.
Загробный мир. После смерти – продолжение обычной земной жизни. Отсюда – спокойное отношение к смерти, мумификация (чтобы сохранить триаду «физическое тело – ка – ба»), росписи стен гробниц и очень выпечатляющий инвентарь гробниц (туда клали все, что могло пригодиться для загробной, а значит – и для мирской жизни; то, что нельзя положить, рисовали на стенах).
На начальном этапе этика играла малую роль в религии (лишь в одной из глав «Книги мертвых» описана процедура взвешивания сердца покойного – своеобразная некая зависимость между тем, что человек творит при жизни и тем, куда он попадает после ее конца), в основном благополучная загробная жизнь зависит от погребального обряда. Впоследствии эта тенденция меняется, этика занимает свое место.
Билет 21
Чжаньго — эпоха (с 5 по 3 век до н.э.) бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни Древнего Китая.
Предпосылкой для этого были важные сдвиги в развитии производительных сил:
1. Распространение железа (первое упоминание – конец VI в. до н.э.; археологические находки – V в. до н. э.; IV – широкое распространение железных орудий для земледелия)
2. Появление пахотных орудий и тяглового скота (с помощью орудий становится возможным возделывать «твердые» почвы, скоты резко повысил производительность)
3. развитие ирригации (раньше использовалась только для борьбы с наводнениями, с того момента для искусственного орошения)
Следствием этого стали:
1. расширение площади пахотных земель,
2. повышение урожайности,
3. резкое увеличение совокупного общественного продукта
Все это привело к кризису системы землевладения и землепользования, существовавшей в чжоуском Китае XI—VI вв. до н. э. Прежние формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изживают себя.
Середина I тысячелетия до н. э. — новая система собственности на землю, связано с появлением частной собственности, основанной на праве купли-продажи земли. В связи с этим в VI в. до н. э. в ряде древнекитайских царств появляется поземельный налог (впервые был введен в царстве Лу в 594 г. до н. э., затем в Чу и в Чжэн).
Качественные изменения претерпевает в это время ремесло и торговля. В начале I тысячелетия до н. э. ремесленники, земледельцы и торговцы приравнивались по своему статусу к простолюдинам, эти профессии были наследственны.
Рост благосостояния отдельных ремесленников, из-за появление железных орудий и общего развития техники, способствовал использованию в ремесле и торговле рабов как производительной силы. В результате отдельные ремесленники и торговцы, относившиеся к низшей прослойке социальной иерархии, могли оказаться более состоятельными, чем некоторые представители знати. Тем самым нарушалось основное правило традиционной социальной системы: кто знатен, тот богат; кто незнатен, тот беден.
Отражение в идеологии
Древнекитайских философы интересовались в большей мере социально-политическими вопросами. Из-за перемен VI—III вв. до н. э. – взлет философской мысли. Философы пытались объяснить произошедшее.
1. Конфуцианство – создатель Конфуций (551— 479 гг. до н. э.), главный труд — учение о «благородном человеке». Порицал новый порядок и тех бедных кто стремился к богатству, возносил общечеловеческие ценности, идеализировал прошлое, говорил стремится не к личному благополучию, а к познанию мира. Государство сравнивал с семей, где стремился сохранить прежние порядки.
2. Мо-цзы (Mo Ди, рубеж V—IV вв. до н. э.) – все беды от «обособленности» и нелюбви к другим. Тезис о необходимости «всеобщей любви», порицал наследственную передачу чинов, призывал «почитать мудрых», хорошо оценивал новый порядок (когда бедный может стать богатым).
3. Легисты – основоположники философы IV—III вв. до н. э. Высшей силой считали закон, только он может обеспечить порядок, высшим законом считали абсолютную власть правителя.
4. Даосизм – основатель Лао-цзы, труд «Трактат о дао и дэ». Считали что существует некий «путь» (дао) событий, непостижимый человеку. Лучший способ управления государством – «недеяние» правителя, отказ от вмешательства в ход событий, ведь все и так предрешено
§
Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем. В XV веке начинается эпоха войн Митанни с Египтом, которая продолжалась три четверти века.
Уже Тутмос I напал на сирийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат. После этого шло временное ослабление Египта, при котором Митанни покорила все Восточное Средиземноморье.
Тутмос III оттеснил их далеко на север. Одно время войска фараона достигали Евфрата и даже разорили его митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось.
Аменхотеп II возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов оказался отброшен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир.Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии.
Тутмос IV закончил эту войну компромиссным миром с митаннийским царем (ок. 1410 г. до н. э.). Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный вскоре митаннийско-египетский союз, к которому присоединилась Вавилония, навсегда подвел черту под эпохой египто-митаннийского противоборства и заложил основы так называемого «Амарнского» международного порядка в Передней Азии (первая половина XIV в. до н. э.). Союз с Египтом скреплялся династическим браками: Тутмос IV и Аменхотеп III (последний—дважды) женятся на дочерях митаннийских царей.
Впоследствии между Аменхотепом III (Эхнатоном) и митаннийским царем Тужраттой просиходит ссора, вылившаяся в успешный митаннийский поход на египетские владения в Южной Сирии. После этого идет ослабление Митанни и окончание сущеcтвования гос-ва.
Билет 22.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЦИВИЛАЗИЦИИ.ЭПОХА ШАН-ИНЬ.
Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь.
Судить о политической истории Китая 2 тыс. до н.э. можно по легендам и преданиям о «совершенных правителях древности».
— Поднебесной правил мудрый Яо.
— Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп.
— Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем.
— Место Юя занял его сын Ци. Начало династического престолонаследия. Ци основал династию Ся.
— Последний правитель династии отличался жестокостью. Против него восстали подчиненные племена.
— Власть взял один из вождей (шан) Тан. Он основал новую династию Шан, впоследствии получившей название Инь в XVII в.
Эпоха Шан-Инь.
1-й период (17 – 14 века) — племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине.
2-й период (14 –11 века) – происходит последнее переселение в 15 веке. Центром шанов становится район Аньяна. Столицей – Великий Город Шан.
Экономика.
1. Сельское хозяйство (в нем широко используется деревянный заступ)
2. Ремесла (использовалась бронза для оружия и ритуальных сосудов, глина для создания глинобитных стен. Была специализация производств)
3. Возникают города.
Социальная структура.
1. Иньские правители и ближайшие родственники (известны по богаты погребениям, сопогребения)
2. Господствующие слои (также найдены по богатому погребальному инвентарю, но уже без сопогребений)
3. Свободные общинники (найдены обычных ямах)
4. Слуги, рабы (найдены погребения под фундаментами зданий). Рабы были из походов, в которых брали множество пленных.
Государственное устройство.
1. Представления о мире – этноцентрические
2. Территориальное деление – родоплеменное
3. Правитель – ван. Осуществляет единоличное управление страной, возглавляет армию, одновременно является верховным жрецом
4. Дружественные племена получали от вана санкцию на вход в коалицию
Наибольшего расцвета Инь достигло при У Дине во второй половине 13 века до нашей эры. При нем построены в столице новые дворцы и храмы, осуществлены значительные территориальные завоевания. После него дом Инь пришел в упадок. Последний ван, чье правление пришлось на «чжоуское завоевание», был безнравственным и распутным тираном.
Важно: Во время Шан-Инь появляется древнейшая в Восточной Азии письменность!
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ НАРОДОВ МЕСОПОТАМИИ:ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОСТАРАНСТВЕ,ВРЕМЕНИ,ИМУЩЕСТВЕ,ЦАРСВЕННОСТИ
Представления о природе, времени и пространстве:
Человек воспринимает себя частью природы. Природа своеобразна и наделена личными качествами, но не отделена от человека. Доказательство – отсутствие пейзажа и описаний природы. Проявления такого отношения – гадания по внутренностям, полету птиц, дыму, маслу; испытание огнем, водой.
Прерываемое (там где что-то есть), неоднородное (свое хорошо, чужое — плохо) пространство. Отсутствие предметов или событий – отсутствие пространства. Стремление ограничить все, нелюбовь к хаосу. Немаловажен стержень, ось, середина чего-либо. Мотив мирового древа или мировой горы – середины вертикали (небо земля вода) и горизонтали (стороны света). Своя страна являлась центром мира, пример – карты шумер.
Циклическое время – единство прошлого, настоящего и будущего, множество повторяющихся циклов. Время только там и тогда, где что-то есть или что-то происходит. Прерываемость времени – новое событие – новая точка отсчета. Неоднородность — благоприятное и неблагоприятное время (день-ночь, хороший-плохой правители), хорошие времена «растягивались». Ориентированность на прошлое.
Отношение к миру вещей
Вещи – продолжение человека, неотделимы от него. Одушевление вещи («Спор Мотыги и Плуга»). Вещи определяли духовную полноту человека. Дар вещи – дар частички души. Хороший человек – хорошая вещь, хороший создатель – хорошая вещь и наоборот.
Общество:
Отделенность от общества – плохо. Хорошо обществу – хорошо индивиду. Почитание традиций прошлого, постепенно «выпадающие» личности (Гиьгамеш). Оппозиция «мы-они», понятие «они» оформляется раньше, обозначается хаосам, злом. Если над «ними» стоит один из «нас» – возможно упорядочение.
Соц. группы:
1)Семейно-родовая
2)Возрастная
3)Локальная (город, жилище)
4)Профессиональная
5)Сословная (принадлежность к власти)
6)Неоформившаяся (друзья, гости)
Четыре признака отношения к соц. группам:
1) неотделенность от природы
2) обладание качествами, определяющими иерархию
3) определенный набор соц. групп
4) все признаки неизменны.
Государство, царственность :
Государство – и человеческое и нечеловеческое творение. «Царственность», сила упорядочившая мир, предметна (можно вручить, забрать), не часть этого мира («снизошла с небес»).
Царь смертный избранный богами, регалии – признак этого выбора. Функции царя: управление царством, передача воли богов, представление народа перед богами, забота о нем (хозяйственная и военная деятельность).
Этика, ценности:
Ориентированность на жизнь, смерть – зло, но жизнь добро с условиями здоровья, долголетия и материальное благополучие. Однако богатство не замена праведности. Почитание трудолюбия. Положительные качества – скромность, краткость, милосердие и сострадание, бескорыстность. Отрицательные – гордыня, высокомерие, насилие и жестокость, алчность. Теория Клочкова – ориентированность на наслаждение.
Хороший человек хорош в обществе/семье. В хорошем обществе нет плохого человека. Хороший человек – праведность, но впоследствии могло проявляться непослушание (Гильгамеш).
Билет 23
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ В КЛАСИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Классическая эпоха характеризуется окончательным формированием стабильной религиозной, общинно-кастовой и экономической системы множества владений противоборствующих мелких династий, поочередно создающих непрочные крупные державы разного охвата. Во II веке до н. э. — III веке н. э. Северная Индия вновь становится ареной вторжения различных сил с северо-запада.
Кушанская держава.
Географическое положение.
Ядром Кушанской державы изначально была Бактрия.
Этническая составляющая.
Правящая верхушка состояла из кочевников, пришедших с севера и разгромивших Греко-Бактрийское царство. Вомзожно, это были саки. Остальное население было представлено достаточно пёстро: греки, индийцы, «среднеазийцы» и многие другие.
История Кушанской державы.
Историю можно проследить по смещению из Бактрии на юг как в политическом, так и в культурном плане. Ококоло 130 г. крупное Греко-Бактрийское царство уничтожается в результате переселения кочевников с севера. После этого на территории бывшего царства воцаряется хаос из множества мелких новых государств.
Кадфиз I (изначально правитель небольшой территории, происходил из династии, основанной кочевниками) – I в. н.э.
— Объединил Бактрию
— Совершает походы на юг, захватывают часть Индии и все территории, находящиеся по пути продвижения.
Кадфиз II
— Завоевывает всю Северо-Западную Индию. Таким образом, образуется одна из крупнейших держав древности.
Канишка (2 век)
— Покровитель буддизма
— Центр державы смещается на юг в сторону Индии.
— Чеканятся монеты с изображениями Будды, Гефеста и Митры.
— Буддизм, становясь массовой религией изменяется, принимается в искаженной форме.
В 3 веке веке Кушанская держава терпит крупное поражение от Сасанидов. В IV возрождается, но уже в более скромном размере.
Экономика.
Держава с очень большим по тем временам процентом городского населения. Продуманная градостроительная политика унаследована от Греко-Бактрии. Нет большого разрыва между городом и деревней в плане экономическом и культурном. Живёт на торговле прежде всего: римляне (предметы роскоши), китай. Очень сильная внутренняя торговля.
Социальная стратификация.
Точных сведений нет. Очевидно, земля в основном общинная, но есть крупные виллы.
Культура.
Смешение всего. Типичный эллинизм и индийские традиции. Распространен искаженный буддизм, есть греческая религия, зороастризм.
Держава Гуптов.
Хронология. (Середина 4 века н.э. — конец 5 века н.э.)
История державы.
До державы Гуптов был период зависимости Северо-Западной Индии (греко-бактры, саки, кушаны) и раздробленности.
Основателем магадхской династии Гуптов был Самудрагупта (середина 4 века)
— Он объединил основные территории Северной Индии.
— Дошёл до Декана, воевал там, но территории присоединены не были.
Чандрагупта II (380-415) ввел державу в Золотой век, однако после его смерти всё вновь начало приходить в упадок. Общий упадок довершило нашествие гуптов-эфталитов.
Экономика.
Опиралась на торговлю, специализацию разных областей. Внутренняя торговля была слабая, в отличие от внешней. Ремесло не работает на рынок.
Социальная стратификация (касты).
1. Землевладельцы (местная аристократия, жречество) – брахманы или кшатрии.
2. Купечество – вайшьи.
3. Большинство населения – шудры.
4. Неприкасаемые.
Касты эндогамны. Внутри них тоже иерархия.