Почему коммунальщики моют улицы именно во время дождя
Нередко на улицах больших городов можно увидеть сюрреалистическую картину: с неба хлещет ливень, а по дорогам ездят поливальные машины с включенными разбрызгивателями.

Летом поливка дороги водой ещё оправдана, на взгляд простого обывателя. От мокрого асфальта так и веет прохладой. Но зачем поливать дороги в дождь, разве и так недостаточно мокро? Давайте разберёмся.
Ежедневно по улицам Москвы проезжают миллионы автомобилей, и все они разносят грязь по дорожному полотну. Поэтому его необходимо мыть. Даже в дождь. В департаменте ЖКХ и благоустройства нашей столицы мытьё улиц в дождь сравнили с тем, как хозяйка замачивает бельё перед стиркой. Дождь сначала размачивает грязь, скопившуюся между зёрнами асфальта, а затем поливальные машины смывают её сильным напором воды. Причём весной в резервуары поливальных машин добавляют шампуни, а осенью — нет, обходятся просто водой.
Уборка дорог в дождь достаточно эффективна и помогает сэкономить воду, а значит, снизить расходы ЖКХ. Но поливают дороги в дождь не только из любви к экономии. Если сразу же не смыть почву, которая из-за дождя попадает на дорогу с придорожных газонов, то впоследствии она высохнет и превратится в мелкую пыль. А смести пыль с дорог намного сложнее, чем грязь.
К тому же грязь на дороге делает асфальт скользким, что может привести к созданию аварийных ситуаций. Так что когда в следующий раз вы удивитесь или разозлитесь из-за мешающихся поливальных машин на дороге во время дождя, вспомните, что всё это ради вашего же блага.
Читайте также: ЖКХ в царской России: как появились дворники, сантехники и электрики
Читайте также:
— зачем поливают дорогу?
Зачем дороги поливают в дождь?

Почему зима приходит внезапно? И зачем перекладывать асфальт там, где он кажется нормальным?
Всех жителей Москвы давно интересуют ответы на эти вопросы. На днях меня и других блогеров пригласили в гости к тем самым “коммунальщикам”, которые убирают и ремонтируют московские улицы.
1 На мероприятие собрался весь цвет столичной блогосферы. Вы же знаете этих мужчин? Всего было около десяти фотоблогеров, но я теперь боюсь вызвать ваш гнев, если буду перечислять их ники. Придётся угадывать!
2 Штаб-квартира ГБУ “Автомобильные дороги” находится рядом со Звенигородским шоссе. В городе несколько автобаз, где обслуживается спецтехника, но здесь ещё и мозг.
3 Информационно-ситуационный центр: здесь следят за всем, что происходит на дорогах Москвы. У сотрудников есть доступ к 140 тысячам видеокамер, установленных в городе: на улицах, во дворах и даже в подъездах. Можно заглянуть по любому адресу и проверить, всё ли в порядке. “Порядок” в их случае подразумевает чистоту улиц и отсутствие ям на дорогах.
4 На этой карте в режиме реального времени отображается положение всех служебных машин ГБУ. Это поливалки, пылесосы, аварийки…автопарк предприятия насчитывает 2720 машин, к концу года их станет уже 3500. При этом, в компании работает 17 тысяч сотрудников. Как отметили отдельно — все граждане России, и каждого при трудоустройстве проверят в ФСО. Неблагонадёжных граждан в водители снегоуборщика не возьмут! К тому же, это безопасность города.
5 Как они сами себя называют — “центр по борьбе с двумя российскими бедами”. Ежедневно и круглосуточно, без праздников и выходных они занимаются ремонтом дорог Москвы. Тем самым “ямочным”, который москвичи вроде и не любят, но признают его необходимость.
Информация о проблемах поступает в инфоцентр в режиме онлайн, из разных источников. Больше всех даёт портал “Наш город”, через который обращаются сами граждане. Ещё есть и собственные службы мониторинга, много заявок приходит из ГИБДД. Исполнители ремонтных работ принимают заявку онлайн, через приложение в телефоне, через него же фотографируют и отправляют результат решения проблемы. Если она пришла от жителей, эту же фотографию они потом увидят в своей заявке.
6 Теперь про самые злободневные вопросы. Их даже не пришлось задавать: их и так знают наперечёт. Наверное, каждый журналист, который общается с ГБУ, обязательно спросит и про внезапную для дорожников зиму, и про поливалки в дождь.
Вот ответы, которые дал нам руководитель предприятия, Александр Орешкин:
Почему дороги поливают в дождь. Их не поливают, а моют. Дождь неспособен смыть грязь и мусор с дороги, он всего лишь прибивает пыль, многое остается в колее и без направленной мощной струи воды грязь не смыть. Ведь чтобы помыть тарелку, часто сначала её нужно намочить, прежде чем намыливать. Дождь позволяет экономить воду, которую и так бы вылили на дорожное полотно. Так что, он выступает только помощником, а никак не заменителем чистки дорог.
Почему с каждым сильным снегопадом дорожники оказываются “не готовы к зиме”. За метеопрогнозами они внимательно следят, и знают, когда пойдёт снег. Другое дело, что иногда они действительно не справляются с количеством осадков. Дороги имеют определённую ширину и пропускную способность, туда нельзя направить больше машин, чем могут работать одновременно, они будут просто мешать друг другу.
Ещё рассказали, что Москва единственный город в мире, где по нормативам зимой дороги чистят “до состояния лета”, до асфальта, а не просто снимают верхний слой снега и присыпают гранитной крошкой, как в странах северной Европы. Взамен им приходится обязывать водителей ездить только на шипованной резине. Если так делать в Москве, где около 50 переходов через 0 за зиму, дороги будут покрыты льдом и снегом, и сами же жители устроят протест. Плюс, гранитная крошка забивает и без того не совершенную ливневую систему.
ГБУ “Автомобильные дороги” работают на примерно 30% улично-дорожной сети Москвы. В их ведении все вылетные магистрали города, кроме Алтуфьевского и Щёлковского шоссе. Ямочный ремонт, в том числе во дворах, починка разделительных ограждений после аварий, уборка улиц — всё это к ним.
7 После презентации и рассказа о компании, нас ждала наглядная часть пресс-тура. Во дворе уже ждали все образцы уборочной техники.
8 Машины-пылесосы. Есть большая, на базе Камаза, а есть и кроха Citycat. Маленькие машинки активно используют на пешеходных зонах в центре и на тротуарах, это удобнее: грузовик там просто не проедет.
9 Щётка — расходный материал. Её нужно менять раз в две недели! Старая приходит в полную негодность.
10 В поливальные машины помещается 10 кубов воды. Есть норматив, по которому улицы должны поливаться каждые несколько часов.
11 Некоторые автомобили имеют двойное назначение, и пригодны для тушения лесных пожаров. Во время знаменитых пожаров 2021 года Москва помогала области с техникой.
12 Добрые глаза водителя КАМАЗа.
13 Наконец, блогерам показали то, что они любят больше всего. Эта машина только что приехала с рейса. В течение трёх часов этот грузовик пылесосил улицы Москвы.
14 Всё это могло бы лежать на городских дорогах. Очень много бычков. Их выбрасывают свиньи из окон своих автомобилей.
15 Включив режим джедая, водитель разом перечеркнул известную теорию о возникновении шотладнского флага.
16 Оказывается, это была всего лишь поливалка на фоне безоблачного неба 🙂
17 Демонстрация эффективности уборки. Сейчас песок кидают специально, но в реальности бывает ещё грязнее.
18 Направленной струёй воды всю грязь сбивают к обочине.
19 А потом проходит пылесос, который всасывает всю эту гадость, отброшенную к обочине.
20 Сотрудники ГБУ знают, что водители не очень любят медленные неповоротливые камазы, которые занимают всю ширину дороги и летом сбивают пыль, а зимой сметают снег. Но эти люди работают, чтобы наш город был чище. Не обижайте их!
21 Руководство предприятия не возражает, если водители самовыражаются и вносят изюминку в оформление своих автомобилей. Главное без фанатизма, политики и прочих неприличных вещей.
22 Пылесосы и поливалки нередко работают вместе. Есть техника, которая моет дороги шампунем, но это происходит не каждый день.
23 Специальная щётка для разделительных ограждений. Уборка влажная, с применением воды.
24 В этот момент мне стало страшно за коллег, которых чуть не замочили.
25 Традиционный вопрос в конце поста. Как вы считаете, Москва — чистый город?
Понравилось?Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу в журнале. Ваш комментарий — лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!
Новое! Теперь доступна подписка на новые фотоматериалы блога! Нажмите сюда!
Добавляйте меня в друзья, если вы ещё этого не сделали!
Кроме ЖЖ, я также пишу в Твиттер |
Твиттер |
Фейсбук |
Инстаграм
Все фоторепортажи о путешествиях на сайте www.macos.ms
Вы можете заказать рекламу в этом журнале или разместить баннер. Подготовить блогерский фоторепортаж? Провести конкурс? Отправиться в путешествие с вашим продуктом? Легко и с удовольствием! Пишите: macos@gde.ru
© 2021 Александр Беленький | Все фотографии в этой публикации сделаны мной, если не сказано иное. Данный материал принадлежит автору блога. Полное или частичное копирование без моего согласия строго запрещено! Вы можете спросить об этом, написав письмо по электронной почте. Если вы хотите разместить материал в своём личном блоге (на платформе LiveJournal) или социальных сетях, спрашивать разрешения не нужно, но пожалуйста, не забывайте ставить копирайт с активной гиперссылкой на оригинал.
§
§
Зачем поливальные машины моют асфальт в ливень? — рассказал эксперт смольного
Озадаченные пользователи соцсетей делятся друг с другом странными кадрами работающих в проливной дождь на городских улицах поливальных машин. Однако, как объяснили dachniymir.ru в комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, это отнюдь не глупость дорожных служб и не бесполезное «осваивание бюджета». Наоборот, они поступают как рачительные хозяйки.
«Мытье дорог после и во время дождя сильно облегчает работу дорожникам. Возникает эффект примерно такой же, как с мытьем посуды. Ведь общеизвестно, что остатки пищи проще удалить, если замочить посуду заранее, именно так поступают хорошие хозяйки. Точно так же делают и работники дорожных служб», — рассказал пресс-секретарь ведомства Сергей Касаткин.
По его словам, в сухую погоду грязь прилипает к пористой поверхности асфальта и, чтобы ее отскрести, нужно потратить много усилий. Во время дождя она естественным образом размокает и легко убирается с проезжей части водяными струями поливальных машин.
Ранее dachniymir.ru рассказывал, что Санкт-Петербург уходит под воду из-за сильного ливня — машины не едут, а почти плывут по улицам.
Российские чиновники объяснили полив дорог в дождь
Жители Челябинска сняли видео, на котором видно, как в ливень на улицах города работает поливальная машина. Россияне заподозрили местных чиновников в растрате средств, однако мэрия объяснилась. Об этом пишет 74.RU.
Технику заметили в микрорайоне Парковый. Женщина, снявшая ролик, пошутила про суровый Челябинск и добавила: «А если это обработка, тогда еще интереснее, сколько средств бюджетных в растрату идет».
Чиновники не согласились с обвинениями. «Мыть дороги во время дождя эффективно и даже экономически выгодно! Дождь, каким бы сильным он ни был, лишь прибивает пыль. Но при этом во время дождя грязь размокает, и вот тогда ее гораздо легче смыть сильной струей воды», — сказали в администрации.
Ранее в Саранске (Мордовия) коммунальные службы попытались убрать лужи с помощью трактора. Из-за грязи и снега весной забилась ливневка. Дороги обрабатывают песко-соляной смесью, что иногда приводит к засорам.
Так зачем тогда «фонтаны»?
Проливка улиц водой преследует иную цель. Ее назначение в сохранении и улучшении характеристик асфальта. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, автомобильных дорог и тротуаров определяются различными документами. Пункт 4.6. СанПиН 42-128-4690-88 предписывает поливать водой «улицы с повышенной интенсивностью движения, нуждающиеся в улучшении микроклимата.
Также постановление правительства Москвы гласит, что в жаркие дни, при температуре воздуха выше 25 градусов, помимо мойки дороги, производится поливка дорожных покрытий. Делается это в наиболее жаркое время, в период с 12 до 16 часов, когда солнце стоит в зените. Поливаются дороги с интервалом в два часа.
Делается это для того, чтобы охладить асфальт. Когда он сильно разогревается на солнце, покрытие размягчается и на дороге появляются вмятины и колея. Тяжелые грузовики продавливают некоторые участки дороги.
В особо жаркие летние дни с помощью поливальных машин проводится так называемая аэрация воздуха. То есть поливомоечная техника направляет струи воды вверх, охлаждая не только дорожное полотно, но и воздух, который нагревается от асфальта. Воздушно-капельная взвесь начинает испаряться и улучшает локальный микроклимат.
Технология уборки улиц
Уборка улиц имеет свои строгие регламенты. Есть две принципиально разные операции: помывка и проливка.
Помывка проезжей части проводится в три этапа. Сначала поливомоечная техника струями воды отбрасывает бытовой мусор, листья и грязь в лотковую зону, то есть в пространство дороги вдоль бордюрного камня. Давление воды в брандспойте составляет около 20 атмосфер, благодаря чему асфальт хорошо очищается, а ширина обрабатываемого пространства составляет примерно 3,5 метра.
Если необходимо очистить большую территорию, то используется несколько поливочных машин. Иногда применяют специальный шампунь — полностью биоразлагаемый, что подтверждено заключением факультета почвоведения МГУ.
Следом за колонной поливомоечной техники идут, как правило, подметально-уборочные машины, которые при помощи щеток собирают песок, пыль и грязь в специальный контейнер из лотковой зоны дороги. Оставшуюся пыль собирают уже специальными дорожными машинами с вакуумными всасывателями. Такие агрегаты могут вычистить асфальт до блеска.
Тротуары промывают и прометают при помощи тротуароуборочной техники небольшого размера.
Согласно правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, промывка улично-дорожной сети должна проводиться как минимум дважды в день.
К примеру, пункт 4.5. СанПиН 42-128-4690-88 требует, чтобы дорожные покрытия мылись таким образом, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений. При этом не допускается выбивание струей воды смета и мусора на тротуары, газоны, посадочные площадки, павильоны остановок городского пассажирского транспорта или на близко расположенные фасады зданий, объекты торговли и т. д.
https://www.youtube.com/watch?v=mI6SplAvPm0
Регламенты очистки дорог предполагают уборку улиц даже в дождливую погоду. Именно в дождь хорошо очищаются щетками масляные и мазутные пятна. Спецтехника также собирает ветки и прочий мусор, который наносится на дороги во время сильного ветра перед дождем.
Но, дороги в США в разы чище, чем у нас. Мы брали машину в прокат, катались месяц. Ездили каждый день на работу, по выходным ездили смотреть окрестности. Однажды ездили из Вашингтона в Нью-Йорк. Бывало и сухо, и дождь. В итоге, машина снаружи осталась такая же чистая, как и в начале. Изнутри мы ее сильнее испачкали (тем, что ели чипсы в салоне, и т.п.)
Почему так? Очень просто:
1. Обочины забетонированы
2. Наклон асфальта такой, что вода стекает и не образует луж
3. Если газон примыкает к проезжей части, то в 99% случаев между ними бордюр, плюс на газоне в 100% случаев хорошая трава (даже если бордюр). В дождь грязь не смывается на проезжую часть.
4. Видел парковки на неасфальтированной территории — там просто насыпан гравий.
Надо у нас сделать то же самое, а не гонять тысячи уборочных машин каждый день.