Налог на полив: надо ли дачникам платить за колодцы и скважины
Садоводов пугают очередными поборами. Разбираемся, что правда, а что нет
— Нам за эту водную лицензию насчитали 373 тысячи рублей. С кого я их собирать буду? У меня почти одни бабушки-пенсионерки! После Нового года скважину просто законсервируем. И не будет в садовом товариществе воды, — рассказывает «КП» председатель одного из подмосковных СНТ.
Садоводы встревожены: опять новые траты. Интернет полон страшилками. Мол, до 1 января 2020 года нужно оформить лицензии даже на колодцы на дачном участке, что стоит немереных денег. «Нашли, за счет чего пополнить казну — скоро за воздух деньги брать будут», — злятся люди.
ВОДА ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ 6 СОТОК? РАССЛАБЬТЕСЬ
Для начала успокоим тех, кто уже собрался закапывать скважины и колодцы на своих участках. Мол, пусть не достаются никому, но платить не будем! Платить за них ничего и не надо. И никак оформлять — тоже.
— По Закону «О недрах», можно свободно использовать для собственных нужд подземные воды в границах своего земельного участка. Лицензия в этом случае не нужна, — объясняет адвокат Светлана Жмурко.
Личная «водокачка» должна вписываться в определенные параметры (см. графику), но, как правило, на садовых сотках с этим ни у кого проблем нет — артезианские скважины промышленной производительности чисто для себя никто не бурит.
— Все, что требуется от владельцев личных скважин и колодцев, — не забывать о санитарных нормах, чтобы не загрязнять источники воды, — напоминает гендиректор «МОБТИ» (Московское областное БТИ) Роман Ларин.
СКВАЖИНА ОБЩЕСТВЕННАЯ? ПЛАТИТЕ!
А вот если скважина не личная, а принадлежит садовому или огородному товариществу, платить надо. Классическая картина для многих садоводств, организованных в 70 — 80-е годы — есть одна-две «общественные» скважины, от них вода поступает на водокачку, а оттуда — по участкам.
— На такие скважины придется до 1 января 2020 года получить лицензию — на добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения СНТ, — поясняет Роман Ларин. — Порядок ее получения упрощен, и до конца года это можно сделать без уплаты госпошлины (7500 руб.). От председателя товарищества требуется собрать пакет документов, согласно административному регламенту.
В Московской области этот регламент вместе с образцами документов вывешен на сайте Минэкологии Московской области (mep.mosreg.ru). В других регионах подобные регламенты есть у аналогичных местных ведомств.
Все это выглядит как головная боль исключительно председателя товарищества. Но это как сказать. Проблемы могут возникнуть у всего садоводства с такой «общественной» водой.
Чтобы легализовать скважину, мало заплатить те самые 7500 рублей пошлины, от которых садоводов освободили. Траты будут куда значительнее — порядка 200 — 300 тысяч. За этими деньгами председатель придет к своим дачникам.
Во многих товариществах с оформлением затянули до последнего. Председатели-то зачастую — те же пенсионеры, не слишком обремененные юридической подготовкой. Запутались в изменениях законодательства, а их с начала 2021 года было много, вступил в силу новый закон о садоводческих и огороднических объединениях. Срок же оформления лицензии — 60 дней. Плюс до двух месяцев нужно на то, чтобы привести в порядок сами документы на скважину, которые у товарищества вообще-то быть должны, но часто утеряны или просто отсутствуют изначально. Итого — четыре месяца.
— С 1 января отсутствие лицензии будет наказываться штрафом — от 800 тысяч до 1 миллиона рублей, — говорит Роман Ларин.
— Кто мне на такой штраф скинется? — жалуется тот самый председатель товарищества, с которого начинался этот материал. — Я просто закрою ко всем чертям эту скважину.
ПОТЕРЯННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Лицензия на воду СНТ была нужна и раньше. Но прежними нормами садоводства и дачные кооперативы фактически приравнивались к водоканалам — при совершенно других возможностях. Поэтому никто просто ничего не оформлял. Благо особо и не проверяли. Несколько лет назад власти решили все-таки разобраться с водопользованием. Садовым и огородным товариществам разрешили до 2020 года пользоваться скважинами без лицензий, но к 1 января 2020 года все-таки их оформить на упрощенных условиях.
В итоге упрощений перечень нужных документов перестал быть неподъемным. Но остался большим, из десятка пунктов. Главное, там должны быть устав самого товарищества (со всеми необходимыми изменениями) и бумаги на скважину. Последние должны быть, но поскольку десятилетия их никто не проверял, многие их просто потеряли. А чтобы восстановить паспорт скважины, нужны данные о ее техническом состоянии, устройстве, данные геофизических исследований, а также протоколы химического и микробиологического анализов воды.
Оформить все это можно, но для этого нужно время и те самые сотни тысяч.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
О старом садоводе замолвите слово
Эксперты и официальные лица твердят: в садовых товариществах надо наводить порядок. Документы повсеместно утеряны, кто откуда и в каких количествах «на общественные нужды» воду качает, никому не известно. В Подмосковье, где уже всем тесно, вопрос стоит особенно остро — водные-то ресурсы ограничены.
— Да в чем там проблема, ну 300 тысяч на товарищество из 70 участков — 4 — 5 тысяч с участка собрать не могут? — удивляются некоторые специалисты.
Но с точки зрения «бывалого садовода» ситуация выглядит совершенно по-другому.
А именно: его дача, когда-то полученная бесплатно за заслуги перед родным заводом/наукой/военной частью, почему-то становится все более платной и даже дорогой. Мало того, что членские взносы в большинстве товариществ сами по себе за последние годы выросли в разы, так каждый год какие-то дополнительные сюрпризы. То межевание надо делать за свой счет, то доплачивать за приведение в порядок чего-то там в соответствии с какими-то новыми противопожарными требованиями. И ладно, если бы при этом жизнь в садовом товариществе становилась краше и богаче. Так водокачка — та же и на том же месте стоит, разве что ветшает. И складывается у таких «старых» садоводов ощущение, что их просто выживают с обжитой земли. В пользу каких-то новых, уже не бедных, собственников, которые за все в состоянии заплатить.
Оплата холодной воды в домовладении. со счетчиком и без.
Поводом к написанию этой статьи послужило не только наступление лета, но и поступивший от нашего клиента вопрос, касающийся правильного расчета размера платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения счастливым обладателям домовладений (жилых домов и огородов в частном секторе).
Вопрос заключается в том, каким образом осуществлять начисление платы за ХВС в поливочный сезон при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (баня) при двух различных ситуациях:
если домовладение оборудовано одним индивидуальным прибором учета холодной воды, который измеряет весь объем ее потребления в доме, в бане и на полив, но этот счетчик вышел из строя,
если установлены счетчики холодной воды и на дом, и на полив, и на баню, но один их них вышел из строя.
По нашему мнению, для ответа на поставленный вопрос сначала следует разобраться с понятиями, используемыми в Правилах №354, в частности с понятием «домовладение» и «индивидуальный прибор учета».
Под домовладением в п. 2 Правил №354 понимается жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
По мнению Департамента недвижимости, изложенному в Письме Минэкономразвития России от 09.03.2021 N ОГ-Д23-3023, домовладение следует рассматривать как комплекс, включающий в себя земельный участок, предоставленный для размещения и эксплуатации жилого дома, жилой дом и обслуживающие его вспомогательные строения.
Т.е. понятие домовладение является более широким, чем понятие жилой дом, и жилой дом входит в состав домовладения, наряду с иными объектами.
Обращаем также внимание, что виды жилых помещений перечислены в ч. 1 ст. 16 ЖК РФ и включают в себя следующие: жилой дом, часть
жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Приведенный перечень видов жилых помещений является закрытым и в него не входит домовладение.
Под индивидуальным прибором учета в п. 2 Правил №354 понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое:
на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире),
на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение
при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Из приведенного положения следует, что учет потребления коммунального ресурса в отношении домовладения может быть организован следующим образом:
либо домовладение оборудовано ИПУ, который измеряет объем потребляемого коммунального ресурса в домовладении в целом (во всех входящих в его состав объектах, включая жилой дом и воду на полив),
либо домовладение не оборудовано ИПУ, а ИПУ установлен только в отношении жилого дома, входящего в состав домовладения.
В первой описываемой нашим клиентом ситуации речь идет о том, что ИПУ установлен на домовладение, т.е. измеряет весь объем воды, поступающей в это домовладение (в жилой дом, баню, на полив).
При этом отдельно жилой дом или иной объект, входящий в состав этого домовладения, не оборудован самостоятельным индивидуальным прибором учета.
Согласно п. 41 Правил №354, потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
В ч. 1 ст. 153 ЖК РФ указано, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Ч. 1 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Возможность осуществлять расчет размера платы за коммунальную услугу не по приборам учета и не по нормативу потребления предусмотрена в п. 59 Правил №354 только в тех случаях и за те периоды, которые в нем указаны (п. 42 Правил №354).
В п. 59 Правил №354 содержится следующее положение: «Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:…»
Т.е. п. 59 Правил №354 о среднемесячном объеме потребленного коммунального ресурса, по нашему мнению, применяется только при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении и не применяется при расчете размера платы за коммунальную услугу, потребленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Поскольку в рассматриваемой ситуации жилой дом в составе домовладения не был оборудован ИПУ, то в отношении потребленного в этом доме объема воды не может быть применен п. 59 Правил №354 о среднемесячном объеме, поскольку его не из чего рассчитать.
В связи с тем, что предоставленные в домовладение коммунальные услуги должны быть оплачены, иначе на стороне потребителя таких услуг возникнет неосновательное обогащение, мы считаем, что расчет платы за услугу холодного водоснабжения в случае выхода ИПУ домовладения из строя необходимо производить в соответствии с п. 42 (формула 4) и п. 49 Правил №354 (по формуле 22), т.е. с использованием нормативов потребления.
Во второй ситуации речь идет о том, что счетчики холодной воды установлены отдельно на жилой дом, на полив и на баню.
Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минстроя России от 01.07.2021 N 23537-СН/04, под индивидуальным прибором учета понимается такое средство измерения или совокупность средств измерений, которые обеспечивают учет всего объема
коммунального ресурса, поставляемого в жилое или нежилое помещение многоквартирного дома.
Если счетчики, установленные на дом, на баню и на полив учитывают в совокупности весь объем коммунальной услуги ХВС, предоставляемой в домовладение, и такие приборы учета введены в эксплуатацию как индивидуальный прибор учета домовладения, то в этом случае, если руководствоваться разъяснениями, приведенными в названном Письме Минстроя России, «в случае, если одно из средств измерений, входящих в индивидуальный прибор учета, вышло из строя, либо у такого средства измерения истек срок эксплуатации, индивидуальный прибор учета считается вышедшим из строя и размер платы за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, но не более 3 расчетных периодов подряд, а по истечении предельного количества расчетных периодов исходяиз норматива потребления коммунальных услуг», можно сделать вывод, что при выходе из строя одного из счетчиков, входящих в состав ИПУ, весь этот ИПУ будет считаться вышедшим из строя.
При этом, как было отмечено выше, п. 59 Правил №354 не регулирует порядок расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Следовательно, по нашему мнению, в отношении домовладения в этом случае (если рассматривать совокупность всех счетчиков как один ИПУ) должны применяться нормы Правил №354 о расчете размера платы по нормативу, т.е. в соответствии с п. 42 (формула 4) и п. 49 Правил №354 (по формуле 22).
Спор здесь может возникнуть в том случае, если потребитель не разделяет мнение Минстроя России о выходе из строя ИПУ в целом при выходе из строя одной из его составляющих, а также при выходе из строя средства измерения, по которому определялся объем коммунальной услуги, предоставленной в жилой дом, входящий в состав домовладения.
В этом случае потребитель может придерживаться мнения о том, что в отношении объема коммунальной услуги, потребленной им в доме, в первые 3 месяца после выхода из строя счетчика холодной воды на дом, в расчет должен приниматься среднемесячный объем потребления коммунальной услуги в жилом помещении (п. 42 Правил №354). Т.е. в этом случае потребитель будет исходить из того, что счетчик на дом отвечает признакам самостоятельного ИПУ на дом и при его выходе из строя расчет потребленной в доме холодной воды должен осуществляться по п. 59 Правил №354, т.е. исходя из среднемесячного объема.
Поскольку прямо соответствующие отношения в Правилах №354 не урегулированы, точку в соответствующем споре, вероятно, сможет поставить только суд.
На наш взгляд, особенностью расчета размера платы за коммунальные услуги для домовладения является то, что плата за них считается в этом случае как две составляющие:
плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении,
плата за коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Для расчета первой составляющей платы допустимо использование среднемесячного объема потребления при выходе прибора учета из строя (в случае выхода из строя ИПУ жилого дома, входящего в состав домовладения), для расчета второй составляющей платы Правила №354 не предусматривают такого расчета по п. 59.
Если же домовладение в целом оборудовано одним ИПУ и он вышел из строя, то коммунальные услуги все равно должны быть оплачены. В отсутствие иных специальных норм, регулирующих эту ситуацию, считаем применимым к ней по аналогии п. 49 Правил №354 о расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, по нормативу (на полив – по нормативу, действующему в период полива, продолжительность которого устанавливается уполномоченным органом).
А вообще, по-хорошему, все неурегулированные на нормативном уровне вопросы и взаимоотношения, должны быть согласованы сторонами договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, который согласно п. 19, п. 20 Правил №354 должен включать порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, показаний приборов учета или иным указанным в Правилах №354 способом, а в случае отсутствия индивидуального прибора учета также:
сведения о направлениях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи для людей, приготовление кормов для скота, отопление, подогрев воды, полив и т.д.);
виды и количество сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии);
площадь земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;
режим водопотребления на полив земельного участка;
мощность применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов.
Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация и заявка на юробслуживание здесь.