- Влияние недостатка влаги на растения
- Как совмещать полив с подкормками?
- Конспект трудовой деятельности с детьми «уход за растениями на огороде». | методическая разработка (старшая группа): | образовательная социальная сеть
- Общие правила полива
- Оптимальная норма полива
- Переизбыток влаги
- Способы
- Трудовая деятельность в подготовительной группе «уход за комнатными растениями». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру
- Характеристики поливочной воды
Влияние недостатка влаги на растения
После летнего дождя вода ведь надолго не задерживается. При высокой температуре она быстро испаряется. «Помогает» этому и ветер. Недостаток влаги тормозит развитие овощных культур. Но как сориентироваться, достаточно ее или нет? Основная, активная зона расположения корней находится на глубине 20-30 см, поэтому влажным должен быть именно этот слой почвы.
По этой причине частые, но необильные поливы не приносят растениям никакой пользы, наоборот, даже могут оказать отрицательное воздействие: корни перестают расти вглубь, где больше воды и питательных веществ, а располагаются ближе к поверхности. Определить, какова влажность почвы, не так уж сложно.
Хотя в сильно жаркую погоду они могут «опустить уши» только потому, что идет чересчур интенсивное испарение, корни просто не успевают подавать влагу. В таких случаях ваши грядки обрадовались бы вечернему душу. Каждый огородник знает, что требовательность к воде у разных культур разная.
К бесспорно влаголюбивым относятся огурцы, салат, шпинат, капуста, редис. Их корневая система развита слабо, находится в верхних слоях почвы, а испаряющая поверхность листьев велика. У корнеплодов корни посолиднее, но в период формирования урожая влаги требуется побольше, иначе корнеплоды получаются грубыми, деревянистыми.
Как совмещать полив с подкормками?
Любые растения нуждаются не только во влаге, но и в полезных веществах, которые помогают им хорошо расти и оставаться здоровыми. В зависимости от состава почвы необходимо вносить небольшое количество добавок или значительные их массы.
Чтобы процесс ухода за садом был более удобным, рекомендуется совмещать полив и удобрение.
- Первое удобрение вносится в конце весны: под деревья рассыпается до 200 г мочевины или кладётся около 4 вёдер перегноя, после чего осуществляются регулярные поливы.
- Следующий этап, когда необходимо внести удобрения, это момент после цветения деревьев. В грунт вносятся азотные подкормки, после чего идут поливы. Рекомендуется раскопать верхнюю часть почвы около дерева на глубину до 10 см для проведения данных процедур. По завершении работы необходимо вернуть почву на место или внести опилки и замульчировать землю.
- Следующую подкормку необходимо проводить в момент завязи плодов. Под деревья вносятся удобрения как при первом уходе: мочевина или перегной.
- Во время роста плодов необходимо совершить ещё одну подкормку, состав которой будет иным: фосфор и калий, которые дадут необходимые силы корням для развития всего дерева. С этой химией стоит быть осторожным: норма фосфора для одного дерева составляет 25 г на каждый год жизни, а калия – 20 г.
- Последнее внесение удобрения вместе с поливом осуществляется осенью, когда дерево готовится к зимовке. В это время есть возможность заложить необходимые питательные вещества и количество влаги, которого хватит на период зимования и первые недели весны.
Конспект трудовой деятельности с детьми «уход за растениями на огороде». | методическая разработка (старшая группа): | образовательная социальная сеть
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ
«ДЕТСКИЙ САД №25»
156013 Российская Федерация, город Кострома, улица Князева 15а, (филиал) проспект Мира дом 16.
Тел. (4942) 51-47-67; mdouds96@yandex.ru
КОНСПЕКТ
совместной деятельности в режимных моментах
с детьми старшей группы общеразвивающей направленности
трудовая деятельность
Образовательная область: «Познавательное развитие»
«Уход за растениями на огороде».
Ведущая образовательная технология: Познавательно-исследовательская деятельность
Подготовил и провёл:
Воспитатель Пономаренко Ольга Александровна
Кострома 2020 год
Форма проведения: подгрупповая
Место проведения: Огород детского сада
Возрастная группа: старшая группа, общеразвивающей направленности.
Цель: Формирование у детей трудовых навыков по уходу за растениями на огороде.
Программные задачи:
Образовательные:
— закрепить знания у детей о способах ухода за растениями,
— формировать навыки работы с садовым инвентарем.
Развивающие:
— развивать трудовые умения и навыки,
— развивать умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй,
— развивать положительное отношение к трудовой деятельности,
— развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности.
Воспитательные:
— воспитание интереса к трудовой деятельности по уходу за растениями,
— способствовать появлению желания узнавать новое о природе.
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Используемая педагогическая технология: Познавательно-исследовательская деятельность
Методы и приёмы:
Выносной материал: маленькие лейки, детские грабли, ведерки для сбора сорняков (по количеству детей); большая лейка для взрослого, большие ведра с водой, мешок для сорняков.
Предварительная работа: беседа с детьми о том, какой вред наносят сорняки овощам, рассматривание иллюстраций с овощами, садовым инвентарем и трудом людей на огороде. Напоминание правила пользования садовым инвентарем.
Индивидуальная работа: индивидуальная помощь детям в рыхлении и удалении сорняков
Ход непосредственно образовательной деятельности
Структурные части НОД/ этапы НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Поощрение детей педагогом |
Цель: |
| ||
1.Создание образовательной ситуации, мотивация детей | Воспитатель: Ребята, а кто мне подскажет какое сейчас время года? А за летом наступит? А потом? А после зимы наступит? — Давайте поиграем в игру: «Когда это бывает?» Посмотрите вокруг, летом светит солнце, цветут цветы, на деревьях зеленеет листва, люди загорают и купаются, собирают ягоды и грибы. А еще летом люди трудятся, а вот где вы узнаете отгадав загадку. Загадывание загадки: Редиску, картошку, Всего понемножку, На нём мы растим, А после едим! — Давайте и мы сходим, проверим, как растут наши овощи. Воспитатель подводит детей на огородный участок детского сада, на котором уже работает младший воспитатель. (Младший воспитатель рыхлит и полит сорняки на грядке) — Ребята, посмотрите, Т.С. уже трудится в огороде. Воспитатель обращает внимание детей на то, что делает младший воспитатель и задает наводящие вопросы. (Что делает Татьяна Сергеевна? Для чего она это делает? Что для этого она использует? — Ребята, а кто хочет помочь Татьяне Сергеевне? | — Лето, — Осень, Зима, — Весна. Дети играют в игу Отгадывают загадку: — Огород Ответы детей | Правильно Верно — Молодцы, что вы все хотите помочь! |
2.Формулирование цели | — А, как мы можем помочь Т.С.? Какой инструмент нам понадобится? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы) | Ответы детей | Правильно |
Цель: |
Закрепление у детей навыков ухода за растениями в огороде | ||
— Ребята, давайте мы распределим грядки, есть у меня мешочек с картинками овощей. Воспитатель предлагает поочереди вынимать картинку с изображением. — Мы распределили грядки с овощами между собой. Теперь возьмите необходимый инструмент. — Какой инструмент вам понадобится для рыхления и сбора сорняков? Воспитатель привлекает детей к рыхлению и удалению сорняков с грядок, при этом напоминает, как это необходимо делать (воспитатель оказывает помощь детям). Воспитатель обращает внимание на сбор сорванных сорняков в ведерки. — Ребята, а как еще ухаживают за растениями? — Какой инвентарь необходим для полива огорода? — Как определить необходимо ли поливать растения или нет? Воспитатель предлагает детям проверить нужно ли поливать растения. Воспитатель предлагает взять лейки и полить овощные культуры на грядках. | — у меня помидор, — у меня картошка, — У меня огурцы, -у меня кабачки, у меня лук Грабли и ведерки Дети рыхлят землю, удаляют сорняки Ответы детей: — Поливают; — лейка — Надо потрогать землю, если земля сырая и прилипает к пальцам, то поливать не надо. Если земля не остается на пальцах, то надо поливать. — Дети проводят исследование, делают выводы. | Замечательно Правильно Какие вы молодцы, все сорняки убрали, землю прорыхлили | |
Цель: Подведение итогов. |
| ||
Рефлексия, переход к самостоятельной игровой деятельности. | — Потрудились вы на славу, посмотрите, как изменился наш огород. Что в нем изменилось? Почему, как вы думайте? Чему мы сегодня помогали? Ребята какие еще овощи и ягоды можно выращивать на огороде? Вы будете и дальше ухаживать за растениями? Воспитатель предлагает убрать инвентарь на место, вымыть руки на участке и изобразить на выбор, какие виды овощей растут на нашем огороде. (мелками на асфальте) | Ответы детей Убирают инвентарь на место, идут мыть руки. дети рисуют | Правильно |
Общие правила полива
Если все правила полива свести к одному перечню рекомендаций, то получится следующее:
- поливать растения лучше рано утром (до начала жары) или в вечерние часы (в периоды холодных ночей необходимо отдать предпочтение утру);
- поливы должны быть своевременными и регулярными;
- весенние поливы необходимо ориентировать на меньшую (примерно на 10 см) глубину промачивания почвы, так как для растений в этот период еще доступна влага, накопленная в земле;
- чем выше температурный режим, тем выше норма полива;
- в пасмурную погоду норму полива нужно уменьшить, но полностью полагаться на дожди нельзя;
- в момент от появления всходов до цветения растения наиболее чувствительны к недостатку воды, поэтому пренебрегать регулярностью орошения в этот период особенно опасно;
- чем выше плотность посадки, тем обильнее должен быть полив;
- более частых поливов требуют культуры, выращиваемые на песчаных почвах;
- для эффективной работы корневой системы растениям необходима не только влага, но и кислород, по этой причине после полива необходимо не допускать образования почвенной корки, разрушая ее при помощи рыхления, которое, кроме того, помогает еще и сохранить влагу в почве;
- кроме рыхления сохранению почвенной влаги способствует мульчирование.
Оптимальная норма полива
Другими опасностями, связанными с поливами, выступают скудный полив и переувлажнение. Первый не позволяет поступающей в почву влаге достаточно насытить корнеобитаемый слой, в результате чего резко возрастают показатели концентрации почвенного раствора и в растения перестают поступать в нужном количестве питательные вещества.
Избыточный полив перенасыщает почву водой, что так же ухудшает условия для всасывающей деятельности корневой системы и вызывает угнетение растений. При избытке влаги в почве уменьшается количество кислорода, увеличивается процент углекислоты, разрушаются корневые волоски (всасывающие воду и микроэлементы), повышается риск возникновения гнилостных процессов.
Постоянный недостаток влаги, как и регулярное переувлажнение, уменьшают всасывающую поверхность корней, приводят к хлорозу, опадению листьев, угнетению ростовых процессов, снижению количества и качества урожая, а у ягодных и плодовых культур еще и снижению зимостойкости.
Как же определить оптимальную норму полива? В агрономии она рассчитывается по специальным формулам на основе постоянных наблюдений за состоянием почвы. В условиях огорода этого, естественно, никто делать не будет. Но на определенные правила, все же, ориентироваться можно.
Самое простое из них – знать на какую глубину необходимо промачивать почву под той или иной культурой. Для овощных это 30 см (в период рассады 5 – 15 см), для земляники 35 – 40 см, для малины до 40 см, смородины и крыжовника до 50 см, для плодовых и виноградника – 100 см.
Кроме того, потребность в воде в разные периоды жизни у растений неодинакова. Больше всего в стабильной увлажненности нуждаются всходы и период цветения, а вот к концу вегетации потребление влаги растениями сводится к минимуму.
Переизбыток влаги
Переизбыток тоже ничего хорошего не сулит: они могут загнить, растрескаться, деформироваться. Луку нужно немного воды, но трижды за период вегетации он требует, чтобы почва была достаточно влажной — в первые недели после посадки, в период отрастания перьев и во время образования луковиц. Более поздние поливы только вредят — задерживают созревание, ухудшают лежкоспособность.
Тыква, арбуз, дыня, фасоль, кукуруза, помидоры, морковь умеют добывать себе воду из глубины, причем расходуют ее весьма экономно. Поливать надо столько, сколько воды может удержать почва, а не вместить за один раз. Вот эти понятия огородники часто путают.
Полив всегда надо сопровождать рыхлением — до и после. Важно после полива замульчировать поверхность, если не травой, то хотя бы засыпать сухой землей. Если видите, что тучи собираются пролиться дождем, не поленитесь и подрыхлите огород, пусть и не очень тщательно — так вы задержите больше влаги.
Она очень нужна растениям в период их интенсивного роста. Но и потом надо рыхлить. Без доступа кислорода корни будут чувствовать себя плохо. Конечно, легче всего поливать из шланга, не приходится таскать воду ведрами, переливать ее в лейку, но в этом случае велика бывает опасность повредить растения, размыть почву, обнажить корни. Тогда уж лучше сделать так, чтобы вода текла по междурядьям.
Способы
Любой дачник, планируя выращивание овощных культур, должен позаботиться о каком-то определённом виде внесения влаги. В ряде случаев понадобится приспособление, обеспечивающее стабильный полив, но можно обойтись и без него. Если нет времени и средств на какие-то специализированные изделия, то можно заливать воду под куст при помощи ведра, лейки или шланга. В этом случае важно иметь запас воды, накапливая в баке дождевую воду либо закачивая её из речки или водопроводной системы.
Оптимальным вариантом полива участка считается устройство системы капельного орошения. Порой возникает необходимость установки труб на поливной сезон, после чего разводка снимается. В такой ситуации понадобятся фитинги, которые позволят легко накручивать элементы поливной системы, создавая нужную сеть труб или шлангов. Капельное орошение лучше всего работает от водопроводной сети, когда есть постоянный источник воды, в иных случаях может понадобиться смена варианта полива или источника запитки системы.
Если полив огорода осуществляется при помощи воды из речки, водохранилища или другого водоёма, необходимым изделием является помпа, без которой не будет осуществляться подача воды к огороду. Чтобы очистить жидкость от листьев, ила, водорослей, нужно ставить фильтр и чистить его время от времени. Когда проблем с наличием воды нет, нужно задуматься о том, как именно поливать огород. Самым простым вариантом, который выбирают огородники с маленькими грядками, является заливание влаги в борозды или чеки. Благодаря шлангу, который кладётся на определённый ряд, можно запитать почву около растений на желаемую глубину.
Для тяжёлых почв хорошим вариантом считается оформление валов и гребней, благодаря которым вода распространяется не только по длине ряда, но может опускаться с одного рядка на другой. Чеки также хорошо подойдут для организации полива овощей: перца, лука, огурцов и т. д. Планируя полив по такой схеме, необходимо сформировать прямоугольник, захватывающий несколько рядов и с одной стороны соединяющийся с таким же прямоугольником.
Полив при помощи лейки лучше всего подходит для ухода за растениями в условиях парника, для открытого грунта он менее эффективен.
Разные культуры на даче требуют не только определённого уровня полива почвы, но и уровня влажности воздуха. Увеличить влажность можно дождеванием, используя распылитель на конкретных участках.
Трудовая деятельность в подготовительной группе «уход за комнатными растениями». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру
Маргарита Филина
Трудовая деятельность в подготовительной группе «Уход за комнатными растениями»
Цель: ухаживать за комнатными растениями (протирать пыль, рыхлить землю, мыть листья, опрыскивать).
Задачи:
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
Продолжать развивать трудовые навыки: полив растений, рыхление, мытье листьев.
Продолжать воспитывать у детей любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как с живым организмом.
Трудовыепоручения в уголке природы в форме дежурства:
1. Полив растений;Растение поливают водой комнатной температуры. Водопроводную воду держат в открытой посуде, чтобы избавиться от хлора. Во время усиленного роста и цветения растения поливают водой на 2 градуса выше комнатной; поливают так, чтоб весь земляной ком пропитался водой. Если при этом на поддоне появляется вода и 2 часа не впитывается через донное отверстие сливают.
2. Протирание и мытьё растений;Растение необходимо систематически обмывать теплой водой для удаления пыли. Обмывают растение из пульверизатора или под душем в поддоне, предварительно закрыв землю клеенкой, чтобы предохранить ее от размывания. Растение с опущенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кистью. Цветочные горшки 3-4 раза в год обмываю горячей водой с мылом.
3. Опрыскивание растений;Важной частью ухода для многих комнатных растений является и опрыскивание. Оно поддерживает водный режим. При опрыскивании растения остаются свежими и зелеными всю зиму. При систематическом опрыскивании теплой водой быстрее растут побеги листья.
4. Обрезка сухих листьев;
В процессе ухода за растениями дети получают знания о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
Помните, что комнатные растения знакомят детей с природой, развивают чувство ответственности и любознательность к окружающему миру!
Характеристики поливочной воды
Не любая вода оказывает на растения положительное влияние. Вернее, для поливочной воды существуют рекомендации по температуре и качеству.
Очень холодная вода, как и слишком теплая неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности почвенных микроорганизмов и всасывающей способности корневой системы. Кроме того, при поливе ледяной или горячей водой, у растений возникает температурный шок, проявляющийся в увядании, а иногда и сбросе листвы.
Таким образом, температура поливочной воды должна быть ориентирована на оптимальную температуру почвы, при которой идет наиболее благоприятное развитие растений, а значит, приравниваться к 15…25 °C. Следовательно, если вода для полива добывается из колодца или скважины, ее необходимо предварительно подогревать в специально отведенной для этого емкости, установленной в самой высокой точке участка.
Не менее важно и качество поливочной воды. Нельзя применять к поливу воду с высокой концентрацией солей (высокая минерализация обычно отмечается у грунтовых и шахтных вод), нежелательно содержащую повышенное количество взвешенных частиц (грязную речную или озерную).
Узнать качество воды можно путем лабораторного исследования и исходя из показателей, либо отстаивать ее, либо очищать химическими методами, либо поливать водопроводной водой, так как она обычно имеет средние показатели и по наличию солей, и по загрязненности взвешенными частицами.