Уход за фундаментом после заливки: сколько дней поливать водой весной и летом

Уход за фундаментом после заливки: сколько дней поливать водой весной и летом Огород

I . летняя уборка дорожных покрытий

1. Основная задача летней
уборки улиц заключается в удалении загрязнений, скапливающихся на дорожном
покрытии. Эти загрязнения, ухудшающие эстетический вид улиц, являются
источником повышенной запыленности воздуха, а при неблагоприятных погодных
условиях (небольшой дождь, туман) способствуют возникновению скользкости, что
сказывается на безопасности движения.

Технология летней уборки городских дорог

2. Перечень операций летней
уборки и средств механизации для их выполнения приведен в табл. 1.

Таблица 1

Перечень операций и средств
механизации, подлежащих выполнению при летней уборке улиц

Операция

Применяемые машины

Сведения о наличии машин

Подметание
дорожных покрытий

Подметально-уборочные
машины

КО-309,
КО-309А, ПУ-53

Мойка
дорог

Поливочно-моечные
машин ы

ПМ-130,
КО-002, КО-713

Мойка прилотковой полосы

Поливочно-моечные
машины

КО-002
и КО-713, имеющие специальный насадок

Поливка
дорог

То
же

ПМ-130,
КО-002, КО-713

Уборка
грунтовых наносов межсезонного образования и после ливневых дождей

Универсальные
погрузчики для отделения и погрузки, автогрейдеры, бульдозеры для отделения
наносов, совки для окучивания и самосвалы погрузчики для погрузки и вывоза,
подметально-уборочные машины

Осваивается
КО-205, Автогрейдеры ДЗ-99, ДЗ-122, ДЗ-143, ДЗ-99-1, ДЗ-2А, ДЗ-31-1.

Бульдозеры
ДЗ-130, ДЗ-42А, ДЗ-37, ДЗ-102, ДЗ-29, ДЗ-19. Совки рекомендуется изготовить к
машине КО-705. Погрузчики ТО-5, ТО-18, ТМ-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3. Машины КО-309,
ПУ-53

Уборка
опавших листьев:

малых
накоплений

Подметально-уборочная
машина

КС-309,
ПУ-53

после
интенсивного листопада

Совок
для окучивания

Совок
к машине КО-705

Универсальный
погрузчик, самосвал с наращенными бортами

Погрузчик
ТО-6, ТО-18, ТМ-1, ПК-1, ПК-2, ПК-3

Подметально-уборочная
машина

КО-309, ПУ-53

Уборка
куч загрязнений

Совок для окучивания

Совок
к машине КО-705

Погрузчик-самосвал
для вывоза или подметально-уборочная машина с всасывающим рукавом

Погрузчик ПК-1, ПК-2, ПК-3, ТО-6, ТО-18, ТМ-1.
Машина КО-309

Уборка
загрязнений с крытых площадок остановок пассажирского транспорта

Подметально-уборочная
машина с всасывающим шлангом

КО-309

Уборка
площадок перед крытыми остановками пассажирского транспорта

Тротуароуборочные машины

КО-712,
КО-714, КО-715

Уборка
урн

Подметально-уборочная
машина с всасывающим шлангом

КО-309

Уборка
приствольных решеток на озелененных улицах

То же

То
же

3. Периодичность операций
устанавливается в зависимости от значимости улиц в соответствии с табл. 2 и 3.

4. Работу подметально-уборочных
и поливочно-моечных машин необходимо организовать так, чтобы максимально
сократить затраты времени на разгрузку смета и заправку бака и цистерны из
гидранта или водоема*. Заправка поливочно-моечных машин водой из открытых
водоемов может производиться только по согласованию с местной СЭС и органами
Госкомприроды.

* Альбом рабочих чертежей (пункты заправки
поливочно-моечных машин водой). — Свердловск: 1987.

Подметание

5. Подметание является основной
операцией уборки загрязнений на улицах и площадях, имеющих асфальтобетонные и
цементобетонные покрытия.

6.
Подметание производят в соответствии с режимами, указанными в табл. 2 , и в следующем порядке: в
первую очередь подметают основные магистральные улицы, затем улицы местного
значения с учетом интенсивности движения транспортных средств. Перед
подметанием лотков должны быть убраны тротуары, чтобы исключить повторное
загрязнение лотков, для чего время уборки тротуаров должно быть скоординировано
с графиком работ подметально-уборочных машин.

Таблица 2

Периодичность выполнения основных операций летней уборки улиц

Интенсивность движения приведенного
транспорта, м/ч*

Дороги с ливневой канализацией

Дороги без ливневой канализации

Подметание прилотковой полосы

Мойка дороги

Мойка прилотковой полосы

Поливка дороги

Подметание дороги

Подметание прилотковой полосы

Поливка дороги

1

2

3

4

5

6

7

8

Основные магистральные улицы

До
500 (1,5)**

1
раз в сутки

1
раз в 5 сут

1000 (3,2)

То же

1
раз в 4 сут

1500 (4,8)

2
раза в сут

То же

2000
(6,4)

То же

1
раз в 3 сут

2500 (8)

3 раза в сут

То же

Улицы
местного значения

До
50

1
раз в 5 сут

1
раз в 5 сут

При
t
выше 30 °С

1
раз в 10 сут

100 (0,5)

1
раз в 3 сут

Через 1 — 1,5 ч в наиболее жаркое время суток

1
раз в 7 сут

1
раз в 3 сут

При
t
выше 30 ° С, через 1 — 1,5 ч в наиболее жаркое
время суток

250 (1,5)

1
раз в 2 сут

1
раз в 7 сут

То же

1
раз в 2 сут

500 (2,8)

1
раз в сут

1
раз в 6 сут

1
раз в 6 сут

1
раз в с ут

Улицы местного значения и
прилегающими неблагоустроенными территориями

До
50

1
раз в 5 сут

1
раз в 5 сут

1
раз в 10 сут

1
раз в 10 сут

100

1
раз в 3 сут

1
раз в 7 сут

1
раз в 7 сут

1
раз в 3 сут

250

1
раз в 2 сут

То же

То
же

1
раз в 2 сут

* Интенсивность приведенного
транспорта (один грузовой соответствует двум легковым, одному автобусу и
троллейбусу).

Примечание . В скобках приведено количество
загрязнений q (г/м2), накапливаемых в прилотковой полосе в течение
1 ч. Среднее суточное накопление принимается равным 10 q .

Таблица 3

https://www.youtube.com/watch?v=8Tdo1hlxu2A

Периодичность выполнения операций летней уборки улиц

Уборка грунтовых наносов

Уборка опавших листьев

Уборка куч загрязнений

Уборка загрязнений с крытых площадок
остановок*

Уборка площадок перед крытыми
остановками *

Уборка площадок островного типа

Уборка урн*

Уборка приствольных решеток

межсезонного образования

после ливневых дождей

малых накоплений

после интенсивного листопада

Основные магистральные улицы

В течение 5
сут

При подметании

В течение 6 ч

1
раз в 2 сут

1
раз в 2 сут

1
раз в 2 сут

1
раз в 2 сут

1
раз в 2 сут

1
раз в 3 сут

Улицы местного значения

В течение 10 сут

То же

В течение 1 сут

1
раз в 3 сут

То же

То же

То же

Улицы местного значения с
прилегающими неблагоустроенными территориями

То же

В течение 2 сут

*

В течение 3 сут

То же

²

1
раз в 3 сут

»

* Работы производятся на тех участках дорог, где
не организована уборка тротуаров жилищными организациями.

7. Работу подметально-уборочных
машин при уборке площадей перед рынками, вокзалами, стадионами рекомендуется
производить колонной машин, движущихся уступом на расстоянии 10 — 20 м. При
этом должно быть обеспечено перекрытие подметаемых каждой машиной полос на
величину около 0,5 м.

8. Подметание дорожных покрытий
должно производиться только при увлажнении дорожных покрытий, на всей ширине
полосы захвата. При уборке загрязнений, имеющих значительные колебания по
уровню накопления, рекомендуется корректировать в необходимых пределах расход
воды через увлажняющие сопла.

9.
При применении подметально-уборочных машин в течение зимнего периода при отрицательных
температурах, длительных отсутствиях снегопада и возникновения на дорожном
покрытии загрязнений работы ведутся без увлажнения. Во избежание пыления
подметание производится на минимальных скоростях, не превышающих 5 — 6 км/ч.

10. При подметании дорог на
улицах, у которых прилотковая полоса занята стоящими автомобилями, следует
согласовать с местными органами ГАИ о размещении их попеременно через день
только у одной стороны улицы.

Мойка
и поливка

11. Мойку проезжей части
производят на улицах, имеющих приемные колодцы дождевой канализации. На
дорогах, имеющих продольные уклоны для обеспечения хорошего качества уборки,
мойку следует вести под уклон. Во время мойки положение машины и моечных
насадков должно исключать возможность попадания смытых загрязнений и струй воды
на тротуары и полосы зеленых насаждений.

12. Проезжую часть дорог моют в
ночное время при наименьшей интенсивности движения транспорта. Мойка в дневное
время допустима только непосредственно после дождя, когда загрязнение городских
дорог резко увеличивается, так как дождевая вода смывает грунт с газонов,
площадок и т.д.

13. Мойка проездов шириной до
15 м выполняется одной машиной за два прохода. При мойке улиц шириной свыше 15
м используется колонна поливочно-моечных машин. Первая, головная машина захватывает
при мойке часть осевой полосы, а остальные двигаются уступом на расстоянии
между машинами 15 — 20 м.

14. при отсутствии необходимого
количества подметально-уборочных машин на улицах, имеющих продольный уклон
более 0,5 % и дождевую канализацию, рекомендуется производить уборку
загрязнений путем мойки лотков. Для обеспечения высокого качества мойки
прилотковой полосы дорожное покрытие должно отвечать следующим требованиям:
поперечный профиль дороги должен соответствовать существующим нормам;
засоренность не должна превышать 200 г/м2.

15. Мойка прилотковой полосы
производится специальным насадком. При отсутствии специального насадка для
мойки полосы насадок может быть изготовлен из имеющегося на машине обычного
насадка путем замены прокладки*. Положение насадка относительно машины и
дорожного покрытия во время мойки прилотковой полосы приведено на рис. 5.

* См. разд. III , п. 6 — 9 настоящих Рекомендаций.

16. В процессе мойки необходимо
контролировать положение насадка и струи с тем, чтобы не допускать ее выбивания
на бортовой камень, тротуар или полосу зеленых насаждений. Должно быть исключено отекание левой части струи с загрязнениями
на уже промытую полосу вдоль бортового камня.

17. Если наблюдается растекание
загрязнений в левую от машины сторону, то в этом случае струя левого насадка,
используемого для мойки дорог, служит для удержания струи насадка для мойки
прилотковой полосы от растекания и перемещения к середине дороги (см. рис. 6).

Если в процессе мойки лотка в результате
дефектов поперечного профиля дороги будет наблюдаться растекание загрязнений в
левую от машины сторону и они будут оставаться после прохода машины, то мойку
прилотковой полосы следует выполнять двумя насадками и струю левого насадка
использовать против растекания.

18. Мойка прилотковой полосы
производится под уклон, поэтому по согласованию с органами ГАИ устанавливается
возможность в утренние часы перемещаться поливочно-моечной машине против
направления движения транспортных средств.

19. Поливку производят в первую
очередь на улицах, отличающихся повышенной запыленностью, т.е. с недостаточным
уровнем благоустройства (отсутствие зеленых насаждений, неплотность швов
покрытия и т.д.). Поливку рекомендуется производить только в наиболее жаркий
период суток (12 — 16 ч) при температуре 25 — 30 ° С.

20. Во время и после поливки
усовершенствованных покрытий происходит их засорение, так как при движении
транспортных средств по увлажненной дороге загрязнения с колес и крыльев
смываются на дорогу. Поэтому при необходимости поливки основных магистралей после
ее производства и высыхания дороги необходимо выполнять мойку политых покрытий.

21. При большом скоплении
загрязнений (свыше 400 г/м2) для обеспечения надлежащего качества
уборки рекомендуется применить совместно поливку и мойку. В этом случае перед
мойкой следует произвести поливку загрязненной дороги с тем, чтобы нарушить
прочность загрязнений и их сцепление с дорожным покрытием. Затем через 20 — 30
мин после поливки следует произвести мойку покрытия.

22. Грунтовые наносы бывают
следующего происхождения: межсезонные, которые накапливаются в процессе зимней
уборки и остаются в прилотковой полосе после таяния снега; образующиеся после
ливневых дождей; возникающие на проезжей части улиц, с которыми граничат
строительные площадки и особенно в период выполнения работ нулевого цикла.

Первые два вида грунтовых наносов размещаются в прилотковой части дороги
полосой не более 2 м. Что касается наносов у стройплощадок, то они
располагаются в полосе движения транспортных средств и должны убираться
строительными организациями. Уборка наносов состоит в их отделении от
поверхности дорожного покрытия, погрузки в транспортные средства и вывоза в
отведенные для их складирования места.

23. Способ уборки грунтовых
наносов устанавливается в зависимости от объема их накопления. При небольших
накоплениях, когда высота слоя не превышает 0,5 мм, уборка наносов может
производиться подметально-уборочными машинами. Большие накопления при слое
высотой до 3 мм могут убираться плужно-щеточными снегоочистителями.

Наконец,
при уборке межсезонных наносов, которые обычно залегают слоем высотой до 20 мм,
рекомендуется применять универсальный погрузчик или универсальные дорожные
машины и погрузчики. Уборка грунтовых наносов при помощи подметально-уборочных
машин выполняется на минимальной рабочей скорости движения и увеличенной
деформации ворса для лотковой щетки до 40 — 45 мм и щетки-подборщика до 30 — 35
мм.

24. Загрязнения, отдаляемые
плужно-щеточным оборудованием, затем сгребают в кучи плугом или
совком-разгребателем. Уборка куч производится путем погрузки загрязнений
погрузчиком в самосвалы и последующего вывоза на отведенные для этого места.

25. Для уборки грунтовых
наносов при залегании большим слоем используется универсальный погрузчик, с
помощью которого наносы отделяются от дорожного покрытия и погружаются в
транспортные средства. После работы погрузчика должны быть убраны остатки
загрязнений подметально-уборочной машиной .

При
отсутствии универсального погрузчика уборка грунтовых наносов может
производиться следующим путем: для отделения наносов от дорожного покрытия
используются автогрейдеры или бульдозеры, с помощью которых сгребаются наносы в
кучи; погрузка наносов из куч в самосвалы осуществляется погрузочными
средствами.

26. Грунтовые наносы при
высыхании приобретают более высокую прочность. В связи с этим для упрощения
последующих работ необходимо организовать уборку наносов в кратчайшие сроки
после их образования, до их полного высыхания. При высыхания наносов
рекомендуется непосредственно перед работой увлажнять их при помощи поливочно-моечных
машин. Количество проходов этой машиной устанавливается в зависимости от высоты
слоя наносов, их состава и других факторов.

Уборка
опавших листьев

27. Уборка опавших листьев при небольших
ежедневных накоплениях сухих или влажных листьев на проезжей части дороги
производится подметально-уборочными машинами в процессе подметания дорожных
покрытий в соответствии с заданной периодичностью (см. табл. 2).

28. Во время интенсивного
листопада, в результате которого дорога полностью покрывается слоем опавших
листьев высотой до 30 мм, их уборка осуществляется путем предварительного
сгребания в кучи при помощи совков-разгребателей.

Рекомендуется также для лучшего отделения опавших листьев,
особенно мокрых и во время дождя, заменить резиновые ножи приставками из 3 — 4
видов капронового моноволокна диаметром 3 мм при свободной длине около 70 мм.

В связи с малой объемной массой опавших листьев их погрузку из куч
наиболее целесообразно производить в самосвал или бортовую машину с наращенными
бортами погрузчиком и при отсутствии самосвала и погрузочных средств
использовать подметально-уборочную машину, оборудованную всасывающим шлангом.

Возможные остатки опавших листьев убирают при последующем
подметании дорожного покрытия с заданной периодичностью.

Опавшие листья вывозят на свалки или на участки компостирования.

Уборка
куч загрязнений

29. Кучи загрязнений,
образующиеся при уборке полосы дороги у бортового камня и укладываемые на
прилотковой полосе, убирают путем отсасывания с помощью всасывающего шланга
подметально-уборочной машины, размещаемой на прилотковой полосе за кучей по
ходу движения транспортных средств, и затем вывозят на отведенные для этого места.

Уборка
остановок пассажирского транспорта

30. Наибольшее распространение
имеют остановки, расположенные непосредственно на тротуаре. Загрязнения,
возникающие при функционировании остановки, скапливаются в основном на тротуаре
и в прилотковой полосе. Уборка этих загрязнений осуществляется при уборке
тротуара тротуароуборочными машинами и при подметании прилотковой полосы
подметально-уборочными машинами.

31. На магистральных дорогах
при большой интенсивности движения пассажирского транспорта используются крытые
остановки, защищающие ожидающих пассажиров от непогоды. На таких остановках
подлежит уборка площадки дорожного покрытия между навесом остановки и бортовым
камнем, а также покрытие, расположенное под навесом, на котором зачастую
устанавливаются скамейки.

32. Площадка перед крытыми
остановками убирается тротуароуборочными машинами. Уборка покрытия под навесом
производится всасывающим шлангом подметально-уборочной машины. При помощи
всасывающего шланга убираются также узкие, недоступные для тротуароуборочных
машин площадки перед крытыми остановками.

Для выполнения этих операций всасывающий шланг оборудуется
специальным щелевым насадком, обеспечивающим увеличение ширины убираемой
полосы. Насадком обрабатываются места скопления загрязнений, располагающиеся
под скамейками и в местах стыка покрытия со стенками навеса.

Уборка
урн и приствольных решеток

33. Уборка урн, расположенных
на остановках пассажирского транспорта, производится всасывающим шлангом без
щелевого насадка путем опускания шланга в сборник урны. Загрязнения,
превышающие диаметр всасывающего шланга, помещают в бункер машины через
контрольный люк.

Загрязнения, попадающие через решетки на приствольный грунт
деревьев, убираются также при помощи всасывающего шланга подметально-уборочной
машины. Всасывающий шланг без щелевого насадка подводится к решетке так, чтобы
обрез наконечника шланга плотно прилегал непосредственно к ее верхней
плоскости, и перемещается вручную по всей поверхности решетки, отсасывая
загрязнения, расположенные под решеткой.

Очистка
отстойников дождевой канализации

34. В отстойниках колодцев
дождевой канализации накапливаются загрязнения, смываемые с дорожных покрытий
при мойке дорожных покрытий или во время интенсивных дождей. Количество
загрязнений, поступающих в колодец, зависит от технологии уборки проезжей части
улиц и тротуаров, общего благоустройства района, интенсивности движения
транспорта и др.

Независимо от этого необходимо
для обеспечения надлежащей работы дождевой канализации производить полную
очистку отстойников в течение весеннего периода года после пропуска талых вод и
осенью перед закрытием колодцев и прекращением их использования.

35. Очистка колодцев
осуществляется при помощи илососных машин. Эту работу следует организовать по
таким маршрутам, чтобы очистка колодцев на основных магистралях, отличающихся наибольшей
интенсивностью движения транспорта, производилась рано утром, когда прилотковая
часть дороги свободна от стоящих и движущихся машин.

Целесообразно осуществлять поочередную очистку всех колодцев,
размещенных вдоль движения илососа. Следует иметь в виду, что при заполнении
колодца загрязнениями нарушается удаление ливневых потоков, вызывающее
частичное или полное затопление проезжей части улиц и нарушение движения
транспортных средств.

Очистка таких колодцев достигается совместной работой
илососной и поливочно-моечной машины, которая применяется для размывания
специальным насадком под давлением содержимого колодца; работа илососа
осуществляется периодически по мере размывания загрязнений.

36. Во время обильных дождей
рекомендуется производить периодическую очистку решеток колодцев дождевой
канализации от опавших листьев и загрязнений для беспрепятственного прохождения
стоков в колодец.

Ii . зимняя уборка дорожных покрытий

1. Основной задачей зимней
уборки улиц является такое состояние дорог, при котором достигается
беспрепятственность работы городского транспорта и безопасное движение
пешеходов и транспортных средств.

2. Важнейшим условием
качественного выполнения работ является их своевременность. При несвоевременной
уборке выпавший снег под воздействием колес автомобилей уплотняется, и на
покрытии образуются снежные колеи и снежно-ледяной накат, что значительно
ухудшает условия движения транспортных средств.

Ликвидация снежно-ледяного
слоя, остающегося после удаления вала снега в результате несоблюдения сроков
удаления снежных валов, требует выполнения дополнительных уборочных операций
(скалывание, зачистка лотков, скучивание и вывоз), отличающихся большой
трудоемкостью.

Технология зимней уборки городских дорог

3. Технология производства
основных операций зимней уборки городских дорог основана на комплексном
применении средств механизации и технологических материалов, что является
наиболее эффективным и рациональным в условиях интенсивного транспортного движения.

4. Качественная очистка улиц от
снега с применением технологических материалов достигается при хорошем их
перемешивании со снегом, что возможно при интенсивном движении транспорта (не
менее 100 машин/ч на одной полосе). При малой интенсивности движения
транспортных средств (менее 100 машин в
полосе движения) применяется однооперационная, безреагентная снегоочистка.

5. Технологией зимней уборки
городских дорог предусматривается три основных вида работ: очистка дорог от
снежно-ледяных образований; удаление снежно-ледяных образований; устранение
гололеда и скользкости. Перечень операций и машин, применяемых при зимней
уборке, приведен в табл. 4.

Таблица 4

Перечень
операций и средств механизации при зимней уборке улиц

Операция

Применяемые машины

Сведения о наличии машин

Распределение технологических материалов

Пескоразбрасыватели

КО-105, КО-106, КО-108, КО-113

Снегоочистка (сгребание и сметание снега)

Снегоочистители
плужно-щеточные

KО- OC2, ПМ-130, KO-713,
KО-105

Скалывание уплотненного снега

Снегоочиститель-скалыватель

КО-707

Автогрейдер

ДЗ-99, ДЗ-122, ДЗ-143,
ДЗ-98А, ДЭ-99-1, ДЭ-2А, ДЭ-31-1

Скалывание льда

Снегоочиститель-скалыватель

KО-707

Автогрейдер

ДЗ-99, ДЗ-122, ДЗ-143,
ДЗ-98А, ДЭ-99-1, ДЭ-2А, ДЭ-31-1

Разгребание валов снега на перекрестках

Совок-разгребатель

Совок рекомендуется
изготовить к машине KО-705

Бульдозер

ДЗ-133, ДЗ-42А, ДЭ-37,
ДЭ-102, ДЭ-29, ДЭ-42

Автогрейдер

ДЗ-99, ДЗ-122, ДЗ-143,
ДЗ-98А, ДЭ-99-1, ДЭ-2А, ДЭ-31-1

Разгребание валов снега:

на остановках пассажирского транспорта

Совок-разгребатель

Совок к машине КО-705

Фрезерно-роторный

Снегоочиститель KО-711

Автогрейдер

ДЗ-99, ДЗ-122 ,ДЗ-143,
ДЭ-99-1 ,ДЭ-2 A, ДЭ-31-1,

на подъездах к зданиям, въездах во дворы

Совок-разгребатель

Бульдозер

ДЗ-42, ДЗ-128, ДЗ-133,
ДЭ-37, ДЭ-102, ДЭ-29, ДЭ-42

Складирование валов снега

Фрезерно-роторный
снегоочиститель

КО-711, ДЭ-210С, ДЭ-211

Формирование валов снега путем его перекладки

Автогрейдер

ДЗ-99, ДЗ-122, ДЗ-143,
ДЗ-98А, ДЭ-99-1, ДЭ-2А, ДЭ-33-1

Погрузка снега в транспортные средства

Снегопогрузчик

Д-566, КО-205, KО-206, КО-203

Перекидка снега на свободные территории

Роторные снегоочистители

К O-711, КО-705 P

Зачистка прилотковой полосы после погрузки

Плужно-щеточный
снегоочиститель

ПМ-130, КО-002, КО-105

Снегоочиститель —
скалыватель

КО-707

Автогрейдер

Бульдозер

Снегоочистка площадок перед крытыми остановками пассажирского
транспорта

Тротуароуборочные машины

КО-712, KО-714, KО-715, УСБ-25А

Снегоочиститель —
скалыватель

КО-707

Устранение гололеда и скользкости

Пескоразбрасыватель

K О-105, K О-106, КО-108

Очистка
дорог от снежно-ледяных образований

6. Работы по очистке дорог от снежно-ледяных образований
наиболее важны и ответственны, так как эффективность их выполнения определяет качество
содержания дорожных покрытий.

7. Основной операцией этих работ является снегоочиститель.

На дорогах с интенсивным движением транспортных средств
(100 машин/ч и выше в полосе) при снегоочистке применяется комплексная
технология, основанная на совместном применении технологических материалов и
средств механизации. На дорогах, где интенсивность менее указанной, применяется
однооперационная, безреагентная снегоочистка.

Комплексная технология в зависимость от эксплуатационных
условий различается по типу технологических материалов, применяемых при
снегоочистке.

Снегоочистка дорог, не имеющих значительных уклонов(бол ee 3 %, производится с
применением чистых химических материалов. На дорогах с уклонами, в местах
интенсивного торможения транспортных средств, на остановках пассажирского
транспорта, перекрестках и др., участках дорог с местными уклонами при снегоочистке
используется пескосоляная смесь.

8. Показатели комплексной
технологии снегоочистки при применении различных технологических материалов
приведены в табл. 5, 6.

Таблица 5

Основные
показатели технологического процесса снегоочистки при применении пескосоляной
смеси

Режим

Интенсивность снегопада, мм/ч

Температура
снега, ° С

Норма распределения ПСС, г/м2

Продолжительность этапов, ч

Выдержка

Обработка ПСС

Интервал

Сгребание и сметание

Всего

Первый цикл

I

0,5
— 1

Выше -6

200

-6…-18

300

0,75

2

3

2

7,75

Ниже -18

400

II

1
— 3

Выше -6

200

-6…-18

300

0,25

2

2

4,25

Ниже -18

400

III

Свыше 3

Выше -6

200

-6…-18

300

0,25

1,5

1,5

3,25

Ниже -18

Последующие
циклы

I

0,5
— 1

Выше -6

200

-6…-18

200

2

3,75

2

7,75

Ниже -18

400

II

1
— 3

Выше -6

200

-6…-18

300

2

0,25

2

4,25

Ниже -18

400

III

Свыше 3

Выше -6

200

-6…-18

300

1,5

0,25

1,5

2,75

Ниже -18

Примечание . Нормы распределения даны для
пескосоляной смеси, содержащей 8 % по массе реагентов.

Таблица 6

Основные показатели технологического процесса снегоочистки при
применении кристаллических реагентов

Режим

Интенсивность снегопада, мм/ч

Температура
снега, ° С

Норма распределения ПСС, г/м2

Продолжительность этапов, ч

Выдержка

Обработка ПСС

Интервал

Сгребание и сметание

Всего

Первый цикл

I

0,5
— 1

Выше -6

15

-6…-18

25

0,75

2

3

2

7,75

Ниже -18

35

II

1
— 3

Выше -6

15

-6…-18

25

0,25

2

2

4,25

Ниже -18

35

III

Свыше 3

Выше -6

15

-6…-18

25

0,25

1,53

1,5

3,25

Ниже -18

35

Последующие
циклы

I

0,5
— 1

Выше -6

15

-6…-18

25

2

3,75

2

7,75

Ниже -18

35

II

1
— 3

Выше -6

15

-6…-18

25

2

0,25

2

4,25

Ниже -18

35

III

Свыше 3

Выше -6

15

-6…-18

25

1,5

0,25

1,5

2,75

Ниже -18

35

Технология с применением пескосоляной смеси в отличие от чистых
реагентов может применяться в любых эксплуатационных условиях проездов с
интенсивным движением транспортных средств.

Снегоочистка

9. Процесс снегоочистки с применением технологических
материалов предусматривает следующие этапы: выдержку, обработку дорожных
покрытий технологическими материалами, интервал, сгребание и сметание снега.

10. Если после окончания первого цикла работ снегопад
продолжается, цикл работ повторяют необходимое число раз. Для предотвращения
образования снежно-ледяного наката при повышении и последующем резком понижении
температуры воздуха после обработки дорожного покрытия технологическими
материалами снегоочистку начинают сразу по получению сигнала о возможности
понижения температуры воздуха.

11. Выдержка — промежуток времени от начала снегопада до
момента начала внесения реагентов в снег.

Наличие свободных растворов на дорожном покрытии
недопустимо необходимо, чтобы в момент контакта реагентов со снегом на дорожном
покрытии уже находилось некоторое количество снега, а к моменту окончания
образования раствора количество снега должно быть таким, чтобы исключить
появление свободных растворов.

Продолжительностъ выдержки зависит поэтому от
интенсивности снегопада и температуры снега, определяющей расплавленную
способность реагента.

В связи с тем, что принимается в основу непрерывностъ
снегопада, при выполнении второго и последующих циклов снегоочистки интервал не
соблюдается. При снегопадах небольшой интенсивности суммарная продолжительность
этапов выдержки, распределения реагентов, сгребания и сметания снега меньше
времени накопления предельно допустимого количества снега н a дороге.

Распределение
технологических материалов

12. Обработка реагентами производится при помощи
распределителей и начинается после истечения периода выдержки.
Продолжительность этой операции определяет время накопления снега надороге
без реагентов. Поэтому в целях предотвращения уплотнения снега, особенно при
температуре, близкой к 0 °С, следует стремиться к тому, чтобы время обработки
реагентами было минимальным.

13. Оперативность и своевременность работ по зимней уборке
в первую очередь зависит от работы распределяющих машин и организации крепления
и погрузки технологических материалов. Поэтому необходимо обеспечить:
расположение баз для хранения технологических материалов, при котором пробеги
распределителей с обслуживаемого участка на заправку были бы минимальными (не
более 3 — 5 км)*; организацию на наиболее ответственных участках дежурства
распределителей, загруженных технологическими материалами, которые при
необходимости немедленно начинают обработку
дорог; механизацию подготовки технологических материалов, устранение камней,
комков и других включений, а также их погрузки в кузов распределителей.

*
Альбом чертежей (пескобазы с механизацией работ по заготовке и погрузке
пескосоляной смеси и хлоридов). Свердловск: 1987.

14. Распределение технологических материалов необходимо
начинать с улиц, имеющих высокую интенсивность движения. Остановки
общественного транспорта, перекрестки, подъезды, спуски и т.д. должны
обрабатываться наиболее тщательно .

15. Технологические материалы следует равномерно
распределять по полосе движения транспортных средств в соответствии с установленным
режимом и нормами распределения. Не допускается попадание материалов за проезды
проезжей части дорог.

16. В соответствии с проведенными выше показателями
процесса снегоочистки плотность обработки дорог при применении реагентов и
пескосоляной смеси изменяется почти в 10 раз, поэтому рекомендуется
специализировать распределители в зависимости от применяемого технологического
материала.

Сгребание
и сметание снега

17. Счистка дорожных покрытий от снега производится путем
сгребания и сметания снега плужно-щеточными снегоочистителями. Работу
снегоочистителей необходимо начинать с улиц, имеющих наиболее интенсивное
движение транспорта и на которых технологические материалы распределялись в
первую очередь с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать в табл. 5, 6
период между внесением материалов, сгребанием и сметанием снега.

18. Эффективное действие реагентов достигается в границах
определенного соотношения масс раствора и снега, поэтому продолжительность
процесса снегоочистки равна времени накопления предельной массы снега. В
зависимости от цветных условий в рамках продолжительности накопления снега
возможна некоторая корректировка периода производства операций по распределению
реагентов и снегоочистке.

При температуре снега 0 °С наступает особенно быстрое
его уплотнение, в связи с чем рекомендуется начинать операцию по обработке
реагентами до окончания процесса сгребания и сметания снега при выполнения
работ по второму ипоследующим циклам проце cca снегоочистки.

19. Маршруты работы распределителей технологических
материалов и плужно-щеточных снегоочистителей должны по возможности совпадать.
Это позволяет выдержать интервал, необходимый для равномерного перемешивания
снега с внесенными технологическими материалами на всей протяженности маршрута,
и достигнуть необходимого технологического эффекта. После окончания снегопада
производят завершающее сгребание и сметание снега плужно-щеточными
снегоочистителями.

При интенсивности снегопада свыше 3 км/чдля
сокращения цикла работы плужно-щеточных снегоочисителей операцию снегоочистки
ограничивают одним сгребанием, что позволяет увеличить производительность в 1,5
раза. После окончания снегопада следует производить завершающее подметание.

21. Плужно-щеточные снегоочистители имеют небольшую ширину
захвата, во много раз меньшую, чем ширина очищаемой дороги. При работе на такой
дороге плужно-щеточного снегоочистителя образуемый им небольшой вал снега
препятствует движению транспортных средств и тяжелыми автомобилями разрушается
и прикатывается.

Этот недостаток устраняется путем организации снегоочистки
колонной машин, при которой за один проход машин производится очистка всей
полосы движения транспорта в одном направлении и образование вала снега в
прилотковой полосе. Первая машина, при работе колонной, двигается вблизи
боевой, а последующие следуют за ней уступом.

Количество плужно-щеточных снегоочистителей в колонне
назначается из расчета, что полоса, очищаемая впереди ждущей машиной, должна
перекрываться идущей следом машиной на 0,5-1 м; величина перекрытия увеличивается
по мере положения машины по отношению к прилотковой полосе.

Ширина полосы обрабатываемой колонной машин должна быть
менее ширины проезда на ширину образуемого вала, т.е. на 1,5-2,5 и (в
зависимости от ширины проезда и интенсивности снегопада).

22. Однооперационная снегоочистка применяется на улицах,
гдеинтенсивность движения транспортных средств не превышает 100 машин в
полосе следования. Снегоочистка при этом про изводится плужно-щеточными снегоочистителями, у которых щетку
следует изготавливать из металлического ворса диаметром 0,8-0,9 мм, резиновые
ножи усиливать накладками из листовой стали.

Периодичность работы машин при однооперационной
снегоочистке приведена ниже.

Температура снега, °С

Периодичность снегоочистки,
ч

-2    -10

0,75

Ниже -10

1,5

Выше -2

0,5

23.
Однооперационная снегосчистка должна применяться на мостах, эстакадах и других
искусственных сооружениях, где технологические материалы могут вызвать их
повреждение.

При интенсивности
движения свыше 100 машин в полосе следования необходимо применить комплексную
технологию с использованием специальных реагентов (например, ХКФ).

24. В
периоды отсутствия снегопадов на проезжую часть дороги может заноситься снег с
крыш и валов, а также коле ca ми транспортных средств. В таких случаях производится
патрульное подметание проезжай части дорог для сметания с полос движения снега
наносного происхождения.

При длительных
отсутствиях снегопада, преимущественно в конце зимнего периода, происходит
интенсивное загрязнение дорожного покрытия. Для удаления загрязнений
используются подметально-уборочные машины, работающие без увлажнения.

Скалывание уплотненного снега

25.
Несоблюдение технологического процесса очистки покрытий от свежевыпавшего
снега, а также резкое изменение метеорологических условий могут привести к
возникновению на дорогах участков, покрытых уплотненным снегом. Уплотненный
снег легко может превратиться в лед, поэтому необходимо удалить его в
кратчайший срок после образования.

26.
Уплотненный снег удаляется скалывателем — рыхлителем или автогрейдером. Эти
машины рассчитаны на скалывание уплотненного снега. Превращение уплотненного
снега в снежно-ледяной накат и лед сопровождается резким повышением его
прочности, поэтому применение скалывателей и автогрейдеров становится
малоэффективным.

27. При работе скалывателей —
рыхлителей, снабженных рабочими органами пассивного типа, возникают
значительные реакции, зачастую превышающие тяговые усилия базового шасси.

Поэтому скалыватели — рыхлители
снабжаются только двумя гребенчатыми ножами, установленными перед ведущими
колесами. В связи с такой компоновкой полная очистка полосы достигается только
за два, четыре и т.д. прохода машины; при втором проходе происходит скалывание
оставленной после первого прохода полосы и ее увеличение на ширину захвата
одного ножа.

Для полной очистки полосы за два
прохода и более следует обеспечиватъ привтором и других кратких
проходах строгое повторение направления движения первого прохода и других
нечетных проходов. Для повышения эффективности работы скалывателя рекомендуется
оборудовать заднее колесо машины цепями противоскольжения.

Скалывание снежно-ледяного наката и льда

28. Снежно-ледяной накат или лед
образуется на п poe зжей части городских дорог в результате
низкого качества снегоочистки и невыполнения работ по скалыванию уплотненного
снега в кратчайшие сроки после его образования; в прилотковой части дороги вследствие несвоевременного
удаления валов снега.

В отличие от первого случая
образования льда, который носит аварийный характер, во втором случае возможно с
большой вероятностью планировать в зависимости от особенностей климатических
условий возникновения снежно-ледяного наката и льда на тех дорогах, где валы
снега убираются со значительным опозданием.

29. Полное без остатка
скалывание льда механизированным путем достигается при условии снижения
величины сил смерзания льда с дорожным покрытием при помощи химических
материалов.

В первом случае образования льда
применяется аварийный, во второй — профилактический способ скалывания льда и
снежно-ледяного наката.

Показатели технологического
процесса механизированного удаления снежно-ледяных образований приведены в табл. 7.

Таблица 7

Показатели технологического процесса механизированного удаления снежно-ледяного наката и льда

Место образования снежно-ледяного наката или льда

Оптимальная температура при
уборке, °С,
не ниже

Норма рас пределения реагентов г/м2

Продолжительность этапов, ч

Выдержка после снегопа да

Обработка реагентом, не
более

Интервал

Скалывание, не более

Проезжая часть улиц после
снегоочистки (аварийный способ)

-8

200-400 (кристаллы размером
7:10)

В кратчайшие сроки после
образования наката и льда.

0,5

3-4

1

Прилотковая часть дороги после
удаления валов снега (профилактический способ)

-12

60-120

2*, 1**

1

Не более 16

24

*При снегопаде ннтенсивностью 0,5-1 мм/ч.

**При снегопаде интенсивностью 1 мм/ч.

30. Особенности перечисленных в табл. 7 этапов состоят в следующем.

Выдержка — промежуток времени от
фиксированного момента до начала обработки дороги реагентами, меняет свою
сущность в зависимости от места проведения работ. При проведении работ в
прилотковой полосе под выдержкой следует понимать период между началом
снегопада и началом работ по внесению реагентов.

Период обработки реагентами
выбран для работы в прилотков o й полосе с учетом
свободного времени до момента образования вала снега, чем объясняется
сравнительно небольшое время, отведенное на ее выполнение; что касается
обработки реагентами уже образовавшегося слоя льда, то в связи с небольшими
площадками, покрытиями льдом, она обычно занимает всего несколько минут.

Период между окончанием
обработки реагентами и началом скалывания льда называется интервалом.

Если производится уборка
снежно-ледяных o б pa з o в a ний в прилотковой полосе, то их
скалывание должно быть осуществлено в
возможно короткие сроки, после удаления вала снега.

Особое значение имеет интервал
при призводстве работ по аварийному способу. Установлено, что при высоте слоя
льда 20 мм продолжительность процесса образования накатов и разрушения
пограничного с дорогой слоя льда составляет около 3-4 ч. Увеличение периода
выдержки при возможном понижении температуры может привести к повторному
образованию сил смерзания и негативному результату работ.

31. Очередность скалывания льда
устанавливается на основании значимости улиц.

Распределение реагентов при
помощи распределителей в соответствии с табл. 7
производится при профилактическом спо co б e на прилотковой части дороги до перемещения на нее вала
снега при первом снегопаде или за 2 — 3 дня до первых снегопадов полосой, не
превышающей 3 м.

При распределении
технологических материалов необходимо исключить
попадание реагентов на тротуар и полосы зеленых насаждений, а также на
асфальтобетон, расположенный вне размещения будущего вала снега.

32. Технологические рекомендации
(см. табл. 7) даны для условий, когда слой
льда, образовавшийся на дороге, имеет высоту около 20 мм. Скалывания льда
высотой слоя более 20 мм производится путем повторения операций число раз,
кратное 20 мм высоте слоя льда.

Скалывание льда по аварийному способу
рекомендуется производить ввечерние и утренние часы суток, т.е. в
период прекращения движения транспортных средств, колесами которого крупные
кристаллы реагентов могут быть сброшены до их опускания в слой льда. В связи с
этим слои льда, по высоте превышающие 20 мм, могут убираться в течение 2
сут.

33. Механизация работ по скалыванию
льда и снежно-ледяного наката осуществляется при помощи распределителей,
отрегулированных на соответствующую указаниям табл.
7 норму распределения и автогрейдерами. При строгом соблюдении приведенной
технологии и преимущественно в
конце зимнего сезона возможно для скалывания льда применять скалыватели
уплотненного снега, обеспечивающие пассивное воздействие на слой льда.

Работы, завершающие процесс снегоочистки

34. В процессе снегоочистки снег
с проезжей части дорог перемещается плужно-щеточными снегоочистителями, кал
правило, на прилотковую полосу дороги. На эту часть дороги перемещаются также
уплотненный снег, снежно-ледяной накат и лед в случае их образования после
снегоочистки и скалывания.

Размещение снега в валах на
пересечении улиц препятствует нормальному движению транспортных средств. Валы
снега исключают беспрепятственный доступ пассажиров к транспортным средствам и
перекрывают подъезды, к административным и другим зданиям, въезды во дворы.

35. Разгребание валов снега на
перекрестках должно выполняться после образования вала снегоочистителями, т.е.
в процессе производства каждого цикла снегоочистки независимо от ее режимов.

При образовании валов на
перекрестках следует принимать во внимание значение убираемых улиц и
интенсивность движения транспортных средств. В этой связи рекомендуется валы
снега укладывать на перекрестках только основной магистрали или улицы,
отличающейся интенсивным движением.

При такой организации работ
проезд по основной магистрали для транспортных средств будет беспрепятственным
независимо от состояния производства работ по разгребанию, которое требуется
осуществлять только для выездов на основную магистралъ.

На каждом из разгребаемых
перекрестков должны быть заблаговременно установлены места для укладки на них
снега с убираемого вала. Такими местами могут быть прилотковые или резервные
полосы на второстепенных проездах, пересекающих основную магистраль либо
аналогичные места на этой магистрали.

36. Очистку остановок пассажирского транспорта,
расположенных на тротуарах, осуществляют после завершения работ по укладке
валов снега. Эта операция состоит в перемещении вала, уложенного вдоль остановки,
в место, не препятствующее движению транспорта и пешеходов. Работы должны
выполняться в аварийном порядке и
завершаться в кратчайшие сроки после окончания снегопада.

Удаление вала снега с границ остановки производится
совками-разгребателями, бульдозерами или автогрейдерами, которые, захватывая из
убираемого вала снег, передвигают его в вал снега, расположенный впереди
остановки до ходу движения, или на свободные рядом расположенные территории.

37. Для обеспечения подъезда к
зданиям и въезда во дворы убирается перекрывающий их вал снега. Подлежащий
уборке вал снега имеет протяженность обычно от 3 до 6 м. Учитывая небольшую
протяженность убираемого вала, для выполнения этой работы применяются
совки-разгребатели и бульдозеры.

38. Площадки перед остановками
пассажирского транспорта, имеющие навес для укрытия ожидающих пассажиров от
непогоды и расположенные между навесом и бортовым камнем, рекомендуется
очистить от снега тротуароуборочными машинами различной ширины захвата.

Удаление
снега и схода уплотненного снега и льда

39. Своевременное удаление
снега и скола обеспечивает нормальную пропускную способность улиц и, кроме
того, уменьш ает возможность возникновения
снежно-ледяных образований под валами и кучами снега при колебаниях температуры
воздуха.

Снег и скол,
собранные в валы и кучи, удаляются следующими способами: безвывозным, вывозным
и комбинированным. Применение конкретного способа удаления из перечисленных
устанавливается в зависимости от анализа местных условий и имеющихся
возможностей.

Затраты на удаление снежно-ледяных образований велики и зачастую
превышают все остальные затраты на производство работ по зимней уборке, поэтому
при организации этих работ должны быть внедрены такие способы, которые
обеспечивают при их применении минимальные затраты в течение всего зимнего
сезона.

40. Безвывозной способ является самым простым, дешевым и поэтому
рекомендуемым к наиболее широкому распространению. На улицах шириной до 20 м
при движении транспорта с небольшой интенсивностью снег складируется в валах в
прилотковой полосе дороги до конца зимнего сезона.

Работы при складировании снега состоят в основном в перемещении
его из вновь образованного после снегопада вала в основной вал, предназначенный
для складирования и хранения снега в течение всего сезона. Если для
складирования используется свободная территория, расположенная вблизи
прилотковой полосы, то сбрасывание снега ведется строго направленно.

Перечисленные работы выполняются при помощи роторных снегоочистителей,
снабженных направляющим аппаратом и козырьком, управляемым из кабины водителя.
Если имеется необходимость только в расширении складируемого вала, то эта
работа может быть механизирована при помощи совков-разгребателей, бульдозеров
или автогрейдеров.

41. Вывозной способ является
самым распространенным, но вместе с тем наиболее дорогим. В первую очередь этот
способ должен применяться на узких магистралях с интенсивным движением
транспортных средств. Образованный после снегопада вал снега разрушается и
уплотняется колесами транспорта, что резко усложняет последующую уборку.
Поэтому незамедлительно после окончания снегопада на таких улицах необходимо
организовать погрузку снега и его вывоз.

Вывозной способ применяется
также на наиболее важных магистралях, отличающихся повышенной интенсивностью
движения обычного и пассажирского транспорта. Этот способ состоит в погрузке из
валов и куч снега в транспортные средства для вывоза его на места
складирования.

Стоимость работ при применении
вывозного способа зависит в основном от дальности перевозки снега, поэтому
целесообразно иметь разветвленную сеть мест, предназначенных для размещения
снежно-ледяных образований в целях минимальных затрат.

Для надлежащего качества работ,
прежде всего для обеспечения требуемого состояния прилотковой полосы,
необходимо валу снега придавать форму, удобную для последующей погрузки;
выполнять вспомогательные работы, обеспечивающие надлежащее содержание
бортового камня и прилегающей к нему полосы дороги шириной около 0,5 м; осуществлять
удаление снега в возможно короткие сроки после очередного снегопада для
предотвращения при возможных колебаниях температуры (с переходом через 0 ° С) образования в основании вала
снежно-ледяного наката и льда.

42. На широких магистралях
обычно после снегоочистки образуются 2 — 3 параллельно расположенных вала,
которые при помощи роторного снегоочистителя формируются в один общий вал,
размещенный вдоль бортового камня и удобный для погрузки. Двигаясь вдоль
формируемого вала, роторный снегоочиститель при помощи направляющего аппарата
перемещает снег вправо в основной вал, предназначенный для погрузки.

Работы, предшествующие погрузке
снега, выполняются путем формирования — перекладки валов снега при помощи
автогрейдера. Двигаясь вдоль вала снега, подлежащего последующему вывозу,
автогрейдер смещает снег от бортового камня в левую сторону, разрушая при этом
вал снега и тем самым подготавливая его для погрузки.

43. Погрузку снега из валов и
куч следует производить снегопогрузчиками в самосвалы с наращенными бортами.
Использование для погрузки снега роторных снегоочистителей является
предпочтительным из-за высокой производительности процесса погрузки и
достигаемого некоторого уплотнения снега в кузове загружаемой машины, что
повышает эффективность использования транспортных средств на вывозе снега.

44. Погрузку снега
рекомендуется организовать следующим путем. Снегопогрузчик движется вдоль
бортового камня в направлении, противоположном движении транспортных средств.
Самосвалы, подлежащие загрузке снегом, подаются под погрузку и следуют за
погрузчиком задним ходом с тем, чтобы после заполнения двигаться в общем потоке
транспорта, не нарушая его.

Работа погрузчика у бортового
камня и движение самосвала задним ходом у тротуара при погрузке создают
опасность для пешеходов. Поэтому во время работы погрузчика на тротуаре должен
находиться одетый в желтый жилет дежурный, который с помощью мегафона подает
команды водителям и не допускает пешеходов в зону погрузки.

45. При выборе погрузочного
средства следует учитывать, что наилучшая погрузка, при которой остается на
дороге минимальное количество снега, достигается при применении погрузчиков
универсального типа. Они особенно эффективны при уборке валов после длительного
их пребывания на прилотковой полосе.

На широких магистралях при
отсутствии троллейбусных маршрутов и небольшой интенсивности движения
транспортных средств весьма эффективно применение для погрузки снега роторных
снегоочистителей, снабженных направляющим аппаратом и управляемым козырьком.

В
этом случае наилучшей является организация работ, при которой снегоочиститель
двигается в сторону, противоположную направлению движения транспорта, и
направляет снег в правую сторону в кузов самосвала, следующий справа от
снегоочистителя, параллельно с ним.

Такая организация работ должна
быть согласована с ГАИ города. При отсутствии согласования движение
снегоочистителя и загружаемой машины организуется по направлению движения
транспорта.

Практика применения такого
способа погрузки показывает, что коэффициент использования транспортных средств
может быть увеличен в 1,25 — 1,3 раза.

46. При комбинированном способе
снег из валов и куч, предварительно подготовленных, погружается в транспортные
средства и перевозится им сравнительно небольшие расстояния к приемным пунктам
или стационарным снеготаялкам. На приемных пунктах и в снеготаялках снег
расплавляется и перемещается по соответствующим сетям в очистные сооружения и
реки.

Приемные пункты оборудуются на
сетях хозяйственно-фекальной канализации, промышленных стоках, подземных реках
и на других источниках вод, содержащих сбросовое тепло, достаточное для
расплавления поступающего в них снега*.

* Использование канализации должно быть согласовано
с предприятием, обеспечивающим ее эксплуатацию.

Для работы стационарных
снеготаялок используется, как правило, сбросовое тепло бань, прачечных и других
подобных источников.

Производительность приемных
пунктов и снеготаялок невелика (менее 300 т/ч), поэтому такой пункт обслуживает
сравнительно небольшую территорию, и в отличие от вывозного способа дальность
транспортировки снега снижается в значительной мере.

47. В зависимости от
производительности приемного пункта, особенностей планировки, категорий улиц,
площади убираемых дорожных покрытий должны быть определены оптимальные
(желательно на основе использования экономико-математических методов) границы
территории, с которой снежно-ледяные образования должны транспортироваться к
приемному пункту.

Необходимо также в зависимости
от сменности работы составить график транспортировки снежно-ледяных образований
и их поступление на приемный пункт.

Каждый приемный пункт или
снеготаялка снабжается отстойниками и пескоуловителями различной конструкции,
исключающих поступление минеральных и других загрязнений, содержащихся в
снежно-ледяных образованиях, в транспортирующие снег потоки. Работы по очистке
уловителей трудоемки, не механизированы, их выполнение нарушает
функционирование пункта, поэтому следует стремиться к тому, чтобы при уборке
территорий, обслуживаемых пунктом, применялись преимущественно чистые реагенты,
без примесей песка.

Разгрузка самосвалов на
приемном пункте и в снеготаялки производится непосредственно на приемные
решетки. Для подачи оставшихся на решетках снежно-ледяных образований каждый
пункт обычно располагает бульдозером.

48. Независимо от используемого
способа после складирования снега, его погрузки и вывоза на прилотковой полосе
остаются неуплотненный, уплотненный снег, лед и снежно-ледяной накат, которые
резко снижают эксплуатационные свойства покрытия после уборки.

В зависимости от свойств
оставшихся снежно-щеточные снегоочистителя, если остается неуплотненный снег;
скалыватели-рыхлители, бульдозеры, автогрейдеры при зачистке уплотненного снега
и льда. После зачистки остатки должны быть собраны совком в кучи или валы для
последующего удаления.

Устранение
гололеда и скользкости

49. Работы по устранению
гололеда и скользкости имеют первостепенное значение при создании условий
безопасного движения транспортных средств и пешеходов. Устранение гололеда и
скользкости следует проводить в первую очередь на участках с крутыми уклонами и
кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, на искусственных
сооружениях и подъездах к ним, а также во всех других местах, где часто
возникает необходимость торможения.

50. Скользкость на дороге
возникает вследствие некачественной снегоочистки, в результате чего на дороге в
течение длительного времени в полосе движения транспортных средств остаются
уплотненный снег и лед.

Скользкость возникает также на
дорогах при образовании гололедных пленок в результате атмосферных явлений.

Устранение гололеда возможно
активным, профилактическим или пассивным способами.

Применение профилактического
способа возможно при надежных прогнозах о возникновении гололеда.

В случае возникновения
скользкости используется только пассивный способ, так как применительно к
скользкости профилактический способ состоит в своевременной уборке в полосе
движения транспорта на дорогах снежно-ледяных образований или принятии мер,
исключающих возникновение гололедных пленок.

Основные показатели
технологического процесса устранения гололеда и скользкости приведены в табл. 8.

Таблица 8

Показатели
технологии устранения гололеда и скользкости

Наименование работ

Способ выполнения

Основная операция

Норма распределения материала, г/м2

Время производства работ

Повторяемость (периодичность) работ

Устранение
гололеда

Активный,
профилактический

Обработка
дорожного покрытия реагентами до образования гололеда

15 — 25

За
1 — 2 ч до возникновения гололеда

Устранение
скользкости

Пассивный

Обработка
дорожных покрытий, отличающихся скользкостью, пескосоляной смесью

250 — 300*

Немедленно
после возникновения скользкости

Через
3 -4 ч при интенсивном движении

* Увеличивается до 400 -500
г/м2 во всех местах, где возникает необходимость экстренного
торможения

51. При
применении профилактического способа реагент распределяется на дорожном
покрытии до образования гололеда.

Гололед — тонкая пленка льда, образуется при
температуре, близкой к 0 °С, при замерзании влаги на дороге.

Благодаря
наличию реагентов и влаги на дороге образуется раствор реагента, не замерзающий
при температуре, и вместо гололедной пленки дорога оказывается увлажненной
образовавшимся раствором. Обработка реагентами при реализации этого способа
производится заблаговременно, в связи с чем возможно сдувание кристаллов ветром
или разбрасывание колесами транспортных средств.

Поэтому
более эффективной является обработка дорог реагентами в жидком виде, по нормам,
пересчитанным на массу сухого вещества в растворе. Распределение жидких
реагентов производится поливочно-моечными машинами, самотеком через
горизонтальную трубу Æ 75 — 80 мм, длиной 2,3 м, расположенную сзади цистерны и имеющую
15 отверстий Æ 8 мм. Трубопровод, соединяющий раздаточную трубу с цистерной,
снабжен краном.

52. В тех
случаях, когда гололед и скользкость возникали, для устранения скользкости
такую дорогу обрабатывают пескосоляной смесью, которая обеспечивает резкое
увеличение коэффициента сцепления автомобильных шин с дорогой. В условиях
постепенно разносится колесами, в связи с чем обработка смесью должна
повторяться через 3 — 4 ч, а в местах торможения — через 2 — 3 ч.

53. В целях
сокращения объемов работ, которые должны выполняться в аварийном порядке,
обработка дорог независимо от применяемого способа производится только в полосе
движения транспортных средств и пешеходов. Работы по устранению гололеда и
скользкости производятся при помощи распределителей, отрегулированных на
необходимую норму обработки, которые совпадают с нормативами, рекомендуемыми
при производстве работ по снегоочистке.

54.
Обработку дорог при профилактическом методе борьбы с гололедом следует начинать
с улиц с наименьшей интенсивностью движения и заканчивать на основных,
ответственных магистралях. Такая последовательность работ способствует
сохранению реагентов на поверхности дорожного покрытия.

Обработку же
дорог при устранении скользкости необходимо начинать с основных, ответственных
магистралей, затем обрабатывать остальные дороги. Одновременно с обработкой
основных магистралей производится выборочная посыпка участков с уклонами,
перекрестков, подъездов к мостам и т.п.

Технологические материалы,
применяемые при уборке городских дорог в зимнее время года

55. Перечень
технологических материалов, наиболее широко применяемых в эксплуатационной
практике, приведен в табл. 9.

Таблица
9

Перечень
технологических материалов

Наименование

Температурная область применения, ° С

Краткая характеристика

1.
Смеси, предварительно изготавливаемые:

пескосоляная смесь на основе
хлористого натрия

До -14

Смесь
песка с хлористым натрием в соотношении по массе 92 и 8 %

пескосоляная смесь на основе
хлористого кальция или реагента ХКФ

До -35

Смесь
песка в тех же соотношениях с хлористым кальцием или реагентом ХКФ

неслеживающаяся смесь на основе
хлористого кальция или реагента ХКФ

До -14

Смесь
хлористого натрия с хлористым кальцием или ХКФ в соотношении по массе 90 и 10
%

2.
Специальные реагенты (реагент ХКФ)

До -40

Смесь
хлористого кальция с фосфатами

В связи с
тем, что технологические материалы 1 (см. табл. 9) оказывают отрицательное действие на окружающую
городскую среду, их применение является временным до замены специальными
реагентами.

Применение
технологических материалов разрешается при условии соблюдения указаний
(Инструктивные указания по применению хлоридов на озелененных улицах и
площадях. — М.: 1973).

56. Рекомендации
по области применения технологических материалов приведены в табл. 10.

Таблица 10

Область
применения технологических материалов

Наименование работ

Температурная область
применения,оС

Технологический материал

Снегоочистка

До — 14

1. Пескосоляная смесь на основе хлористого натрия

2. Неслеживающаяся смесь

Ниже — 14

I.
Пескосоляная смесь на основе
хлористого кальция или ХКФ

2. Реагент XКФ

Скалывание льда:

профилактический способ

I.
Неслеживающаяся cмесь

2. Реагент ХКФ

аварийный cпособ

Хлористый натрий кристаллический 7 <к <10

Устранение гололеда и скользкости:

профилактический
способ

I.
Неслеживающаяся смесь

2. Реагент ХКФ

пассивный способ

Д o — I 4

1. Пескосоляная смесь на основе хлористого натрия

Ниже — 14

2.Пескосоляная смесь на основе хлористого кальция или ХКФ

При применении
технологических материалов должны выполняться периодически анализы воды
водоемов и p ек в границах города для проверки соблюдения ХКФ на хлориды,
(фосфаты и нитраты в соответствии с указанными правилами.

Iv. проведение ocновных
работ при meханизированной
уборке городских дорог в зимнее время

Распределение технологических материалов

1. Перед выездом на линию каждый распределитель должен
быть отрегулирован на распределение реагентов в пределах плотностей,
предусмотренных технологическим процессом, т.е. от 15 до 35 г/м2 при
применении реагентов и от 200 до 400 г/м2 — для пескосоляной смеси.

Регулировку
рекомендуется начинать с установления частоты вращения диска.

Затем при
определенном положении шиберной заслонки путем регулировки дросселя привода
цепи транспортера устанавливается его положение, обеспечивающее необходимую
скорость движения транспортера.

Следует иметь
в виду, что минимальная плотность распределения от 15 до 25 г/м2
достигается при скорости движения машины около 25 км/ч на III передаче.

Полученные
при регулировке положения дросселей системы привода диска и транспортера,
шибера заслонки, скорость движения при этом машины, плотность и ширина полосы
обработки должны быть зафиксированы и использоваться для систематического
контроля за работой машины и соблюдением заданных параметров распределения
материалов.

2. При
распределении реагентов, обладающей повышенной текучестью, необходимо устранить
все неплотности кузова и зоны его контакта с транспортером и бункером.

При
заполненном реагентами кузове для предотвращения действия осадков на верхний
слой реагентов рекомендуется кузов накрывать брезентом.

Для бесперебойной
и качественной работы машины необходимо использовать для обработки дороги
только тщательно просеянную пескосоляную смесь, без комков, камней и других
подобных включений, которые могут вызвать заклинивание диска и транспортера и
повреждения окружающих транспортных средств; убедиться, что реагент не слежался
и не имеет комков; исключить применение машины при неполном количестве скребков
на транспортере.

Сгребание и сметание снега

3. Эта операция, обеспечивающая
также укладку собранного снега в валы, расположенные, как правило, в
прилотковой полосе, выполняется плужно-щеточным снегоочистителями.

Качественная снегоочистка
обеспечивается, если основной слой снега сдвигается отвалом, после работы
которого остается слой высотой не более 10 — 15 мм (сметается щеткой). Для
этого необходимо систематически следить за состоянием резиновых ножей отвала,
которые должны иметь постоянную высоту и плотно прилегать к поверхности дороги
на всей ширине захвата плуга.

При нормальной работе отвала
обжатие (деформация) ворса щетки не должна превышать 15 — 25 мм; при большой
высоте убираемого слоя и повышенной прочности снега обжатие ворса должно быть
максимальным.

Надлежащее обжатие ворса
устанавливается при помощи вывешивающего устройства щетки. Интенсивность износа
ворса зависит от его обжатия, поэтому щетка всегда должна работать при
минимальном обжатии ворса, обеспечивая при этом сметание всего слоя снега.

Ширина очищаемой полосы
составляет 2,3 м. Для обеспечения надлежащих условий движения транспортных
средств широкие проезды очищаются колонной машин. Расположение машин в колонне
показано на рис. 8.

Рис.
8

Скалывание уплотненного cнeгa

4. Скалывание уплотненного снега
производится, скалывателями — рыхлителями и при их отсутствии — автогрейдером
или бульдозером.

Эффективная работа скалывателей
достигается при их надлежащей регулировке и техническом содержании. Ножи
скалывателя должны устанавливаться по высоте так, чтобы расстояние режущей
кромки ножа до поверхности дорожного покрытия не превышало 1 — 3 мм.

Одновременно с этим необходимо
обеспечить регулировку пружины фиксато pa
пpeдoхpaнитeльногo устройства. Пружина должна обеспечивать выход фиксатора из
гнезда и включение в работу основной пружины предохранительного устройства при
встрече ножа с препятствием, атакже со льдом.

При скалывании уплотненного
снега наблюдается быстрый износ режущей
кромки полей и образование площадки износа, что резко снижает эффективность
работы скалывателя. Поэтому через I 5 — 20 ч работы
машины необходимо ножи демонтировать и затачивать их режущую кромку.

При работе машины очищаются две
полосы перед задними колесами базового трактора; в связи с этим при скалывании
уплотненного снега на всей поверхности проезда проходы машины должны
осуществляться так, как показано на рис. 9.

Рис. 9

5. Уплотненный снег залегает на
дорожном покрытии слоем переменной высоты и при значительном колебании его
прочности по ширине захвата машины и вдоль очищаемой полосы. Соответственно
изменяются реакции, действующие на ножи при скалывании; в таких условиях
скорость машины начинает колебаться до ее полной остановки.

Разгребание валов снега на перекрестках

6. Для повышения оперативности работ
по разгребанию валов рекомендуется на пересекающих основную магистраль проездах
образование валов снега прекращать до границ этой магистрали ( рис. 10). При таком порядке разгребание валов ведется
только на основной магистрали.

Работы по разгребанию валов
снега на перекрестках ведутся при помощи совков — разгребателей, которые
монтируются преимущественно на тракторном шасси. Для предотвращения
возникновения зон с остатками снега; который превращается затем в уплотненный
снег и лед, необходимо прежде всего обеспечить нормальное функционирование
совка, исправность ножей ковша и их плотное
прилегание к поверхности дорожного покрытия.

Работы по разгребанию ведутся на
следующих скоростях: 1 — 3 км/ч — забор снега из убираемого вала; 3 — 8 км/ч — перемещение
на новое место укладки.

Очистка остановок пассажирского транспорта

7. Работы по разгребанию вала на
остановке выполняются совком — разгребателем, при помощи которого срезается
внешняя часть вдоль убираемого вала и после заполнения ковша снег смещается на
новое место укладки.

Рис. 10

Если снег
укладывается в основной вал, то дополнительная его загрузка наиболее
целесообразна по ходу движения впереди остановки. Режим работы совка такой же,
как и при выполнении предыдущей операции.

Для
выполнения этой работы возможно использованные малогабаритного роторного
снегоочистителя (например, КО-211), снабженного направляющим аппаратом. В этом
случае роторный снегоочиститель двигается вдоль убираемого вала по ходу
движения транспорта, срезая некоторую полосу вала (рис. 11).

При этом
направляющий аппарат устанавливается так, чтобы снег отбрасывался вдоль оси
снегоочистителя в вал, размещенный впереди остановки.

Если снег может отбрасываться с набережной в реку или
на свободную территорию, то это достигается соответствующей установкой
направляющего аппарата и положением его козырька, управляемого из кабины
водителя. Выполнение этой операции осуществляется при соблюдении следующих
режимов работы роторного снегоочистителя: рабочая скорость 0,5 — 1 км/ч; число
оборотов ротора максимальное.

Рис. 11

8.
Разгребание валов снега на въездах во дворы и подъездах к зданиям производится
путем перемещения снега, как правило, в вал снега, залегающий впереди по ходу
движения.

Как при
уборке остановок, совок-разгребатель постепенно срезает внешнюю часть
убираемого вала и после заполнения ковша перемещается на новое место размещения
снега. Скорость совка при наполнении ковша снегом 1 — 3 км/ч, при перемещении
снега на новое место — 3 — 8 км/ч.

При
применении совка для разгребания валов снега необходимо обеспечить полное
использование вместимости ковша и только после надлежащего заполнения следует
выполнять транспортный цикл по перемещению снега на новое место укладки.

Погрузка и вывоз снежно-ледяных образований

9. Технико-экономические
показатели вывозного способа удаления снежно-ледяных образований путем погрузки
в транспортные средства определяются эффективностью использования погрузчиков и
транспортных средств для перевозки снега.

Погрузка ведется из валов и куч
снега с объемной массой не более 0,3 т/м3 в автомобилях с кузовами
ограниченной вместимости.

Надлежащее использование
снегопогрузчика возможно в том случае, если за ним закрепляется такое
количество транспортных средств, при которых погрузчик работает непрерывно.

Необходимо также при вывозе
снега использовать транспорт только с увеличенной в 1,5 — 2 раза вместимостью
кузова за счет повышения его стенок.

Необходимо
при организации работ по погрузке снега исходить из следующих примерных норм
обслуживания снегопогрузчиком транспортных средств:

10. Вывозной способ применяется
преимущественно на основных магистралях и на улицах ограниченной ширины, но с
интенсивным движением пассажирского и общего назначения транспорта.

Рекомендуемые сроки вывоза (сут) снежно-ледяных
образований

Общее
количество снега после снегопада (высота слоя выпавшего снега), см

Основные
магистрали

Улицы
с напряженным движением транспорта

Улицы
с движением малой интенсивности

До
5

3

4

6

До
10

4

5

8

До
15

6

8

10

11. Применение
комбинированного способа удаления снежно-ледяных образований путем погрузки
снега в транспортные средства и перевозки снега к сплавным пунктам, сооруженным
на фекалопроводах городской канализационной сети, показало высокую
эффективность этого способа. Принципиальная схема сплавного пункта приведена на
рис. 12.

Рис. 12

ПРИЛОЖЕНИЯ

Оцените статью
Дачный мир
Добавить комментарий