Я слышал, что с домовладельцев, у которых есть земельный участок, но нет водомера, с 1 мая будут брать плату за полив по нормативам в зависимости от незастроенной площади участка и вне зависимости от того, поливают они что-либо или нет. законно ли это? — муниципальный район елховский
Комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов.
В прокуратуру района поступают многочисленные обращения граждан по вопросам несогласия с действиями организацией коммунального комплекса, на оплату жилищно-коммунальных услуг в части полива земельных участков.
Действующим законодательством предусмотрено, что в случае, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учёта соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотрена обязанность потребителей по оплате не только водопотребления для питьевых нужд, но и оплате воды, потребленной на полив земельного участка и водоснабжение надворных построек.
Однако, сама по себе названная обязанность не даёт оснований начисления платы за полив всем потребителям, проживающим в домовладениях, не оборудованных индивидуальными приборами учёта холодной воды, без соблюдения порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 № 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг).
Право у поставщика воды по начислению платы появляется только в том случае, если между поставщиком и потребителем заключён соответствующий договор, либо потребитель сам обратился в водоснабжающую организацию с заявлением о поливе земельного участка и водоснабжении расположенных на нём надворных построек. Об этом гласит подпункт «к» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому потребитель обязан при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, таких как например виде и количестве сельскохозяйственных животных и птиц, площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка.
В случае, если в договоре холодного водоснабжения предусмотрены полив земельного участка или водоснабжение надворных построек, потребитель обязан уведомлять водоснабжающую организацию об изменении условий водопотребления в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
Таким образом, если потребитель не уведомлял поставщика воды о том, что пользуется услугой холодного водоснабжения для нужд полива земельного участка соответствующей площади либо этот вид услуг не предусмотрен в договоре предоставления услуги водоснабжения, начисление платы за полив противоречит, установленным требованиям.
Расчёт размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, осуществляется начиная:
— с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учёта;
— с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учёта и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, составленным представителем водоснабжающей организации, в присутствии не менее чем двух незаинтересованных лиц.
При этом, в указанном акте должны быть указаны возражения потребителя, и представитель водоснабжающей организации не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, также должны быть включены в составляемый акт.
Следовательно, в случае не уведомления потребителем услуги по холодному водоснабжению о поливе земельного участка и потреблению воды для надворных построек, плата за полив и водоснабжение хозяйственных построек может выставляться поставщиком – исполнителем услуги, если его представителями составлен акт об использовании воды для указанных нужд. Именно с даты составления такого акта и возникают законные основания для начисления платы за полив. При этом акт должен не только установить факт отсутствия у потребителя индивидуального прибора учёта, но и подтвердить потребление им воды для нужд полива земельного участка и водоснабжение надворных построек, с указанием в составляемом акте возражений потребителя и сведений о привлечённых к участию в проверке других незаинтересованных лиц (не менее двух человек), а также других незаинтересованных лиц, привлечённых по инициативе потребителя.
§
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим отдельные нормы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 № 354. Верховный Суд Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 01.07.2021 № 258-ФЗ внесены изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию). Внесенными изменениями ст. 264.1 УК РФ дополнена частью 2, согласно Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. До 2021 года в российском законодательстве степень тяжести и мера ответственности не ставились в зависимость от суммы незаконного вознаграждения ни для тех, кто его получает, ни для тех, кто дает. В июле 2021 Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 01.07.2021 № 274-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Внесенные изменения направлены на Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Правительством Российской Федерации 30.06.2021 принято постановление № 1060 «Об отдельных вопросах возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, и о внесении изменений в некоторые Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Закон усовершенствует взаимодействие населения со службой занятости, в том числе с Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 01.07.2021 № 268-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно внесенным изменениям для выезда из России несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации Читать далее …
Комментирует прокурор Елховского района Антонов А.А. Положениями статьи 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) установлена уголовная ответственность за жестокое обращение, сопряжённое с невыполнением обязанностей по воспитанию ребёнка. При этом наказание предусмотрено за действие или бездействие, то есть Читать далее …
Комментирует прокурор Елховского района Антонов А.А. Главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации определены права и обязанности родителей в отношении своих детей (родительские права). Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, Читать далее …
Комментирует прокурор Елховского района Антонов А.А. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 27.04.2021 принято постановление № 6 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». Данным Читать далее …
§
30.08.2021 прокурором Елховского района Алексеем Антоновым в преддверии 300-летия учреждения Прокуратуры России и 100-летия восстановления советской властью прокуратуры России, с участием Главы муниципального района Елховский Натальей Павловой, руководителя МБУ «Дом молодежных организаций» муниципального района Елховский Надеждой Бугровой и Главного редактора Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим отдельные нормы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 № 354. Верховный Суд Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 01.07.2021 № 258-ФЗ внесены изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию). Внесенными изменениями ст. 264.1 УК РФ дополнена частью 2, согласно Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. До 2021 года в российском законодательстве степень тяжести и мера ответственности не ставились в зависимость от суммы незаконного вознаграждения ни для тех, кто его получает, ни для тех, кто дает. В июле 2021 Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 01.07.2021 № 274-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Внесенные изменения направлены на Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Правительством Российской Федерации 30.06.2021 принято постановление № 1060 «Об отдельных вопросах возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, и о внесении изменений в некоторые Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Закон усовершенствует взаимодействие населения со службой занятости, в том числе с Читать далее …
Ситуацию комментирует прокурор Елховского района Алексей Антонов. Федеральным законом от 01.07.2021 № 268-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Согласно внесенным изменениям для выезда из России несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации Читать далее …
Прокуратурой Елховского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления норм действующего жилищного законодательства. Так, согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного Читать далее …
Прокуратурой Елховского района проведена проверка условий эксплуатации детской игровой площадки в сельском поселении Никитинка. В ходе проверки установлено, что в с. Никитинка, возле здания Администрации сельского поселения Никитинка, расположена детская игровая площадка, на которой не созданы условия, отвечающие требованиям безопасности детей, а именно на детской площадке отсутствует ударосмягчающее покрытие (насыпь), Читать далее …
Дело № 099-14-аз решение в отношении муп «водоканал» | белгородское уфас
Заявитель
<…>
<…>
ответчик
МУП «Водоканал»
309189, Белгородская обл.,
г. Губкин, ул. Советская, 32
Дело № 099-14-A3
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2021
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2021 г. Белгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее — Белгородского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;
при участии:
от заявителя: не явилась, Определение о назначении дела № 099-14-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению направлено заказным письмом с уведомлением 14.04.2021г.;
от ответчика — <…> — начальник юридического отдела, по доверенности от 05 мая 2021 года №1071, <…> – начальник абонентского отдела, по доверенности от 05.05.2021 года №1070,
рассмотрев дело № 099-14-АЗ, возбужденное 14.04.2021 по признакам нарушения МУП «Водоканал» (309189, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Советская,32), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданки <…> (вх. № 96 от 14.01.2021) на действия МУП «Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе от осуществления перерасчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению для цели полива земельного участка в период поливочного сезона.
<…> проживает в домовладении, расположенном по адресу: <…>. Согласно выписке из технического паспорта площадь земельного участка по документу составляет — 600 кв. м., фактически — 731 кв. м., в том числе застроенная — 117 кв. м., незастроенная — 614 кв. м., площадь под огородом — 418 кв. м., площадь под двором — 136 кв. м.
Договор на оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению домовладения №<…> по <…> в письменной форме отсутствует, однако потребителем <…> осуществлены конклюдентные действия, на основании которых договор считается заключенным.
В период с 01 мая по 31 августа 2021 года <…>. Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей исходя из площади земельного участка 1500 кв.м.
01 ноября 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением на перерасчет поливочной площади земельного участка № 56 по ул. Чернышевского, г. Губкин. Перерасчет площади земельного участка был осуществлен.
19 декабря 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением о перерасчете размера платы за полив земельного участка ввиду меньшей поливочной площади, но в перерасчете было отказано.
Из пояснений МУП «Водоканал» следует:
1. МУП «Водоканал» является единственным поставщиком коммунальных услуг по холодному водоснабжению в г. Губкин. Деятельность МУП «Водоканал» регламентируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2021г. В настоящее время отсутствует порядок произведения перерасчетов за полив земельных участков. Таким образом, гражданке Семикрас Т.И. было отказано в перерасчете платы за полив;
2. Полив земельного участка является коммунальной услугой;
3. Первоначальные сведения о площади земельного участка были предоставлены контролером МУП «Водоканал» и носили ориентировочный характер;
4. Начисление платы за полив земельного участка гражданке <…> производилось исходя из поливаемой площади 1500 кв. м.;
5. Перерасчет размера земельного участка <…> был произведен в ноябре 2021 года;
6. В перерасчете платы за полив земельного участка гражданке <…> было отказано по причине того, что перерасчет платы за полив производился в период с 1 мая по 31 сентября 2021 года.
В платежно — расчетных документах и городской информационно — общественной газете «Новое время» МУП «Водоканал» информировало потребителей о необходимости предоставления сведений о земельном участке. При отсутствии таких сведений МУП «Водоканал» указывало, что не несет ответственности за правильность начисления платы за полив земельного участка.
Так же в своих пояснениях МУП «Водоканал» ссылается на обязанность потребителя предоставлять в МУП «Водоканал» сведения о размере земельного участка, не занятого постройками для начисления платы за полив приусадебного участка, которую гражданка <…> не исполнила.
Комиссия, рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, регулирующее водоснабжение и предоставление коммунальных услуг, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
Отношения по холодному водоснабжению регулируются параграфом 6 главы 30 раздела IV части 2 Гражданского кодекса РФ, статьей 157 Жилищного кодекса РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (далее — Правила № 354).
Подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Согласно статье 544 ГК РФ — оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом к пункта 34 Правил № 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
В пункте 6 Правил № 354 говорится, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка. Период применения норматива для полива земельного участка устанавливается с 1 мая по 31 августа включительно.
Размер тарифа на услуги водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, утвержден Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской обл. от 27.11.2021 N 22/12 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, на 2021 год»:
— с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года согласно приложению 1 к настоящему приказу составил 13,35 руб. / куб.м.;
— с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению 2 к настоящему приказу составил 14,85 руб./куб. м.
Согласно данным технического паспорта, предоставленного Семикрас Т.И. площадь земельного участка под огородом (участок земли, используемый для полива) составляет 418 кв. м., МУП «Водоканал» для расчета платы за полив использовал размер участка равный 1500 кв.м.
В письме МУП «Водоканал» от 31.01.2021 года № 270 (вх. 304 от 04.02.2021г.) указывается на то, что такая плата за полив устанавливается «в целях осуществления расчета размера платы за оказываемые услуги по холодному водоснабжению для полива и стимулирования потребителей на исполнение ими своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка» «с последующим осуществлением перерасчета размера платы, исходя из поливочной площади, определяемой по представленным документам».
Таким образом, расчет платы за полив, при отсутствии приборов учета, согласно Приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» производится по формуле:
P = S x N x T, где S – площадь земельного участка, N — норматив потребления, T – тариф на коммунальный ресурс.
Соответственно, плата за полив огорода домовладения по адресу — г. Губкин, ул. Чернышевского, 56 составила бы:
Май 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;
Июнь 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;
Июль 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;
Август 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;
Итоговый размер суммы за полив земельного участка площадью 418 кв. м., принадлежащего к домовладению <…> по адресу: <…> <…> в период с 1 мая по 31 августа должен был составить — 707,26 рублей.
МУП «Водоканал» исходя из площади земельного участка равного 1500 кв. м. за май — август 2021 года <…> была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей.
Обобщая вышеприведенное, комиссия Белгородского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета составляет 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка.
МУП «Водоканал» должно было рассчитать плату за потребленную воду в сумме – 707,26 руб. Однако, МУП «Водоканал» в 2021 году производило начисление платы за полив земельного участка Семикрас Т.И. исходя из поливочной площади 100 кв. м., а в 2021 году расчет производился исходя из поливочной площади 1500 кв. м. и размер платы составил 2 537,95 рублей.
Таким образом, МУП «Водоканал» действуя в нарушение вышеперечисленных норм, при расчете платы за коммунальную услугу по нормативу потребления, не учитывало реальную площадь поливаемого земельного участка, то есть объем потребляемых коммунальных услуг был завышен.
Как следует из подпункта «д» пункта 31 Правил № 354 — непосредственно при обращении потребителя МУП «Водоканал» обязано было произвести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги.
В тоже время, МУП «Водоканал» самостоятельно установило предельные сроки обращения за перерасчетом платы за полив земельного участка.
Правилами № 354, нормативно — правовыми актами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области не установлен норматив, который позволял бы МУП «Водоканал» производить начислении платы за полив земельного участка, при отсутствии достоверных сведений о поливаемой площади земельного участка потребителя исходя из размера в 1500 кв. м.
Следовательно, МУП «Водоканал» самостоятельно установило размер земельного участка, который не соответствовал действительности, в целях стимулирования потребителя для исполнения своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка, при этом отказало в перерасчете платы, исходя из поливочной площади, определяемой по документам.
Непредоставление сведений потребителем коммунальной услуги о площади земельного участка во время поливочного сезона и месяца после его окончания — не лишает потребителя права обратиться за перерасчетом платы за данную услугу в дальнейшем при предоставлении необходимых данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.05.2003 № 73 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке распределения воды в географических границах города Губкин в границах сетей водопровода, принадлежащих МУП.
Свобода осуществления субъективных гражданских прав не может быть безграничной, это прямо предусматривает Гражданский кодекс. В пункте 1 статьи 1 ГК РФ закрепляется принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, но в то же время в статье 10 ГК РФ вводится принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами.
Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Эти действия признаются злоупотреблением правом. Таким образом, в пункте 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен общий ограничитель усмотрения правообладателя при осуществлении своих гражданских прав — запрет злоупотребления правом. Под злоупотреблением правом следует понимать осуществление юридическим лицом своих прав с причинением (прямо или косвенно) вреда другим лицам. Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.
Злоупотребление правом есть такая форма реализации субъективного права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений.
О злоупотреблении правом речь может идти лишь тогда, когда лицо обладает субъективным правом и, действуя в границах предоставленного ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы его осуществления.
При таких обстоятельствах, МУП «Водоканал» совершило действие (бездействие) по не обоснованному отказу потребителю коммунальной услуги в перерасчете платы за полив земельного участка, тем самым ущемив его права и законные интересы.
Действия МУП «Водоканал», выразившиеся в отказе произвести перерасчет платы за полив земельного участка недопустимы в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг, и приводят к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, посягают на установленный порядок в области обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Резюмируя вышеописанное, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, поведение МУП «Водоканал», в процессе предоставления коммунальной услуги собственнику жилого дома, сопряжено с недопустимым действием (бездействием), выразившимся в отказе от перерасчета платы за используемую коммунальную услугу по поливу земельного участка за май, июнь, июль, август 2021 года.
В связи с тем, что предупреждение и пресечение монополистической деятельности в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяется как составная часть организационной и правовой защиты конкуренции, а злоупотребление доминирующим положением является одной из её форм, на недопустимость, которой прямо указанно в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает что МУП «Водоканал» в своих действиях допустило нарушение антимонопольного законодательства.
Следовательно, выше описанные действия ответчика, характеризуются Комиссией как виновные, выраженные в форме косвенного умысла.
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела Комиссией не выявлены.
Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не выявлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать МУП «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части отказа в перерасчете платы за полив земельного участка, в связи с тем, что такие действия ущемляют законные права и интересы гражданки <…>
2. Выдать МУП «Водоканал» обязательное для исполнения предписание, направленное на неуклонение в перерасчете платы за полив земельного участка, принадлежащего <…>, за период с 1 мая по 31 августа 2021 года с учетом реального размера поливочной площади.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:<…>
Члены комиссии:
<…>
<…>
stdClass Object
(
[vid] => 10695
[uid] => 5
[title] => Дело № 099-14-АЗ решение в отношении МУП «Водоканал»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10695
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1400578763
[changed] => 1400578763
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1400578763
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Заявитель
<…>
<…>
ответчик
МУП «Водоканал»
309189, Белгородская обл.,
г. Губкин, ул. Советская, 32
Дело № 099-14-A3
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2021
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2021 г. Белгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее — Белгородского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;
при участии:
от заявителя: не явилась, Определение о назначении дела № 099-14-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению направлено заказным письмом с уведомлением 14.04.2021г.;
от ответчика — <…> — начальник юридического отдела, по доверенности от 05 мая 2021 года №1071, <…> – начальник абонентского отдела, по доверенности от 05.05.2021 года №1070,
рассмотрев дело № 099-14-АЗ, возбужденное 14.04.2021 по признакам нарушения МУП «Водоканал» (309189, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Советская,32), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданки <…> (вх. № 96 от 14.01.2021) на действия МУП «Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе от осуществления перерасчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению для цели полива земельного участка в период поливочного сезона.
<…> проживает в домовладении, расположенном по адресу: <…>. Согласно выписке из технического паспорта площадь земельного участка по документу составляет — 600 кв. м., фактически — 731 кв. м., в том числе застроенная — 117 кв. м., незастроенная — 614 кв. м., площадь под огородом — 418 кв. м., площадь под двором — 136 кв. м.
Договор на оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению домовладения №<…> по <…> в письменной форме отсутствует, однако потребителем <…> осуществлены конклюдентные действия, на основании которых договор считается заключенным.
В период с 01 мая по 31 августа 2021 года <…>. Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей исходя из площади земельного участка 1500 кв.м.
01 ноября 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением на перерасчет поливочной площади земельного участка № 56 по ул. Чернышевского, г. Губкин. Перерасчет площади земельного участка был осуществлен.
19 декабря 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением о перерасчете размера платы за полив земельного участка ввиду меньшей поливочной площади, но в перерасчете было отказано.
Из пояснений МУП «Водоканал» следует:
1. МУП «Водоканал» является единственным поставщиком коммунальных услуг по холодному водоснабжению в г. Губкин. Деятельность МУП «Водоканал» регламентируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2021г. В настоящее время отсутствует порядок произведения перерасчетов за полив земельных участков. Таким образом, гражданке Семикрас Т.И. было отказано в перерасчете платы за полив;
2. Полив земельного участка является коммунальной услугой;
3. Первоначальные сведения о площади земельного участка были предоставлены контролером МУП «Водоканал» и носили ориентировочный характер;
4. Начисление платы за полив земельного участка гражданке <…> производилось исходя из поливаемой площади 1500 кв. м.;
5. Перерасчет размера земельного участка <…> был произведен в ноябре 2021 года;
6. В перерасчете платы за полив земельного участка гражданке <…> было отказано по причине того, что перерасчет платы за полив производился в период с 1 мая по 31 сентября 2021 года.
В платежно — расчетных документах и городской информационно — общественной газете «Новое время» МУП «Водоканал» информировало потребителей о необходимости предоставления сведений о земельном участке. При отсутствии таких сведений МУП «Водоканал» указывало, что не несет ответственности за правильность начисления платы за полив земельного участка.
Так же в своих пояснениях МУП «Водоканал» ссылается на обязанность потребителя предоставлять в МУП «Водоканал» сведения о размере земельного участка, не занятого постройками для начисления платы за полив приусадебного участка, которую гражданка <…> не исполнила.
Комиссия, рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, регулирующее водоснабжение и предоставление коммунальных услуг, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
Отношения по холодному водоснабжению регулируются параграфом 6 главы 30 раздела IV части 2 Гражданского кодекса РФ, статьей 157 Жилищного кодекса РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (далее — Правила № 354).
Подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Согласно статье 544 ГК РФ — оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом к пункта 34 Правил № 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
В пункте 6 Правил № 354 говорится, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка. Период применения норматива для полива земельного участка устанавливается с 1 мая по 31 августа включительно.
Размер тарифа на услуги водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, утвержден Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской обл. от 27.11.2021 N 22/12 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, на 2021 год»:
— с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года согласно приложению 1 к настоящему приказу составил 13,35 руб. / куб.м.;
— с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению 2 к настоящему приказу составил 14,85 руб./куб. м.
Согласно данным технического паспорта, предоставленного Семикрас Т.И. площадь земельного участка под огородом (участок земли, используемый для полива) составляет 418 кв. м., МУП «Водоканал» для расчета платы за полив использовал размер участка равный 1500 кв.м.
В письме МУП «Водоканал» от 31.01.2021 года № 270 (вх. 304 от 04.02.2021г.) указывается на то, что такая плата за полив устанавливается «в целях осуществления расчета размера платы за оказываемые услуги по холодному водоснабжению для полива и стимулирования потребителей на исполнение ими своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка» «с последующим осуществлением перерасчета размера платы, исходя из поливочной площади, определяемой по представленным документам».
Таким образом, расчет платы за полив, при отсутствии приборов учета, согласно Приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» производится по формуле:
P = S x N x T, где S – площадь земельного участка, N — норматив потребления, T – тариф на коммунальный ресурс.
Соответственно, плата за полив огорода домовладения по адресу — г. Губкин, ул. Чернышевского, 56 составила бы:
Май 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;
Июнь 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;
Июль 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;
Август 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;
Итоговый размер суммы за полив земельного участка площадью 418 кв. м., принадлежащего к домовладению <…> по адресу: <…> <…> в период с 1 мая по 31 августа должен был составить — 707,26 рублей.
МУП «Водоканал» исходя из площади земельного участка равного 1500 кв. м. за май — август 2021 года <…> была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей.
Обобщая вышеприведенное, комиссия Белгородского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета составляет 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка.
МУП «Водоканал» должно было рассчитать плату за потребленную воду в сумме – 707,26 руб. Однако, МУП «Водоканал» в 2021 году производило начисление платы за полив земельного участка Семикрас Т.И. исходя из поливочной площади 100 кв. м., а в 2021 году расчет производился исходя из поливочной площади 1500 кв. м. и размер платы составил 2 537,95 рублей.
Таким образом, МУП «Водоканал» действуя в нарушение вышеперечисленных норм, при расчете платы за коммунальную услугу по нормативу потребления, не учитывало реальную площадь поливаемого земельного участка, то есть объем потребляемых коммунальных услуг был завышен.
Как следует из подпункта «д» пункта 31 Правил № 354 — непосредственно при обращении потребителя МУП «Водоканал» обязано было произвести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги.
В тоже время, МУП «Водоканал» самостоятельно установило предельные сроки обращения за перерасчетом платы за полив земельного участка.
Правилами № 354, нормативно — правовыми актами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области не установлен норматив, который позволял бы МУП «Водоканал» производить начислении платы за полив земельного участка, при отсутствии достоверных сведений о поливаемой площади земельного участка потребителя исходя из размера в 1500 кв. м.
Следовательно, МУП «Водоканал» самостоятельно установило размер земельного участка, который не соответствовал действительности, в целях стимулирования потребителя для исполнения своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка, при этом отказало в перерасчете платы, исходя из поливочной площади, определяемой по документам.
Непредоставление сведений потребителем коммунальной услуги о площади земельного участка во время поливочного сезона и месяца после его окончания — не лишает потребителя права обратиться за перерасчетом платы за данную услугу в дальнейшем при предоставлении необходимых данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.05.2003 № 73 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке распределения воды в географических границах города Губкин в границах сетей водопровода, принадлежащих МУП.
Свобода осуществления субъективных гражданских прав не может быть безграничной, это прямо предусматривает Гражданский кодекс. В пункте 1 статьи 1 ГК РФ закрепляется принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, но в то же время в статье 10 ГК РФ вводится принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами.
Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Эти действия признаются злоупотреблением правом. Таким образом, в пункте 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен общий ограничитель усмотрения правообладателя при осуществлении своих гражданских прав — запрет злоупотребления правом. Под злоупотреблением правом следует понимать осуществление юридическим лицом своих прав с причинением (прямо или косвенно) вреда другим лицам. Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.
Злоупотребление правом есть такая форма реализации субъективного права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений.
О злоупотреблении правом речь может идти лишь тогда, когда лицо обладает субъективным правом и, действуя в границах предоставленного ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы его осуществления.
При таких обстоятельствах, МУП «Водоканал» совершило действие (бездействие) по не обоснованному отказу потребителю коммунальной услуги в перерасчете платы за полив земельного участка, тем самым ущемив его права и законные интересы.
Действия МУП «Водоканал», выразившиеся в отказе произвести перерасчет платы за полив земельного участка недопустимы в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг, и приводят к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, посягают на установленный порядок в области обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Резюмируя вышеописанное, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, поведение МУП «Водоканал», в процессе предоставления коммунальной услуги собственнику жилого дома, сопряжено с недопустимым действием (бездействием), выразившимся в отказе от перерасчета платы за используемую коммунальную услугу по поливу земельного участка за май, июнь, июль, август 2021 года.
В связи с тем, что предупреждение и пресечение монополистической деятельности в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяется как составная часть организационной и правовой защиты конкуренции, а злоупотребление доминирующим положением является одной из её форм, на недопустимость, которой прямо указанно в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает что МУП «Водоканал» в своих действиях допустило нарушение антимонопольного законодательства.
Следовательно, выше описанные действия ответчика, характеризуются Комиссией как виновные, выраженные в форме косвенного умысла.
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела Комиссией не выявлены.
Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не выявлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать МУП «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части отказа в перерасчете платы за полив земельного участка, в связи с тем, что такие действия ущемляют законные права и интересы гражданки <…>
2. Выдать МУП «Водоканал» обязательное для исполнения предписание, направленное на неуклонение в перерасчете платы за полив земельного участка, принадлежащего <…>, за период с 1 мая по 31 августа 2021 года с учетом реального размера поливочной площади.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:<…>
Члены комиссии:
<…>
<…>
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Заявитель
<…>
<…>
ответчик
МУП «Водоканал»
309189, Белгородская обл.,
г. Губкин, ул. Советская, 32
Дело № 099-14-A3
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2021
В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2021 г. Белгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее — Белгородского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;
при участии:
от заявителя: не явилась, Определение о назначении дела № 099-14-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению направлено заказным письмом с уведомлением 14.04.2021г.;
от ответчика — <…> — начальник юридического отдела, по доверенности от 05 мая 2021 года №1071, <…> – начальник абонентского отдела, по доверенности от 05.05.2021 года №1070,
рассмотрев дело № 099-14-АЗ, возбужденное 14.04.2021 по признакам нарушения МУП «Водоканал» (309189, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Советская,32), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданки <…> (вх. № 96 от 14.01.2021) на действия МУП «Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе от осуществления перерасчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению для цели полива земельного участка в период поливочного сезона.
<…> проживает в домовладении, расположенном по адресу: <…>. Согласно выписке из технического паспорта площадь земельного участка по документу составляет — 600 кв. м., фактически — 731 кв. м., в том числе застроенная — 117 кв. м., незастроенная — 614 кв. м., площадь под огородом — 418 кв. м., площадь под двором — 136 кв. м.
Договор на оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению домовладения №<…> по <…> в письменной форме отсутствует, однако потребителем <…> осуществлены конклюдентные действия, на основании которых договор считается заключенным.
В период с 01 мая по 31 августа 2021 года <…>. Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей исходя из площади земельного участка 1500 кв.м.
01 ноября 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением на перерасчет поливочной площади земельного участка № 56 по ул. Чернышевского, г. Губкин. Перерасчет площади земельного участка был осуществлен.
19 декабря 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением о перерасчете размера платы за полив земельного участка ввиду меньшей поливочной площади, но в перерасчете было отказано.
Из пояснений МУП «Водоканал» следует:
1. МУП «Водоканал» является единственным поставщиком коммунальных услуг по холодному водоснабжению в г. Губкин. Деятельность МУП «Водоканал» регламентируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2021г. В настоящее время отсутствует порядок произведения перерасчетов за полив земельных участков. Таким образом, гражданке Семикрас Т.И. было отказано в перерасчете платы за полив;
2. Полив земельного участка является коммунальной услугой;
3. Первоначальные сведения о площади земельного участка были предоставлены контролером МУП «Водоканал» и носили ориентировочный характер;
4. Начисление платы за полив земельного участка гражданке <…> производилось исходя из поливаемой площади 1500 кв. м.;
5. Перерасчет размера земельного участка <…> был произведен в ноябре 2021 года;
6. В перерасчете платы за полив земельного участка гражданке <…> было отказано по причине того, что перерасчет платы за полив производился в период с 1 мая по 31 сентября 2021 года.
В платежно — расчетных документах и городской информационно — общественной газете «Новое время» МУП «Водоканал» информировало потребителей о необходимости предоставления сведений о земельном участке. При отсутствии таких сведений МУП «Водоканал» указывало, что не несет ответственности за правильность начисления платы за полив земельного участка.
Так же в своих пояснениях МУП «Водоканал» ссылается на обязанность потребителя предоставлять в МУП «Водоканал» сведения о размере земельного участка, не занятого постройками для начисления платы за полив приусадебного участка, которую гражданка <…> не исполнила.
Комиссия, рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, регулирующее водоснабжение и предоставление коммунальных услуг, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.
Отношения по холодному водоснабжению регулируются параграфом 6 главы 30 раздела IV части 2 Гражданского кодекса РФ, статьей 157 Жилищного кодекса РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (далее — Правила № 354).
Подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.
Согласно статье 544 ГК РФ — оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом к пункта 34 Правил № 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.
В пункте 6 Правил № 354 говорится, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).
В соответствии с пунктом 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка. Период применения норматива для полива земельного участка устанавливается с 1 мая по 31 августа включительно.
Размер тарифа на услуги водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, утвержден Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской обл. от 27.11.2021 N 22/12 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, на 2021 год»:
— с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года согласно приложению 1 к настоящему приказу составил 13,35 руб. / куб.м.;
— с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению 2 к настоящему приказу составил 14,85 руб./куб. м.
Согласно данным технического паспорта, предоставленного Семикрас Т.И. площадь земельного участка под огородом (участок земли, используемый для полива) составляет 418 кв. м., МУП «Водоканал» для расчета платы за полив использовал размер участка равный 1500 кв.м.
В письме МУП «Водоканал» от 31.01.2021 года № 270 (вх. 304 от 04.02.2021г.) указывается на то, что такая плата за полив устанавливается «в целях осуществления расчета размера платы за оказываемые услуги по холодному водоснабжению для полива и стимулирования потребителей на исполнение ими своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка» «с последующим осуществлением перерасчета размера платы, исходя из поливочной площади, определяемой по представленным документам».
Таким образом, расчет платы за полив, при отсутствии приборов учета, согласно Приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» производится по формуле:
P = S x N x T, где S – площадь земельного участка, N — норматив потребления, T – тариф на коммунальный ресурс.
Соответственно, плата за полив огорода домовладения по адресу — г. Губкин, ул. Чернышевского, 56 составила бы:
Май 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;
Июнь 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;
Июль 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;
Август 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;
Итоговый размер суммы за полив земельного участка площадью 418 кв. м., принадлежащего к домовладению <…> по адресу: <…> <…> в период с 1 мая по 31 августа должен был составить — 707,26 рублей.
МУП «Водоканал» исходя из площади земельного участка равного 1500 кв. м. за май — август 2021 года <…> была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей.
Обобщая вышеприведенное, комиссия Белгородского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета составляет 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка.
МУП «Водоканал» должно было рассчитать плату за потребленную воду в сумме – 707,26 руб. Однако, МУП «Водоканал» в 2021 году производило начисление платы за полив земельного участка Семикрас Т.И. исходя из поливочной площади 100 кв. м., а в 2021 году расчет производился исходя из поливочной площади 1500 кв. м. и размер платы составил 2 537,95 рублей.
Таким образом, МУП «Водоканал» действуя в нарушение вышеперечисленных норм, при расчете платы за коммунальную услугу по нормативу потребления, не учитывало реальную площадь поливаемого земельного участка, то есть объем потребляемых коммунальных услуг был завышен.
Как следует из подпункта «д» пункта 31 Правил № 354 — непосредственно при обращении потребителя МУП «Водоканал» обязано было произвести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги.
В тоже время, МУП «Водоканал» самостоятельно установило предельные сроки обращения за перерасчетом платы за полив земельного участка.
Правилами № 354, нормативно — правовыми актами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области не установлен норматив, который позволял бы МУП «Водоканал» производить начислении платы за полив земельного участка, при отсутствии достоверных сведений о поливаемой площади земельного участка потребителя исходя из размера в 1500 кв. м.
Следовательно, МУП «Водоканал» самостоятельно установило размер земельного участка, который не соответствовал действительности, в целях стимулирования потребителя для исполнения своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка, при этом отказало в перерасчете платы, исходя из поливочной площади, определяемой по документам.
Непредоставление сведений потребителем коммунальной услуги о площади земельного участка во время поливочного сезона и месяца после его окончания — не лишает потребителя права обратиться за перерасчетом платы за данную услугу в дальнейшем при предоставлении необходимых данных.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Приказом Белгородского УФАС России от 19.05.2003 № 73 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке распределения воды в географических границах города Губкин в границах сетей водопровода, принадлежащих МУП.
Свобода осуществления субъективных гражданских прав не может быть безграничной, это прямо предусматривает Гражданский кодекс. В пункте 1 статьи 1 ГК РФ закрепляется принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, но в то же время в статье 10 ГК РФ вводится принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами.
Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Эти действия признаются злоупотреблением правом. Таким образом, в пункте 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен общий ограничитель усмотрения правообладателя при осуществлении своих гражданских прав — запрет злоупотребления правом. Под злоупотреблением правом следует понимать осуществление юридическим лицом своих прав с причинением (прямо или косвенно) вреда другим лицам. Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.
Злоупотребление правом есть такая форма реализации субъективного права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений.
О злоупотреблении правом речь может идти лишь тогда, когда лицо обладает субъективным правом и, действуя в границах предоставленного ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы его осуществления.
При таких обстоятельствах, МУП «Водоканал» совершило действие (бездействие) по не обоснованному отказу потребителю коммунальной услуги в перерасчете платы за полив земельного участка, тем самым ущемив его права и законные интересы.
Действия МУП «Водоканал», выразившиеся в отказе произвести перерасчет платы за полив земельного участка недопустимы в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг, и приводят к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, посягают на установленный порядок в области обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Резюмируя вышеописанное, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, поведение МУП «Водоканал», в процессе предоставления коммунальной услуги собственнику жилого дома, сопряжено с недопустимым действием (бездействием), выразившимся в отказе от перерасчета платы за используемую коммунальную услугу по поливу земельного участка за май, июнь, июль, август 2021 года.
В связи с тем, что предупреждение и пресечение монополистической деятельности в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяется как составная часть организационной и правовой защиты конкуренции, а злоупотребление доминирующим положением является одной из её форм, на недопустимость, которой прямо указанно в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает что МУП «Водоканал» в своих действиях допустило нарушение антимонопольного законодательства.
Следовательно, выше описанные действия ответчика, характеризуются Комиссией как виновные, выраженные в форме косвенного умысла.
Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела Комиссией не выявлены.
Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не выявлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать МУП «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части отказа в перерасчете платы за полив земельного участка, в связи с тем, что такие действия ущемляют законные права и интересы гражданки <…>
2. Выдать МУП «Водоканал» обязательное для исполнения предписание, направленное на неуклонение в перерасчете платы за полив земельного участка, принадлежащего <…>, за период с 1 мая по 31 августа 2021 года с учетом реального размера поливочной площади.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии:<…>
Члены комиссии:
<…>
<…>
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 099-14-АЗ
[format] =>
[safe_value] => 099-14-АЗ
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 29.11.2021). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.
[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2021-05-19 09:34:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2021-05-19 09:34:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1400578763
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:»contact»;i:0;s:7:»overlay»;i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] =>
)
§
Девиз ФАС России – законность, равенство, справедливость;
Миссия ФАС России – свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России;
Ценности ФАС России – открытость, сотрудничество, эффективность.
За годы своего становления и развития ФАС России выросла в мощный и авторитетный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, решающий исключительно важные задачи в интересах экономического процветания государства, повышения качества жизни граждан.
Осуществляя контроль и надзор за неукоснительным соблюдением антимонопольного законодательства, ФАС России способствует формированию и укреплению конкурентной среды, активному вовлечению в хозяйственную деятельность малого и среднего бизнеса, эффективному расходованию бюджетных средств.
За 20 лет работы у ФАС сформировалась своя внутренняя культура, свое понимание целей и смысла работы, а в этом году на заседании Президиума коллегии ФАС России от 31 августа 2021 года № 23 были озвучены и утверждены девиз, миссия службы и ценности, которыми она руководствуется.