- Почему повреждается асфальт
- Безопасность для работников, выполняющих ремонтные работы
- В зависимости от очередности закладки материалов метод принято делить на две категории:
- Зачем коммунальщики поливают дороги в дождь?
- Зачем коммунальщики постоянно поливают московские дороги? (вечерние бормотания)
- Какие преимущества и недостатки имеет битумная мастика
- Машина бцм-24.5, технические характеристики и принцип действия
- Обеспечение безопасности участников дорожного движения
- Подготовка карт
- Ремонт методом пропитки
- Технология
- Технология уборки улиц
- Укладка смеси и заделка швов
- Характеристики и маркировка битумов
Почему повреждается асфальт
Дефекты на покрытии вызываются разными причинами, перечислим их:
- Механическим воздействием на материал, например, при резких ударах при падении предметов при разгрузке. При движении техники с большей массой, чем расчетная, которая была заложена при проектировании (на придомовою площадку рассчитанную максимум на вес легкового автомобиля зашел большегрузный самосвал со стройматериалами) или при увеличении интенсивности движения.
Возле дома такие проблемы часто возникают в местах установки контейнеров для мусора.
- Потерей прочности основания — если подушка была запроектирована неправильно или размокла в результате дождей или паводка (чтобы избежать разрушения по этой причине на автодорогах вводят весенние ограничения нагрузки на ось), поломки дренажа и ливневой канализации.
Также смещение основания может быть вызвано циклами замерзания оттаивания грунта.
- Основание и сам асфальтный слой механически повреждается по другим причинам — оползни, смещение грунтов.
- Очень часто трещины образуются при разрастании корневой системы рядом растущих деревьев или кустарников. Могут проснуться и семена, по каким-то причинам оказавшиеся под дорогой. Хотя росток выглядит нежным, при росте он может создавать давление в десятки атмосфер.
Совет. Особенно опасны растущие рядом тополя у них мощная корневая система, уходящая на десятки метров от ствола. Падающая с листьев влага тоже ухудшает условия эксплуатации. Обратите внимание — часто на новой дороге места под кронами тополей через год-два покрывается мелкими трещинами, хотя на других участках дефектов нет. Поэтому старайтесь удалить посадки тополя рядом с асфальтом.
- Потеря асфальтом прочности от времени, воздействия ультрафиолета и повышенных температур. Если для заполнителя эти факторы безвредны то битум, как и многие другие органические вещества к ним чувствителен.
- Битум разъедается растворителями, например, часто дефекты образуются на местах стоянки автомобилей из-за подтекших масел и других технических жидкостей.
- Асфальтобетон разрушается из-за напряжений, возникающих при превращении воды в лед при замерзании в его порах и трещинах. Это причина одна из главных в зимний период, но она, как правило, вторичная (если смесь была уложена качественная и правильно уплотнена) — для начала нужно чтобы эти трещины образовались.
- В летний период способствовать разрушению асфальта могут растения, семена которых попали в трещины. Им даже не надо как мы уже говорили выше преодолевать препятствие, путь свободен. Особенно частот это видно на покрытиях дорожек и тротуаров, о ремонте которых мы будем говорить дальше.
Обратите внимание — обычно факторы способствующие разрушению бетона действую комплексно.
Например, наиболее распространен такой сценарий:
- из-за небольшой просадки грунта образовалась микротрещина;
- зимой в нее попала вода, она стала расширяться;
- из-за переменчивой погоды и, особенно, из-за использования соли или противогололедных реагентов, циклов замерзания оттаивания (может быть трех-десяти даже в течение суток) трещина расширяется до значительных размеров;
- сквозь трещину под покрытие начинает попадать влага вызывающая дальнейшее проседание основания, ускоряет процесс давление от колес проходящей техники.
- дальше появляется сеть мелких трещин, которые, в конце концов, превращаются в выбоину.
Теперь после небольшого теоретического экскурса перейдем к методикам самостоятельно ремонта асфальтобетона.
Безопасность для работников, выполняющих ремонтные работы
Самым главным требованием, исключающим инциденты, аварии и несчастные случаи при выполнении ямочного ремонта способом пропитки, является строгое соблюдение проекта выполнения работ и инструкций по технике безопасности. Перечислим основные требования:
- К работе можно допускать только обученных рабочих и обязательно проинструктированных и прошедших проверку знаний рабочих. Для работы со специальной техникой (гудронаторы и т. п.) нужно специальное обучение.
- Перед началом работы нужно обязательно контролировать состояние здоровья работников.
- На месте проведения работ обязательно должен присутствовать руководитель, ответственный за безопасность.
- Вся техника должна быть исправна и использоваться только так, как разрешено ее эксплуатационными нормами.
- Работники должны быть обеспечены не только спецодеждой (обязательно со светоотражающими элементами, улучшающими видимость), но и средствами защиты. Например, при разливе горячего битума либо эмульсии обязательно нужно использовать очки и респираторы.
- Участок дороги, где проводятся работы, должен быть обязательно обозначен дорожными знаками и конусами. При интенсивном движении желательно вместо конусов использовать водоналивные барьеры. Желательно вообще полное перекрытие движения, но в большинстве случаев закрывается только одна полоса.
- Все работы нужно производить в светлое время суток.
- Непосредственно само место, где работают люди, должно прикрываться машиной с соответствующими знаками (дорожные работы, направление объезда препятствия).
Для улучшения видимости желательно, чтобы знаки имели подсветку.
Как показывает практика, для прикрытия недостаточно автомобилей малой или средней грузоподъемности, особенно на оживленных магистралях.В таких случаях нужно использовать крупные грузовики, нагруженные щебнем, или специальные, компенсирующие удар, прицепы.
В зависимости от очередности закладки материалов метод принято делить на две категории:
- Способ пропитки.
- Способ обратной пропитки.
В числе главных преимуществ таких ремонтных технологий можно выделить следующее:
- Высокая производительность работ и отсутствие необходимости в привлечении больших ремонтных бригад. Устранение дефектов дорожного полотна требует минимум усилий и временных затрат, в особенности если в процессе подготовки кромки не подвергаются обработке для формирования прямоугольных карт. При таких условиях всего три работника могут отремонтировать выбоины, за одинаковое время обработав большую в 2-3 раза площадь дорожного полотна, чем бригады, включающие 6-7 человек, и работающие с литыми или горячими асфальтобетонными смесями. По своей производительности способ пропитки уступает только струйно-инъекционной технологии.
- Малое количество техники и вспомогательных инструментов. Отсутствие тяжелого оборудования существенно облегчает процесс транспортировки необходимых материалов и инструментов. Для доставки всего необходимого (в том числе и работников) к месту проведения ремонтных мероприятий достаточно всего одного автомобиля.
- Независимость от периода года. Проведение дорожного ремонта с использованием технологии пропитки можно выполнять в сезон холодов.
- Независимость от погодных факторов. Снег или дождь не являются преградой для проведения ремонта, поскольку катионные эмульсии можно сразу укладывать в полости, даже без их предварительной просушки.
- Возможность проведения ямочного ремонта без предварительной разделки выбоин. Это не только способствует минимизации временных затрат, но и уменьшает количество необходимого оборудования, поскольку отпадает нужда в использовании резаков, фрез или других инструментов для обработки кромок.
- Отсутствие необходимости долговременного перекрытия движения. По завершению ремонта, последним этапом которого является уплотнение, можно сразу разрешать движение, поскольку машины не только не нанесут урона дорожным заплаткам, но и обеспечат дополнительное уплотнение материала.
Конечно, у ямочного ремонта по методу пропитки существуют и определенные недостатки. Наиболее весомым из них является невозможность устранения дефектов, имеющих большую площадь (максимальный размер выбоины не должен превышать два квадратных метра).
В числе других минусов можно выделить более быстрое разрушение ремонтного материала, обусловленное его пористой структурой, а также возможность появления летней скользкости в результате плавления битума и его появления на поверхности дороги.
Источник
Зачем коммунальщики поливают дороги в дождь?
Для чистоты и безопасности. И обусловлено это рядом причин.
Мыть дороги стали еще в Российской империи. В 1870 году в Киеве вышла книга Егора Головачева «Об устройстве земских дорог и отношении их к железным путям для развития производительности в России», в которой он заключил, что полив поможет делать более качественные, плотные дороги из щебня. Это дало толчок развитию дорожного строительства в стране и, соответственно, методам ухода за будущими магистралями.
Сразу надо сказать, что сейчас коммунальщики моют дороги не только в дождь. Сколько раз в день спецтехника выйдет на улицы, может зависеть от погоды. К примеру, в Москве в июньскую жару 2021 года дороги поливали каждые два часа – и не просто поливали, а скорее орошали: машины направляли струи вверх, охлаждая тем самым и воздух тоже. В жару это особенно нужно для того, чтобы асфальт не деформировался, а также чтобы он не стал своеобразной сковородкой для прохожих.
Такой режим действует, если средняя температура в городе держится выше 25°C. В остальное время с мая по октябрь дороги моют три–четыре раза в день, в том числе ночью и в дождь.
А в дождь зачем?
Причин несколько. Первая – так можно сэкономить воду. Хоть в машинах коммунальщиков она и техническая, а не питьевая, рациональное зерно в подобном подходе, безусловно, есть. Вторая, о которой уже высказались, кажется, все коммунальщики, а с ними и столичные власти – так легче очистить дорогу. Дожди прибивают грязь, пыль и различный мусор к дороге, вода размягчает все, что прилипло к асфальту, а сильная струя поливальной машины отправляет все это к обочине, к стокам.
«При мытье дорог работает тот же принцип, что и, к примеру, при стирке.
Предварительное замачивание позволяет хозяйкам справляться даже с самыми сильными загрязнениями», – говорил РИА «Новости» бывший и. о. руководителя столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин.
То есть если в жару дороги поливают, чтобы охладить их и воздух вокруг, то в дождь – чтобы их отмыть. При высокой температуре это не сработает. За поливалками должны ехать машины, собирающие у обочин мусор, прибитый струями. Скорость первых – 30 км/ч, вторых – 7 км/ч. Так что даже если первые и отправят смоченный мусор, пух и пыль к тротуарам или отбойникам, то вторые просто не успеют его собрать – он высохнет и его снова разнесет по всей дороге.
Зачем вообще мыть дороги?
На самом деле не только для их чистоты. У асфальтобетонного покрытия пористая структура, и мелкие частицы грунта, шин, бензина и прочего могут попросту забивать его, делать более «гладким», чем оно должно быть. А это уже снижает вероятность нормального сцепления автомобилей с дорогой, особенно в дождь. И, соответственно, ведет к авариям. Так что мыть нужно и для чистоты, и для безопасности. Иногда моют даже со специальными шампунями – обычно перед заморозками, чтобы расчистить покрытие для реагентов.
Зачем коммунальщики постоянно поливают московские дороги? (вечерние бормотания)
В общем, перед тем, как тут матерно набормотать проклятья в адрес назгулов Москвабада и их рабов-орков, пожаловаться на нелёгкую судьбу столичных велосипедариев, я на всякий случай погуглил эту тему и вот что выяснил:
Оказывается, «Полив улиц в дождь — это не «бзик» столичных коммунальщиков, а обоснованное использование технологических приёмов, которые работают на пользу городу. Причём, именно этот приём (полив дорог в дождь) — чисто московское изобретение. Никто больше этого не делает.
«Мы сами специалисты! — заверил журналистку РИА Новости заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Пётр Бирюков — И сами в состоянии решать эти вопросы».
На удивление, даже на официальном сайте Мэра Москвы mos.ruнашлась свежая статья, подробно объясняющая, зачем коммунальщики пытаются создать в Москве субтропики.
Всё это конечно наверно круто и заебись, но вот только реалии ну никак не похожи на то, что рассказывает «начальство» по вышеприведённым ссылкам. Вот ЭТО сцуко полив?!:
Москва, СВАО, 22.10.2020г. За несколько часов после и за час до начала проливных дождей
А пешеходки то зачем??
На улице 5, прошедшей ночью температура опускалась до нуля, синоптики заранее ванговали с послеобеда ливни. Ливни блять через несколько часов! К ночи снова околонулевые значения. И вся столичная поливочная техника выезжает сливать воду поливать улицы типа от грязи. Это я заснял только то, что успел. И такое творится по всем столичным спальным районам и дворам.
Собянин!! Я заебался отмывать свои велосипеды, чистить одежду с инвентарём и сушить кроссовки!! Даже кратчайший маршрут говнит мои байки и амуницию, как будто я проехал марафон под проливным дождём! Кто мне возместит автомойки в Москве (250 руб / за 1 раз), и мои бразервильские расходники?! Ты знаешь, что такое отмывать грязь в октябрьские 5 водой 7 градусов?? Зачем ты создаёшь велосипедную инфраструктуру и строишь велодорожки, борешься с пробками на дорогах, если по ним нельзя кататься, не будучи с головы до ног забрызганным грязью и говном? Что мы тебе сделали плохого?? Зачем ты хочешь нас ещё больше простудить во времена бушующей пандемии коронавируса? У тебя чо бля — свободных коек дахера?
Бразы, напишите кто-нибудь в мэрию, на Тверскую-13 — пусть они прекратят!
Или мы снова объявим ИМ дичайший ВЕЛОДЖИХАД!
Какие преимущества и недостатки имеет битумная мастика
Битумная мастика имеет множество преимуществ, число которых гораздо больше, чем количество недостатков. Более того, большинство «минусов» материала можно нивелировать путем добавления современных присадок-модификаторов.
Основные преимущества:
- 1. Практически абсолютная водонепроницаемость;
- 2. Монолитность, отсутствие швов;
- 3. Низкая вероятность растрескивания;
- 4. Достаточно высокая прочность на сжатие и разрыв;
- 5. Необходимая эластичность;
- 6. Высокие адгезионные характеристики, обеспечивающие сцепление практически с любым материалом;
- 7. Антикоррозийный эффект;
- 8. Длительный срок службы – до 30 лет;
- 9. Не расслаивается и не вздувается;
- 10. Подходит для надежного заполнения пустот;
- 11. Позволяет компенсировать небольшие неровности поверхности;
- 12. Низкий расход;
- 13. Приемлемая стоимость;
- 14. Высокая доступность;
- 15. Простота применения.
Потенциальные недостатки:
- 1. Битумная мастика может наноситься только на сухую подготовленную поверхность;
- 2. Текучесть во время укладки при высоких температурах, ориентировочно от 35°C (нивелируется модификаторами);
- 3. Плохо переносит высокие и низкие температуры (нивелируется модификаторами).
Текучесть мастики на основе битума при высоких температурах обусловлена свойствами самого нефтяного битума. Однако за счет загустителей можно увеличить вязкость, благодаря чему битумная мастика может наноситься даже в жару.
Первый недостаток нельзя назвать критичными, тем более что на сегодняшний день в широком доступе нет аналогичных материалов, которые можно было бы эффективно наносить на мокрую поверхность.
Иногда к недостаткам данного битумного герметика относят длительное высыхание, которое может занимать до 20-24 часов. Однако другие герметики имеют примерно такой же период набора прочности.
Машина бцм-24.5, технические характеристики и принцип действия
К наиболее востребованной технике относится машина для ямочного ремонта БЦМ 24.5, представляющая собой комплект оборудования для устранения повреждений, восстановления дорог / тротуаров и иных объектов. Технические характеристики оборудования:
- вес — 3,6 т;
- размеры — 4.76х2.5х2,13 м;
- колея — 2.19 м;
- тип рамы — сварная;
- тормозной механизм — барабанный, привод на пневматическом и гидравлическом принципе;
- ручник — механический;
- мотор — ММЗ Д-243, 4 цилиндра, дизель;
- аккумулятор — 6СТ-77А, напряжение — 12 В, 77 А*ч;
- емкость бака — 91 л;
- производительность компрессора — 0.15 куб. м/мин;
- емкость ресивера — 20 л.
Отдельного внимания заслуживают основные системы транспорта по подаче:
- Воздуха. Осуществляется с помощью воздуходувки с производительностью в 21.5 куб. м/минуту и предельной температурой в 82 градуса Цельсия. При этом создается рабочее давление в 0.08 МПа.
- Материала. Процесс происходит с помощью эжекторной / гравитационной технологии с применениемэлектро-пневматического управления.
- Битумной смеси. Подается под давлением 0.6 МПа из цистерны емкостью в 1000 л. Размер люка для загрузки составляет 40 см. Также предусмотрен нагревательный элемент на 3 кВт (2х1,5 кВт), работающие от напряжения 220 В. Температура контролируется и поддерживается на уровне 43-82 градусов Цельсия.
Кроме того, в состав машины для ямочного ремонта дорог БЦМ 24.5 входят следующие элементы:
- Выгрузочный шланг диаметром 9 см.
- Система промывки с применением растворителя в виде дизтоплива. Бак для хранения этого материала имеет объем в 36 л. Сам материал подается насосом с производительностью в 11.36 литров/минуту.
- Стрела. Имеет шарнирную конструкцию с тремя секциями и радиусом работы в 5,185 м.
- Датчики. В машине предусмотрен контроль напряжения, давления масла, температуры горючего, загрязнения фильтрующего элемента и т. д.
Также имеются системы промывки, подачи эмульсия и управления. Принцип действия стандартный:
- Очистка ямы с помощью воздушной струи, которая подается под большим давлением и формируется компрессором.
- Обработка ямы с помощью подготовленной битумной эмульсии. Осуществляется за счет давления, создаваемого дизельным компрессором.
- Подача щебня в подготовленную выбоину. Выполняется с помощью воздуходувки, работающей от четырехцилиндрового мотора ММЗ с жидкостным охлаждением.
- Нанесение верхнего слоя более мелкого щебня.
Технические харакетеристики | Значения |
Вес, т | 3,6 |
Геометрические размеры (ДхШхВ), м | 4.76х2.5х2,13 |
Колея, м | 2,19 |
Тип рамы | сварная |
Тормозной механизм | барабанный |
Ручной тормоз | механический |
Двигатель | ММЗ Д-243, 4 цилиндра, дизель |
Аккумулятор, напряжение, В / емкость, Ахч | 6СТ-77А, 12 / 77 |
Емкость бака, л | 91 |
Емкость ресивера, л | 20 |
Производительность воздуходувки, куб. м/мин | 21,5 |
Емкость битумной цистерны, л | 1000 |
Мощность нагревательного элемента, кВт | 3 |
Температура битума, град | 43 — 82 |
Радиус работы шарнирной стрелы, м | 5,185 |
Емкость для хранения эмульсии имеет большой загрузочный люк, с помощью которого можно с легкостью загружать материал. Он позволяет подготовить свыше 15 тонн щебня, чего хватает для ведения ямочного ремонта в течение рабочей смены без дозаправки. Периодически проводится очистка системы подачи с помощью дизельного топлива.
Температура эмульсии контролируется и поддерживается, благодаря встроенному обогревателю. Он питается от 220 В и обеспечивает нагрев до нужного уровня. Возможности машины БЦМ 24.5 позволяют использовать щебень разной фракции — от 0,5 до 1,3 см в зависимости от размера повреждения. Наличие большой 5-метровой стрелы позволяет выполнять ремонт больших площадей без необходимости перемещения транспорта.
При этом контроль процесса находится под надзором оператора. Последний с помощью пульта регулирует подачу щебенки, очистку шлангов / сопел и т. д. Сам распылитель отличается большим ресурсом и обеспечивает равномерность распределения рабочего состава по поверхности.
Обеспечение безопасности участников дорожного движения
Как уже говорилось выше, наиболее действенным способом обеспечить безопасность для транспорта является полное перекрытие дороги и направление техники в объезд. Но если это невозможно обязательно нужно:
- Знаки, предупреждающие о проведении дорожных работ и сужении дороги, должны быть выставлены не непосредственно перед участком, на котором проводится работа, а на некотором удалении (расстояние нормируется нормативными актами).
- Кроме предупреждения о сужении и проводимых работах, также на дистанции от места работ обязательно должны устанавливаться знаки, поэтапно снижающие разрешенную скорость движения. Если это не регламентируется документами, рядом с местом работ она должна быть не более 40 километров в час, а на поворотах, закруглениях, участках со сложным рельефом еще меньше.
- Если полностью перекрывается одна полоса, и особенно в том случае, если протяженность перекрытого участка большая, или по другим причинам (подъем, поворот и т. п.) участок не просматривается полностью, нужно создать возможность для безопасного реверсивного движения. Для этого вывешиваются соответствующие знаки, привлекаются работки автоинспекции. Но чаще всего используют установку в начале и в конце однополосного движения двух синхронизированных между собой светофоров. Когда один из них разрешает проезд, то второй красным сигналом запрещает встречное движение.
- Также нужно не забывать, что по окончании ямочного ремонта способом пропитки, на заделанных местах неизбежно остаются несцепившиеся с вяжущим материалом частицы щебня.Поэтому необходимо обязательно предупреждать об этом водителей автотранспорта. Вылетев из-под колес, камень может повредить стекла или кузов рядом идущей машины. По этой же причине знаки, предупреждающие о выбросе щебня, знаки о дорожных работах и об ограничении скорости убираются не сразу, а только после того, когда произойдет полная полимеризация связующего состава (срок — до недели), и участок, на котором заделывались ямы, будет прометен (удален лишний щебень).
Знаки о дорожных работах, об ограничении скорости и предупреждающие о выбросе щебня убираются не сразу, а только после того, как произойдет полная полимеризация связующего состава.
Хотя в этом обзоре кроме акцента на безопасность при проведении ямочного ремонта способом пропитки повторены и некоторые общие правила, — это не лишнее. Любые нормы и требования безопасности написаны кровью людей. Знание их и, самое главное, их постоянное соблюдение — залог сохранения здоровья и жизни.
Источник
Подготовка карт
Ремонт начинается с подготовки карт, к которой нужно отнестись ответственно. В дорожно эксплуатационных и ремонтных организациях на эту операцию обязательно составляется акт скрытых работ. Теперь подробнее.
Для нарезки карт нам понадобятся:
- Инструмент для разметки — линейка, мел.
- Инструмент для резания и удаления асфальта. Это может быть нарезчик швов или даже мощная угловая шлифмашинка (болгарка) с соответствующим диском. Также для нарезки карт используют отбойные молотки или перфораторы с зубилами и пиками. В крайнем случае, при небольшом объеме ремонта и желании тяжело поработать, можно воспользоваться обычным ломом.
Совет. Если необходимо удалить покрытие до основания ломом то не мучайтесь, нанося удары по всей площади. Пробейте контуры, а затем поддевайте асфальт снизу, он легко ломается.
- Приспособления для очистки и сушки карт — фен, воздуходувка, в крайнем случае, метелки и газовая горелка (такая как на фото ниже).
- Вспомогательный инструмент — лопаты и лом.
Теперь непосредственно о самом выполнении работ. В первую очередь проводим разметку — требования к ней следующие.
- Контуры карт должны выступать на несколько сантиметров за область поврежденного покрытия.
- Несколько мелких выбоин расположенных рядом объединяют в одну карту.
- Оптимальной является прямоугольная форма. В крайнем случае, можно усложнить очертания но, не допуская острых углов.
- Если для ремонта планируется использовать холодные асфальтобетонные смеси, то площадь карты не должна быть более 2 квадратных метров (если другого не оговорено производителем).
По разметке проводят удаление асфальта по всей площади любым из инструментов. Глубина разделки карты — до неповрежденного асфальта, если нужно, то и до его основания. Стенки должны быть вертикальными.
Затем карта очищается и сушится, после этих операций ее можно считать готовой к укладке смеси.
Ремонт методом пропитки
Самый простой способ ремонта. Для его выполнения нам понадобятся следующие материалы:
- мелкий щебень с размером зерен не более 15 мм, желательно купить мытый или промыть на подходящем сите самостоятельно, затем высушить, если будет использоваться битум;
- битум, либо эмульсия на его основе, вторая даже более желательна (об этом ниже);
- песок, лучше всего из отсевов дробления.
Битумная эмульсия — это раствор того же самого битума в воде, с добавлением специальных добавок — эмульгаторов. Ее достоинство в том, что не нужно разогревать до температуры боле 100 градусов, чтобы получить нужную текучесть.
Она отлично сцепляется с влажными поверхностями. Минус — если в течение нескольких часов после укладки пойдет дождь, эмульсия может вымыться водой.
Из приспособления и оборудования нам понадобятся минимальный набор инструмента — емкость для разогрева битума или эмульсии (подойдет металлическая бочка или бак, под которым можно развести костер), лейка или ковш для его заливки в места ремонта, жесткая щетка или метелка и совковая лопата. Но желательно дополнительно иметь воздуходувку или промышленный фен, в крайнем случае, газовую горелку.
Также, хотя мы и не подразумеваем разделку ям, все равно лучше хотя бы немного обработать их края для того чтобы они стали вертикальными. Для этого пригодится лом.
Инструкция по выполнению работ следующая:
- Тщательно перемешивая, разогреваем битум, его температура должна быть в пределах 110-150 градусов. Эмульсию можно греть меньше до 80-90оС. В дальнейшем и тот и тот материал будем называть вяжущим.
- Вычищаем лопатой и щеткой или метелкой ямы от разрушенного асфальта пыли и грязи. Удобно делать это воздуходувкой.
- Если используем горячий битум, то высушиваем места работы. Делаем это феном или воздуходувкой (придется дольше подавать струю воздуха в выбоину). В крайнем случае, можно прогреть газовой горелкой, стараясь не пережечь асфальт. При работе с эмульсией просушка не нужна.
- Проливаем вяжущим поверхности выбоины, чтобы полностью их смочить.
- Затем насыпаем некоторое количество щебня, буквально 1-1,5 сантиметра.
- Щебень проливаем эмульсией так, чтобы он полностью ею пропитался.
- Так повторяем несколько раз, пока полностью не заполним выбоину с небольшим превышением над уровнем асфальта для компенсации усадки.
- Поверхность выравниваем.
- Присыпаем место ремонта песком сверху.
- Через некоторое время, когда битум или эмульсия затвердеют, удаляем не связавшиеся частицы щебня и песка.
Технология
Климатические условия диктуют свои правила ремонта дорог в разных уголках мира. Технология ямочного ремонта в Российской Федерации сильно зависима от времени года. Процедура обычно выполняется при устойчивой температуре выше 4 °С. Лучше всего не пренебрегать этим правилом. Если на улице повышенная влажность, нельзя производить ямочный ремонт (СНиП 3.06.03-85)
Технология ямочного ремонта подразумевает под собой заполнение трещин и выбоин на асфальте специальной битумной массой. Такой вид ремонта допустим, если повреждения покрытия не превышают 15% от общей площади дороги.
Подготовительный этап включает в себя:
- Разметку (отмечать поврежденный участок нужно с захватом некоторого количества целого полотна дороги);
Ямочный ремонт подготовка к ремонту отбойным молотком
- Демонтажа поврежденного слоя асфальтного покрытия (производится при помощи отбойного молотка, можно использовать холодное фрезерование, чтобы создать максимально ровные стенки);
- Удаление бытового и строительного мусора.
Ямочный ремонт дороги очистка ремонтируемого участка
Только после выполнения перечисленных подготовительных действий разрешается приступать к непосредственной обработке ям битумным составом. Хотя на первый взгляд может показаться, что технология ямочного ремонта – простая задача, но это не так.
Выполнение такой работы, как ямочный ремонт асфальтового покрытия, следует доверять исключительно специалистам. Компания должна использовать только первоклассное сырье, самые передовые технологии, добросовестно относиться к своим непосредственным обязанностям, знать правила, по которым проводится ямочный ремонт (СНиП).
Технология уборки улиц
Уборка улиц имеет свои строгие регламенты. Есть две принципиально разные операции: помывка и проливка.
Помывка проезжей части проводится в три этапа. Сначала поливомоечная техника струями воды отбрасывает бытовой мусор, листья и грязь в лотковую зону, то есть в пространство дороги вдоль бордюрного камня. Давление воды в брандспойте составляет около 20 атмосфер, благодаря чему асфальт хорошо очищается, а ширина обрабатываемого пространства составляет примерно 3,5 метра.
Если необходимо очистить большую территорию, то используется несколько поливочных машин. Иногда применяют специальный шампунь — полностью биоразлагаемый, что подтверждено заключением факультета почвоведения МГУ.
Следом за колонной поливомоечной техники идут, как правило, подметально-уборочные машины, которые при помощи щеток собирают песок, пыль и грязь в специальный контейнер из лотковой зоны дороги. Оставшуюся пыль собирают уже специальными дорожными машинами с вакуумными всасывателями. Такие агрегаты могут вычистить асфальт до блеска.
Тротуары промывают и прометают при помощи тротуароуборочной техники небольшого размера.
Согласно правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, промывка улично-дорожной сети должна проводиться как минимум дважды в день.
К примеру, пункт 4.5. СанПиН 42-128-4690-88 требует, чтобы дорожные покрытия мылись таким образом, чтобы загрязнения, скапливающиеся в прилотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений. При этом не допускается выбивание струей воды смета и мусора на тротуары, газоны, посадочные площадки, павильоны остановок городского пассажирского транспорта или на близко расположенные фасады зданий, объекты торговли и т. д.
Регламенты очистки дорог предполагают уборку улиц даже в дождливую погоду. Именно в дождь хорошо очищаются щетками масляные и мазутные пятна. Спецтехника также собирает ветки и прочий мусор, который наносится на дороги во время сильного ветра перед дождем.
Укладка смеси и заделка швов
Для заполнения карт используют несколько материалов, перечислим их, а также укажем на достоинства и недостатки.
- Обычный бетон на основе портландцемента. Хотя и, кажется, что такой ремонт долговечный, от него лучше отказаться.
Дело в различных коэффициентах температурного расширения. Как бы вы не заделывали стык между двумя материалам, на нем всегда будет образовываться трещина, которая от попадания воды и замерзании ее расширится и приведет к дальнейшему разрушению покрытия.
Кроме того место ремонта по фактуре и цвету будет отличаться от остального покрытия что не очень эстетично. Также стоит отметить, что такой ямочный ремонт не предусмотрен никакими строительными нормами.
- Обычный горячий асфальтобетон, который используют и при строительстве дорог. Это наилучший вариант, правда, могут возникнуть проблемы с покупкой материала, если объем работ очень небольшой и требуется меньше кубического метра смеси, поставщики обычно чрезмерно малые партии не продают, но тогда можно выбрать другие варианты технологии ремонта.
К минусам можно отнести то, что горячим асфальтом нельзя производить ремонт при температурах ниже –10оС. Также в зимнее время многие заводы не работают, так что и приобрести этот материал будет затруднительно.
Возможное и еще одно затруднение — если Ваш участок отдален на большее расстояние (300 и более километров) от производства асфальтобетона то доставлять смесь к Вам никто не согласится, даже в кузовах с подогревом за время транспортировки она остынет.
- Холодные асфальтобетонные смеси — они представляют собой разновидность обычного асфальта, в котором твердение битума благодаря введению специальных добавок происходит не при остывании, а только после укатки. Это неплохое решение, но тоже имеет как плюсы, так и минусы.
К достоинствам можно отнести:
- можно приобрести материал даже для небольшой площади ремонта, есть расфасовки по несколько килограмм;
- не ограничиваются сроки транспортировки и выполнения работ, холодный асфальт хранится несколько месяцев;
- не нужно контролировать температуру при укладке;
- работу можно проводить круглогодично даже в сильные морозы.
Но недостатки тоже есть:
- цена на него в несколько раз больше, чем у традиционных горячих смесей;
- прочность и морозостойкость холодного асфальта меньше.
Теперь непосредственно о заделке нарезанных карт, для работ нам понадобятся кроме того материала, который будем укладывать: битум или эмульсия на его основе, чистый песок. Дополнительно нужно небольшое количество отработанного масла, солярки или чего-то подобного для смазки гладилки, подошвы виброплиты или катка.
Нужно также следующее оборудование (приспособления) и инструменты:
- Емкость для подогрева битума или эмульсии. Большой объем нам не нужен, можно ограничиться небольшой флягой, которую можно греть паяльной лампой или газовой горелкой.
- Ковш, лейка или даже старый чайник для разлива битума.
- Гладилка, это инструмент наподобие большой швабры или грабли без зубьев. Предназначается для разравнивания уложенной смеси.
- Виброплита для уплотнения уложенной смеси. Можно заменить ее самостоятельно изготовленным катком из трубы большого диаметра.
Совет. Если будете делать каток из трубы, то для увеличения его массы предусмотрите возможность наполнения его водой. Для этого достаточно герметично заварить торцы и сделать горловину для наполнения. Транспортировать такое приспособление будет легко, а на месте работ, залив воду, можно увеличить вес.
- Лопаты.
- Если будем работать с холодным асфальтом в зимнее время, то перед укладкой желательно его немного подогреть, перемешивая. Для этого подойдет мощный строительный фен или газовая горелка.
Теперь поэтапно распишем выполнение работ.
- Если карта была нарезана у края асфальтного покрытия то для того, чтобы образовать недостающую ее стенку и сделать ровную кромку прилаживаем брусок соответствующей высоты и закрепляем его колышками.
- Проливаем дно и стенки карт разогретым битумом или эмульсией. Если асфальт был прорезан до основания (песчано-гравийной подушки) то предварительно его уплотняем виброплощадкой, катком или трамбовкой.
- Выкладываем смесь в карту. Тут главное не перестараться, лучше немного досыпать, потом чем убирать лишний асфальт после укатки.
- Разравниваем поверхность гладилкой. Эта операция похожа на разравнивание грядок граблями, дачники меня поймут. Чтобы асфальт не прилипал к гладилкам смазываем их соляркой. Поверхность должна быть немного выше уровня покрытия на 1-2 сантиметра с учетом усадки при уплотнении.
- Уплотняем виброплитой или катком тщательно, в несколько проходов — не менее пяти.
- Если получилось что уровень отремонтированного места ниже остального покрытия, ничего страшного добавляем смесь, снова разравниваем и укатываем. Наша карта не должна быть ниже иначе в ней будет скапливаться вода.
- Завершающий этап — проливаем место швов между старым и новым покрытием битумом и присыпаем песком.
Характеристики и маркировка битумов
https://www.youtube.com/watch?v=ppC4e1V4uUk
Свойства асфальтобетона в первую очередь определяются свойствами вяжущего. Для изготовления смеси для асфальтобетонных покрытий чаще всего используют битумы нефтяные дорожные маркируемые БНД.
Приведем таблицу с характеристиками наиболее распространенных марок согласно ГОСТ 22245-90:
Показатель | Марки битума | ||||||||
БНД 200/300 | БНД 130/200 | БНД 90/130 | БНД 60/90 | БНД 40/60 | БН 200/300 | БН 130/200 | БН 90/130 | БН 60/90 | |
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 25 °С, мм | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 61-90 | 40-60 | 201-300 | 131-200 | 91-130 | 60-90 |
Глубина проникания иглы Ø 0,1 миллиметр при 0 °С, мм не менее | 45 | 35 | 28 | 20 | 13 | 24 | 18 | 15 | 10 |
Температура размягчения по методу кольцо — шар, °С, не ниже | 35 | 40 | 43 | 47 | 51 | 33 | 38 | 41 | 45 |
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 25 °С | — | 700 | 650 | 550 | 450 | — | 800 | 800 | 700 |
Растяжимость, миллиметров, не менее: при 0°С | 200 | 60 | 40 | 35 | — | — | — | — | — |
Температура хрупкости, °С, не больше | -20 | -18 | -17 | -15 | -12 | -14 | -12 | -10 | -6 |
Температура вспышки, °С, не ниже | 220 | 220 | 230 | 230 | 230 | 220 | 230 | 240 | 240 |
Изменение температуры размягчения после прогрева/С, не большее | 7 | 6 | 5 | 5 | 5 | 8 | 7 | 6 | 6 |
Поясним, как замеряют показатели:
- глубина проникновения иглы — меряют, на сколько миллиметров проникает в образец битума игла диаметром 0,1 миллиметр под грузом при определенной температуре за конкретный промежуток времени;
- температура размягчения по методу шар кольцо — на образец битума кладут шар и замеряют температуру, при которой он коснется пластины под кольцом;
- растяжимость при температуре — образцы определенной формы растягивают до разрыва;
- температура хрупкости — определяют, при какой температуре на образце битума, нанесенном на металлическую пластинку, появляются трещины при ее сгибании;
- температура вспышки — температура, при которой пары битума над поверхностью могут вспыхнуть (но не устойчиво гореть).
Как видите, марка битума определяется проникновением в него иглы при двадцати пяти градусах это самая важная характеристика. Чем меньшее это проникновение (два числа через дробь после аббревиатуры БНД в маркировке) тем более прочный получается асфальт из него.
Однако такой материал, сделанный на основе битума с небольшим проникновением иглы, получается более хрупким при отрицательных температурах и поэтому более склонен к образованию трещин, а затем выбоин. Поэтому стараются найти оптимальное решение, исходя из нагрузки на дорогу и климата.