Конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе «мебель». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — маам.ру
Татьяна Чучалова
Конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе «Мебель»
Конспект
Познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе по теме:
«Мебель»
Задачи:
— Выявлять и расширять знания детей о разной мебели; материале, из которого она изготовлена;обивке: ткань, кожа; истории происхождения мебели, использовании ее человеком.
— Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели: лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.
— Расширять словарный запас с помощью новых слов.
Словарь: лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник,, заготавливать, мебельная фабрика.
Материал: иллюстрации различной мебели, профессий,материалы: камень, дерево, кусочки кожи, ткани,;инструменты: молоток, гвозди, пила; натуральная и кукольная мебель.
Загадки про мебель:
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки. (Стол)
Если ты устал играть,
То ложишься на (Кровать)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать,-
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
На него садятся, но не стул.
С подлокотниками, но не диван.
С подушками, но не кровать. (Кресло)
Здесь и вешалки и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки-
По порядку все лежит. (Шкаф)
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть не велит. (Стул)
Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я… (Табуретка)
Воспитатель: Ребята, без чего человеку трудно обходиться в квартире?
Сегодня мы с вами поговорим о мебели. Какую мебель вы знаете? Для чего нужна мебель? Всегда ли была мебель у людей? Какая мебель есть у нас в группе?
Рассказ воспитателя,показ иллюстраций:
Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?
Дети: На полу, на земле, на камнях
Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере,устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?
Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.
Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?
Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.
Воспитатель: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?
Дети: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.
Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Предлагаю обследовать камни и дерево (потрогать, приложить к щеке, понюхать, попилить, забить гвоздь, построгать).Ребята подходим к столу.
Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие. Гвоздь гнется, не забивается, не пилится. Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и оно станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.
Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Воспитатель: Вы знаете, люди, каких профессий участвуют в изготовлении мебели?
Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели, а лесовоз везет бревна пилораму где бревна обрабатывают делая из них доски и фанеру,затем доски и фанеру отправляют на мебельную фабрику, где плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать крупногабаритную мебель.
Организационный момент: «Доскажи словечко».
Костя в комнату вошел
И поставил сок …. (на стол).
Катя вынула жирафа,
Мяч и гномика … (из шкафа).
Книжку новую Ивана
Достаем … (из-под дивана).
Если хочет Миша спать,
Он ложится … (на кровать).
Чтобы ноги отдохнули,
Посижу чуть-чуть … (на стуле).
Упражнение «Скажи наоборот»:
— Шкаф высокий, а тумбочка … низкая.
— Шкаф большой, а тумбочка … маленькая.
— Диван мягкий, а табурет … жесткий, твердый.
— Кресло мягкое, а стол … жесткий, твердый.
— Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.
— Тумбочка маленькая, а шкаф … большой.
— Табурет жесткий, а диван … мягкий.
— Стол жесткий, а кресло … мягкое.
Физкультминутка:
Ровно встали улыбнулись.
Выше-выше подтянулись,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер сильный дует.
Упражнение «Назови ласково»:
— стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка;
— столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.
Упражнение «Из чего – какой?»:
— Стол из дерева – значит, он какой? (Стол из дерева – значит, он деревянный.)
— Стул из пластмассы – значит, он какой? (Стул из пластмассы – значит, он пластмассовый.)
— Кресло из соломы – значит, оно какое? (Кресло из соломы – значит, оно соломенное.)
— Диван из кожи – значит, он какой? (Диван из кожи – значит, он кожаный.)
— Ножки табуретки из железа – значит, они какие? (Ножки табуретки из железа – значит, они железные.)
— Дверцы шкафа из стекла – значит, они какие? (Дверцы шкафа из стекла – значит, они стеклянные.)
Упражнение «Скажи, для чего этот предмет мебели?»:
— Обеденный стол для чего? (для обеда)
— Журнальный стол для чего? (для журналов)
— Письменный стол для чего? (для письма)
— Компьютерный стол для чего? (для компьютера)
— Книжный шкаф для чего? (для книг)
— Посудный шкаф для чего? (для посуды)
— Платяной шкаф для чего? (для одежды)
— Обувная тумбочка для чего? (для обуви)
— Бельевая тумбочка для чего? (для белья)
9. Упражнение «Скажи одним словом»:
— Стол для обеда — какой? (обеденный)
— Стол для журналов — какой? (журнальный)
— Стол, за которым пишут, — какой? (письменный)
— Стол для компьютера — какой? (компьютерный)
— Шкаф для книг — какой? (книжный)
— Шкаф для посуды — какой? (посудный)
— Шкаф для одежды — какой? (платяной)
— Тумба для обуви — какая? (обувная)
— Тумба для белья — какая? (бельевая)
10. Упражнение «Для чего этот предмет мебели?»:
— Это книжная полка. Книжная полка для кабинета.
— Это кровать. Кровать для спальни.
— Это диван. Диван для гостиной.
— Это посудная полка. Посудная полка для кухни.
— Это платяной шкаф. Платяной шкаф для спальни.
— Это буфет. Буфет для кухни.
— Это обеденный стол. Обеденный стол для кухни (для гостиной).
— Это табуретка. Табуретка для кухни.
— Это стул. Стул для гостиной (для кабинета).
Воспитатель: Ребята, а какая же мебель самая важная?
Стихи про мебель:
Шкаф
У стенки встав,
хвалился шкаф:
-В такой большой квартире,
Всех выше я и шире.
Я для вещей отличный дом-
Они по полочкам рядком
Хранятся аккуратно.
И каждому понятно:
В квартире важный я предмет,
Важней меня предмета нет!
Стол
Сердито стол ударил в пол
Красивой гнутой ножкой,
Так,что слетели крошки:
-Не зря в квартире я стою,
Я собираю всю семью.
Все пончики, котлеты,
Блины и винегреты несут к столу.
И вот ответ:
-Важней меня предмета нет!
Диван
Мой диван меня любил-
Кофе я ему носил!
И, на нем расправив плечи,
Грелся как у русской печи.
Мы смотрели дружно ящик,
Сказки к ночи говорящий.
Мой диван, как кот, урчал
И меня легко качал…
Прыгал, привязавшись к лампе,
Паучок к нам на тарзанке.
Сквознячок в двери свистел-
Старой шторой шелестел.
Было тихо…И уютно…
Мы дремали…
Вот и утро!
Кресло
Но между тем
Сказало всем
Под ярким плюшем кресло:
-Хвалится не уместно-
У телевизора сидеть,
Читать, вязать, в окно глядеть,
Прижавшись к спинке мягкой,
Вздремнуть порою сладко.
Удобно я. Так или нет?
Я самый важный здесь предмет.
Кровать
Как промолчать могла кровать?
И, скрипнув для порядка,
Она сказала кратко:
-Что может быть милее сна?
Где можно отдохнуть сполна?
Конечно на кровати.
Пружинка каждая моя
Вам скажет- всех важнее я.
Тумбочка
-Нет! Нет!- послышалось в ответ.
И выдвинулся ящик
У тумбочки блестящей:
-Пусть ростом меньше я других,
Но сколько в ящиках моих Предметов ценных прячут!
Пора решить задачу:
Что есть во мне? Семьи секрет.
Важней меня предмета нет!
Стул
Поближе стул
К столу шагнул.
И братья его тоже,
Обтянутые кожей.
Сказали дружно,как один:
-Войдет в квартиру господин,
Кого же верного берут.
Сесть предлагая, подают?
Обет без стула — не обед.
Стул — самый важный
Здесь предмет.
Табурет
Стул взглянул на табурет:
«Ну, буквально, мой портрет!
Мы, как половинки,
Только он без спинки».
Трюмо
Спор не умолк-
В ответ трюмо Сверкнуло зеркалами:
-Хочу поспорить с вами.
Скажите перед кем из вас
Стоит хозяйка целый час,
Подкрашивая бровки
И меряет обновки?
Я отражаю мир и свет
Важней меня предмета нет.
Хозяйка
Предметов спор хозяйка услыхала
И,с лаской поглядев вокруг сказала:
-Вы мебель в комнате моей,
Предмета нет других важней,
Могу сказать без лести-
Вы все нужны мне вместе.
И каждый был ответу рад.
В квартире снова мир и лад.
Пусть дети мебель назовут
И тоже свой ответ дадут,
Что кажется им всех важней
В квартире этой и своей?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, о чем сегодня мы с вами говорили? Что нового вы узнали?
Какую мебель вы бы выбрали в свою квартиру? Почему?