Плата за полив огорода законно ли это

Плата за полив огорода законно ли это Огород

Дело № 099-14-аз решение в отношении муп «водоканал» | белгородское уфас

Заявитель

<…>

<…>

ответчик

МУП «Водоканал»

309189, Белгородская обл.,

г. Губкин, ул. Советская, 32

Дело № 099-14-A3

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2021

В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2021                                   г. Белгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее — Белгородского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;

при участии:

от заявителя: не явилась, Определение о назначении дела № 099-14-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению направлено заказным письмом с уведомлением 14.04.2021г.;

от ответчика — <…> — начальник юридического отдела, по доверенности от 05 мая 2021 года №1071, <…> – начальник абонентского отдела, по доверенности от 05.05.2021 года №1070,

рассмотрев дело № 099-14-АЗ, возбужденное 14.04.2021 по признакам нарушения МУП «Водоканал» (309189, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Советская,32), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданки <…> (вх. № 96 от 14.01.2021) на действия МУП «Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе от осуществления перерасчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению для цели полива земельного участка в период поливочного сезона.

<…> проживает в домовладении, расположенном по адресу: <…>. Согласно выписке из технического паспорта площадь земельного участка по документу составляет — 600 кв. м., фактически — 731 кв. м., в том числе застроенная — 117 кв. м., незастроенная — 614 кв. м., площадь под огородом — 418 кв. м., площадь под двором — 136 кв. м.

Договор на оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению домовладения №<…> по <…> в письменной форме отсутствует, однако потребителем <…> осуществлены конклюдентные действия, на основании которых договор считается заключенным.

В период с 01 мая по 31 августа 2021 года <…>. Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей исходя из площади земельного участка 1500 кв.м.

01 ноября 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением на перерасчет поливочной площади земельного участка № 56 по ул. Чернышевского, г. Губкин. Перерасчет площади земельного участка был осуществлен.

19 декабря 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением о перерасчете размера платы за полив земельного участка ввиду меньшей поливочной площади, но в перерасчете было отказано.

Из пояснений МУП «Водоканал» следует:

1. МУП «Водоканал» является единственным поставщиком коммунальных услуг по холодному водоснабжению в г. Губкин. Деятельность МУП «Водоканал» регламентируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2021г. В настоящее время отсутствует порядок произведения перерасчетов за полив земельных участков. Таким образом, гражданке Семикрас Т.И. было отказано в перерасчете платы за полив; 

2. Полив земельного участка является коммунальной услугой;

3. Первоначальные сведения о площади земельного участка были предоставлены контролером МУП «Водоканал» и носили ориентировочный характер; 

4. Начисление платы за полив земельного участка гражданке <…> производилось исходя из поливаемой площади 1500 кв. м.;

5. Перерасчет размера земельного участка <…> был произведен в ноябре 2021 года;

6. В перерасчете платы за полив земельного участка гражданке <…> было отказано по причине того, что перерасчет платы за полив производился в период с 1 мая по 31 сентября 2021 года.

В платежно — расчетных документах и городской информационно — общественной газете «Новое время» МУП «Водоканал» информировало потребителей о необходимости предоставления сведений о земельном участке. При отсутствии таких сведений МУП «Водоканал» указывало, что не несет ответственности за правильность начисления платы за полив земельного участка. 

Так же в своих пояснениях МУП «Водоканал» ссылается на обязанность потребителя предоставлять в МУП «Водоканал» сведения о размере земельного участка, не занятого постройками для начисления платы за полив приусадебного участка, которую гражданка <…> не исполнила.

Комиссия, рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, регулирующее водоснабжение и предоставление коммунальных услуг, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

Отношения по холодному водоснабжению регулируются параграфом 6 главы 30 раздела IV части 2 Гражданского кодекса РФ, статьей 157 Жилищного кодекса РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (далее — Правила № 354).

Подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан  производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. 

Согласно статье 544 ГК РФ — оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом к пункта 34 Правил № 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

В пункте 6 Правил № 354 говорится, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка. Период применения норматива для полива земельного участка устанавливается с 1 мая по 31 августа включительно.

Размер тарифа на услуги водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, утвержден Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской обл. от 27.11.2021 N 22/12 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, на 2021 год»:

— с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года согласно приложению 1 к настоящему приказу составил 13,35 руб. / куб.м.;

— с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению 2 к настоящему приказу составил 14,85 руб./куб. м.

Согласно данным технического паспорта, предоставленного Семикрас Т.И. площадь земельного участка под огородом (участок земли, используемый для полива) составляет 418 кв. м., МУП «Водоканал» для расчета платы за полив использовал размер участка равный 1500 кв.м.

В письме МУП «Водоканал» от 31.01.2021 года № 270 (вх. 304 от 04.02.2021г.) указывается на то, что такая плата за полив устанавливается «в целях осуществления расчета размера платы за оказываемые услуги по холодному водоснабжению для полива и стимулирования потребителей на исполнение ими своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка» «с последующим осуществлением перерасчета размера платы, исходя из поливочной площади, определяемой по представленным документам».

Таким образом, расчет платы за полив, при отсутствии приборов учета, согласно Приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» производится по формуле:

P = S x N x T, где S – площадь земельного участка, N — норматив потребления, T – тариф на коммунальный ресурс.

Соответственно, плата за полив огорода домовладения по адресу — г. Губкин, ул. Чернышевского, 56 составила бы:

Май 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;

Июнь 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;

Июль 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;

Август 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;

Итоговый размер суммы за полив земельного участка площадью 418 кв. м., принадлежащего к домовладению <…> по адресу: <…> <…> в период с 1 мая по 31 августа должен был составить — 707,26 рублей.

МУП «Водоканал» исходя из площади земельного участка равного 1500 кв. м. за май — август 2021 года <…> была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей.

Обобщая вышеприведенное, комиссия Белгородского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета составляет 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка.

МУП «Водоканал» должно было рассчитать плату за потребленную воду в сумме – 707,26 руб. Однако, МУП «Водоканал» в 2021 году производило начисление платы за полив земельного участка Семикрас Т.И. исходя из поливочной площади 100 кв. м., а в 2021 году расчет производился исходя из поливочной площади 1500 кв. м. и размер платы составил 2 537,95 рублей.

Таким образом, МУП «Водоканал» действуя в нарушение вышеперечисленных норм, при расчете платы за коммунальную услугу по нормативу потребления, не учитывало реальную площадь поливаемого земельного участка, то есть объем потребляемых коммунальных услуг был завышен.

Как следует из подпункта «д» пункта 31 Правил № 354 — непосредственно при обращении потребителя МУП «Водоканал» обязано было произвести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги.

В тоже время, МУП «Водоканал» самостоятельно установило предельные сроки обращения за перерасчетом платы за полив земельного участка.

Правилами № 354, нормативно — правовыми актами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области не установлен норматив, который позволял бы МУП «Водоканал» производить начислении платы за полив земельного участка, при отсутствии достоверных сведений о поливаемой площади земельного участка потребителя исходя из размера в 1500 кв. м.

Следовательно, МУП «Водоканал» самостоятельно установило размер земельного участка, который не соответствовал действительности, в целях стимулирования потребителя для исполнения своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка, при этом отказало в перерасчете платы, исходя из поливочной площади, определяемой по документам.

Непредоставление сведений потребителем коммунальной услуги о площади земельного участка во время поливочного сезона и месяца после его окончания — не лишает потребителя права обратиться за перерасчетом платы за данную услугу в дальнейшем при предоставлении необходимых данных.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приказом Белгородского УФАС России от 19.05.2003 № 73 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке распределения воды в географических границах города Губкин в границах сетей водопровода, принадлежащих МУП.

Свобода осуществления субъективных гражданских прав не может быть безграничной, это прямо предусматривает Гражданский кодекс. В пункте 1 статьи 1 ГК РФ закрепляется принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, но в то же время в статье 10 ГК РФ вводится принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами. 

Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Эти действия признаются злоупотреблением правом. Таким образом, в пункте 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен общий ограничитель усмотрения правообладателя при осуществлении своих гражданских прав — запрет злоупотребления правом. Под злоупотреблением правом следует понимать осуществление юридическим лицом своих прав с причинением (прямо или косвенно) вреда другим лицам. Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.

Злоупотребление правом есть такая форма реализации субъективного права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений.

О злоупотреблении правом речь может идти лишь тогда, когда лицо обладает субъективным правом и, действуя в границах предоставленного ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы его осуществления.

При таких обстоятельствах, МУП «Водоканал» совершило действие (бездействие) по не обоснованному отказу потребителю коммунальной услуги в перерасчете платы за полив земельного участка, тем самым ущемив его права и законные интересы.

Действия МУП «Водоканал», выразившиеся в отказе произвести перерасчет платы за полив земельного участка недопустимы в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг, и приводят к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, посягают на установленный порядок в области обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 

Резюмируя вышеописанное, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, поведение МУП «Водоканал», в процессе предоставления коммунальной услуги собственнику жилого дома, сопряжено с недопустимым действием (бездействием), выразившимся в отказе от перерасчета платы за используемую коммунальную услугу по поливу земельного участка за май, июнь, июль, август 2021 года.

В связи с тем, что предупреждение и пресечение монополистической деятельности в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяется как составная часть организационной и правовой защиты конкуренции, а злоупотребление доминирующим положением является одной из её форм, на недопустимость, которой прямо указанно в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает что МУП «Водоканал» в своих действиях допустило нарушение антимонопольного законодательства.

Следовательно, выше описанные действия ответчика, характеризуются Комиссией как виновные, выраженные в форме косвенного умысла. 

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела Комиссией не выявлены.

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не выявлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части отказа в перерасчете платы за полив земельного участка, в связи с тем, что такие действия ущемляют законные права и интересы гражданки <…>

2. Выдать МУП «Водоканал» обязательное для исполнения предписание, направленное на неуклонение в перерасчете платы за полив земельного участка, принадлежащего <…>, за период с 1 мая по 31 августа 2021 года с учетом реального размера поливочной площади.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

stdClass Object
(
[vid] => 10695
[uid] => 5
[title] => Дело № 099-14-АЗ решение в отношении МУП «Водоканал»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10695
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1400578763
[changed] => 1400578763
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1400578763
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>

Заявитель

<…>

<…>

ответчик

МУП «Водоканал»

309189, Белгородская обл.,

г. Губкин, ул. Советская, 32

Дело № 099-14-A3

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2021

В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2021                                   г. Белгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее — Белгородского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;

при участии:

от заявителя: не явилась, Определение о назначении дела № 099-14-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению направлено заказным письмом с уведомлением 14.04.2021г.;

от ответчика — <…> — начальник юридического отдела, по доверенности от 05 мая 2021 года №1071, <…> – начальник абонентского отдела, по доверенности от 05.05.2021 года №1070,

рассмотрев дело № 099-14-АЗ, возбужденное 14.04.2021 по признакам нарушения МУП «Водоканал» (309189, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Советская,32), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданки <…> (вх. № 96 от 14.01.2021) на действия МУП «Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе от осуществления перерасчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению для цели полива земельного участка в период поливочного сезона.

<…> проживает в домовладении, расположенном по адресу: <…>. Согласно выписке из технического паспорта площадь земельного участка по документу составляет — 600 кв. м., фактически — 731 кв. м., в том числе застроенная — 117 кв. м., незастроенная — 614 кв. м., площадь под огородом — 418 кв. м., площадь под двором — 136 кв. м.

Договор на оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению домовладения №<…> по <…> в письменной форме отсутствует, однако потребителем <…> осуществлены конклюдентные действия, на основании которых договор считается заключенным.

В период с 01 мая по 31 августа 2021 года <…>. Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей исходя из площади земельного участка 1500 кв.м.

01 ноября 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением на перерасчет поливочной площади земельного участка № 56 по ул. Чернышевского, г. Губкин. Перерасчет площади земельного участка был осуществлен.

19 декабря 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением о перерасчете размера платы за полив земельного участка ввиду меньшей поливочной площади, но в перерасчете было отказано.

Из пояснений МУП «Водоканал» следует:

1. МУП «Водоканал» является единственным поставщиком коммунальных услуг по холодному водоснабжению в г. Губкин. Деятельность МУП «Водоканал» регламентируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2021г. В настоящее время отсутствует порядок произведения перерасчетов за полив земельных участков. Таким образом, гражданке Семикрас Т.И. было отказано в перерасчете платы за полив; 

2. Полив земельного участка является коммунальной услугой;

3. Первоначальные сведения о площади земельного участка были предоставлены контролером МУП «Водоканал» и носили ориентировочный характер; 

4. Начисление платы за полив земельного участка гражданке <…> производилось исходя из поливаемой площади 1500 кв. м.;

5. Перерасчет размера земельного участка <…> был произведен в ноябре 2021 года;

6. В перерасчете платы за полив земельного участка гражданке <…> было отказано по причине того, что перерасчет платы за полив производился в период с 1 мая по 31 сентября 2021 года.

В платежно — расчетных документах и городской информационно — общественной газете «Новое время» МУП «Водоканал» информировало потребителей о необходимости предоставления сведений о земельном участке. При отсутствии таких сведений МУП «Водоканал» указывало, что не несет ответственности за правильность начисления платы за полив земельного участка. 

Так же в своих пояснениях МУП «Водоканал» ссылается на обязанность потребителя предоставлять в МУП «Водоканал» сведения о размере земельного участка, не занятого постройками для начисления платы за полив приусадебного участка, которую гражданка <…> не исполнила.

Комиссия, рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, регулирующее водоснабжение и предоставление коммунальных услуг, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

Отношения по холодному водоснабжению регулируются параграфом 6 главы 30 раздела IV части 2 Гражданского кодекса РФ, статьей 157 Жилищного кодекса РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (далее — Правила № 354).

Подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан  производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. 

Согласно статье 544 ГК РФ — оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом к пункта 34 Правил № 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

В пункте 6 Правил № 354 говорится, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка. Период применения норматива для полива земельного участка устанавливается с 1 мая по 31 августа включительно.

Размер тарифа на услуги водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, утвержден Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской обл. от 27.11.2021 N 22/12 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, на 2021 год»:

— с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года согласно приложению 1 к настоящему приказу составил 13,35 руб. / куб.м.;

— с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению 2 к настоящему приказу составил 14,85 руб./куб. м.

Согласно данным технического паспорта, предоставленного Семикрас Т.И. площадь земельного участка под огородом (участок земли, используемый для полива) составляет 418 кв. м., МУП «Водоканал» для расчета платы за полив использовал размер участка равный 1500 кв.м.

В письме МУП «Водоканал» от 31.01.2021 года № 270 (вх. 304 от 04.02.2021г.) указывается на то, что такая плата за полив устанавливается «в целях осуществления расчета размера платы за оказываемые услуги по холодному водоснабжению для полива и стимулирования потребителей на исполнение ими своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка» «с последующим осуществлением перерасчета размера платы, исходя из поливочной площади, определяемой по представленным документам».

Таким образом, расчет платы за полив, при отсутствии приборов учета, согласно Приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» производится по формуле:

P = S x N x T, где S – площадь земельного участка, N — норматив потребления, T – тариф на коммунальный ресурс.

Соответственно, плата за полив огорода домовладения по адресу — г. Губкин, ул. Чернышевского, 56 составила бы:

Май 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;

Июнь 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;

Июль 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;

Август 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;

Итоговый размер суммы за полив земельного участка площадью 418 кв. м., принадлежащего к домовладению <…> по адресу: <…> <…> в период с 1 мая по 31 августа должен был составить — 707,26 рублей.

МУП «Водоканал» исходя из площади земельного участка равного 1500 кв. м. за май — август 2021 года <…> была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей.

Обобщая вышеприведенное, комиссия Белгородского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета составляет 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка.

МУП «Водоканал» должно было рассчитать плату за потребленную воду в сумме – 707,26 руб. Однако, МУП «Водоканал» в 2021 году производило начисление платы за полив земельного участка Семикрас Т.И. исходя из поливочной площади 100 кв. м., а в 2021 году расчет производился исходя из поливочной площади 1500 кв. м. и размер платы составил 2 537,95 рублей.

Таким образом, МУП «Водоканал» действуя в нарушение вышеперечисленных норм, при расчете платы за коммунальную услугу по нормативу потребления, не учитывало реальную площадь поливаемого земельного участка, то есть объем потребляемых коммунальных услуг был завышен.

Как следует из подпункта «д» пункта 31 Правил № 354 — непосредственно при обращении потребителя МУП «Водоканал» обязано было произвести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги.

В тоже время, МУП «Водоканал» самостоятельно установило предельные сроки обращения за перерасчетом платы за полив земельного участка.

Правилами № 354, нормативно — правовыми актами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области не установлен норматив, который позволял бы МУП «Водоканал» производить начислении платы за полив земельного участка, при отсутствии достоверных сведений о поливаемой площади земельного участка потребителя исходя из размера в 1500 кв. м.

Следовательно, МУП «Водоканал» самостоятельно установило размер земельного участка, который не соответствовал действительности, в целях стимулирования потребителя для исполнения своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка, при этом отказало в перерасчете платы, исходя из поливочной площади, определяемой по документам.

Непредоставление сведений потребителем коммунальной услуги о площади земельного участка во время поливочного сезона и месяца после его окончания — не лишает потребителя права обратиться за перерасчетом платы за данную услугу в дальнейшем при предоставлении необходимых данных.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приказом Белгородского УФАС России от 19.05.2003 № 73 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке распределения воды в географических границах города Губкин в границах сетей водопровода, принадлежащих МУП.

Свобода осуществления субъективных гражданских прав не может быть безграничной, это прямо предусматривает Гражданский кодекс. В пункте 1 статьи 1 ГК РФ закрепляется принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, но в то же время в статье 10 ГК РФ вводится принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами. 

Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Эти действия признаются злоупотреблением правом. Таким образом, в пункте 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен общий ограничитель усмотрения правообладателя при осуществлении своих гражданских прав — запрет злоупотребления правом. Под злоупотреблением правом следует понимать осуществление юридическим лицом своих прав с причинением (прямо или косвенно) вреда другим лицам. Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.

Злоупотребление правом есть такая форма реализации субъективного права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений.

О злоупотреблении правом речь может идти лишь тогда, когда лицо обладает субъективным правом и, действуя в границах предоставленного ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы его осуществления.

При таких обстоятельствах, МУП «Водоканал» совершило действие (бездействие) по не обоснованному отказу потребителю коммунальной услуги в перерасчете платы за полив земельного участка, тем самым ущемив его права и законные интересы.

Действия МУП «Водоканал», выразившиеся в отказе произвести перерасчет платы за полив земельного участка недопустимы в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг, и приводят к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, посягают на установленный порядок в области обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 

Резюмируя вышеописанное, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, поведение МУП «Водоканал», в процессе предоставления коммунальной услуги собственнику жилого дома, сопряжено с недопустимым действием (бездействием), выразившимся в отказе от перерасчета платы за используемую коммунальную услугу по поливу земельного участка за май, июнь, июль, август 2021 года.

В связи с тем, что предупреждение и пресечение монополистической деятельности в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяется как составная часть организационной и правовой защиты конкуренции, а злоупотребление доминирующим положением является одной из её форм, на недопустимость, которой прямо указанно в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает что МУП «Водоканал» в своих действиях допустило нарушение антимонопольного законодательства.

Следовательно, выше описанные действия ответчика, характеризуются Комиссией как виновные, выраженные в форме косвенного умысла. 

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела Комиссией не выявлены.

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не выявлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части отказа в перерасчете платы за полив земельного участка, в связи с тем, что такие действия ущемляют законные права и интересы гражданки <…>

2. Выдать МУП «Водоканал» обязательное для исполнения предписание, направленное на неуклонение в перерасчете платы за полив земельного участка, принадлежащего <…>, за период с 1 мая по 31 августа 2021 года с учетом реального размера поливочной площади.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>

Заявитель

<…>

<…>

ответчик

МУП «Водоканал»

309189, Белгородская обл.,

г. Губкин, ул. Советская, 32

Дело № 099-14-A3

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 06 мая 2021

В полном объеме решение изготовлено 19 мая 2021                                   г. Белгород

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее — Белгородского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства;

при участии:

от заявителя: не явилась, Определение о назначении дела № 099-14-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению направлено заказным письмом с уведомлением 14.04.2021г.;

от ответчика — <…> — начальник юридического отдела, по доверенности от 05 мая 2021 года №1071, <…> – начальник абонентского отдела, по доверенности от 05.05.2021 года №1070,

рассмотрев дело № 099-14-АЗ, возбужденное 14.04.2021 по признакам нарушения МУП «Водоканал» (309189, Белгородская обл., г. Губкин, ул. Советская,32), части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области поступило заявление гражданки <…> (вх. № 96 от 14.01.2021) на действия МУП «Водоканал», выразившиеся в необоснованном отказе от осуществления перерасчета размера платы за предоставленную коммунальную услугу по холодному водоснабжению для цели полива земельного участка в период поливочного сезона.

<…> проживает в домовладении, расположенном по адресу: <…>. Согласно выписке из технического паспорта площадь земельного участка по документу составляет — 600 кв. м., фактически — 731 кв. м., в том числе застроенная — 117 кв. м., незастроенная — 614 кв. м., площадь под огородом — 418 кв. м., площадь под двором — 136 кв. м.

Договор на оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению домовладения №<…> по <…> в письменной форме отсутствует, однако потребителем <…> осуществлены конклюдентные действия, на основании которых договор считается заключенным.

В период с 01 мая по 31 августа 2021 года <…>. Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал» была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей исходя из площади земельного участка 1500 кв.м.

01 ноября 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением на перерасчет поливочной площади земельного участка № 56 по ул. Чернышевского, г. Губкин. Перерасчет площади земельного участка был осуществлен.

19 декабря 2021 года <…> обратилась в МУП «Водоканал» с заявлением о перерасчете размера платы за полив земельного участка ввиду меньшей поливочной площади, но в перерасчете было отказано.

Из пояснений МУП «Водоканал» следует:

1. МУП «Водоканал» является единственным поставщиком коммунальных услуг по холодному водоснабжению в г. Губкин. Деятельность МУП «Водоканал» регламентируется «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2021г. В настоящее время отсутствует порядок произведения перерасчетов за полив земельных участков. Таким образом, гражданке Семикрас Т.И. было отказано в перерасчете платы за полив; 

2. Полив земельного участка является коммунальной услугой;

3. Первоначальные сведения о площади земельного участка были предоставлены контролером МУП «Водоканал» и носили ориентировочный характер; 

4. Начисление платы за полив земельного участка гражданке <…> производилось исходя из поливаемой площади 1500 кв. м.;

5. Перерасчет размера земельного участка <…> был произведен в ноябре 2021 года;

6. В перерасчете платы за полив земельного участка гражданке <…> было отказано по причине того, что перерасчет платы за полив производился в период с 1 мая по 31 сентября 2021 года.

В платежно — расчетных документах и городской информационно — общественной газете «Новое время» МУП «Водоканал» информировало потребителей о необходимости предоставления сведений о земельном участке. При отсутствии таких сведений МУП «Водоканал» указывало, что не несет ответственности за правильность начисления платы за полив земельного участка. 

Так же в своих пояснениях МУП «Водоканал» ссылается на обязанность потребителя предоставлять в МУП «Водоканал» сведения о размере земельного участка, не занятого постройками для начисления платы за полив приусадебного участка, которую гражданка <…> не исполнила.

Комиссия, рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, регулирующее водоснабжение и предоставление коммунальных услуг, заслушав пояснения сторон, приходит к следующим выводам.

Отношения по холодному водоснабжению регулируются параграфом 6 главы 30 раздела IV части 2 Гражданского кодекса РФ, статьей 157 Жилищного кодекса РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (далее — Правила № 354).

Подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 предусмотрено, что «исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан  производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. 

Согласно статье 544 ГК РФ — оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом к пункта 34 Правил № 354 установлено, что при отсутствии индивидуального прибора учета в домовладении потребитель обязан уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (освещение, приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

В пункте 6 Правил № 354 говорится, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее — конклюдентные действия).

В соответствии с пунктом 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» утвержден норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка. Период применения норматива для полива земельного участка устанавливается с 1 мая по 31 августа включительно.

Размер тарифа на услуги водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, утвержден Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской обл. от 27.11.2021 N 22/12 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям, расположенным на территории Белгородской области, на 2021 год»:

— с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года согласно приложению 1 к настоящему приказу составил 13,35 руб. / куб.м.;

— с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года согласно приложению 2 к настоящему приказу составил 14,85 руб./куб. м.

Согласно данным технического паспорта, предоставленного Семикрас Т.И. площадь земельного участка под огородом (участок земли, используемый для полива) составляет 418 кв. м., МУП «Водоканал» для расчета платы за полив использовал размер участка равный 1500 кв.м.

В письме МУП «Водоканал» от 31.01.2021 года № 270 (вх. 304 от 04.02.2021г.) указывается на то, что такая плата за полив устанавливается «в целях осуществления расчета размера платы за оказываемые услуги по холодному водоснабжению для полива и стимулирования потребителей на исполнение ими своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка» «с последующим осуществлением перерасчета размера платы, исходя из поливочной площади, определяемой по представленным документам».

Таким образом, расчет платы за полив, при отсутствии приборов учета, согласно Приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» производится по формуле:

P = S x N x T, где S – площадь земельного участка, N — норматив потребления, T – тариф на коммунальный ресурс.

Соответственно, плата за полив огорода домовладения по адресу — г. Губкин, ул. Чернышевского, 56 составила бы:

Май 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;

Июнь 2021 года: 418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 13,35 руб./куб. м. = 167,41 рублей;

Июль 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;

Август 2021 года:418 кв. м. х 0,03 куб. м. х 14,85 руб./куб. м. = 186,22 рублей;

Итоговый размер суммы за полив земельного участка площадью 418 кв. м., принадлежащего к домовладению <…> по адресу: <…> <…> в период с 1 мая по 31 августа должен был составить — 707,26 рублей.

МУП «Водоканал» исходя из площади земельного участка равного 1500 кв. м. за май — август 2021 года <…> была начислена плата за полив земельного участка в размере 2 537,95 рублей.

Обобщая вышеприведенное, комиссия Белгородского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Пунктом 4 Приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30.08.2021 N 17/29 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Белгородской области при отсутствии приборов учета» установлено, что норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для полива земельного участка при его использовании населением Белгородской области при отсутствии приборов учета составляет 0,03 куб. метра в месяц на 1 кв. метр земельного участка.

МУП «Водоканал» должно было рассчитать плату за потребленную воду в сумме – 707,26 руб. Однако, МУП «Водоканал» в 2021 году производило начисление платы за полив земельного участка Семикрас Т.И. исходя из поливочной площади 100 кв. м., а в 2021 году расчет производился исходя из поливочной площади 1500 кв. м. и размер платы составил 2 537,95 рублей.

Таким образом, МУП «Водоканал» действуя в нарушение вышеперечисленных норм, при расчете платы за коммунальную услугу по нормативу потребления, не учитывало реальную площадь поливаемого земельного участка, то есть объем потребляемых коммунальных услуг был завышен.

Как следует из подпункта «д» пункта 31 Правил № 354 — непосредственно при обращении потребителя МУП «Водоканал» обязано было произвести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги.

В тоже время, МУП «Водоканал» самостоятельно установило предельные сроки обращения за перерасчетом платы за полив земельного участка.

Правилами № 354, нормативно — правовыми актами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области не установлен норматив, который позволял бы МУП «Водоканал» производить начислении платы за полив земельного участка, при отсутствии достоверных сведений о поливаемой площади земельного участка потребителя исходя из размера в 1500 кв. м.

Следовательно, МУП «Водоканал» самостоятельно установило размер земельного участка, который не соответствовал действительности, в целях стимулирования потребителя для исполнения своей обязанности по представлению сведений о размере поливочной площади земельного участка, при этом отказало в перерасчете платы, исходя из поливочной площади, определяемой по документам.

Непредоставление сведений потребителем коммунальной услуги о площади земельного участка во время поливочного сезона и месяца после его окончания — не лишает потребителя права обратиться за перерасчетом платы за данную услугу в дальнейшем при предоставлении необходимых данных.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Приказом Белгородского УФАС России от 19.05.2003 № 73 МУП «Водоканал» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 65 процентов на рынке распределения воды в географических границах города Губкин в границах сетей водопровода, принадлежащих МУП.

Свобода осуществления субъективных гражданских прав не может быть безграничной, это прямо предусматривает Гражданский кодекс. В пункте 1 статьи 1 ГК РФ закрепляется принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, но в то же время в статье 10 ГК РФ вводится принцип недопустимости злоупотребления гражданскими правами. 

Действия в пределах предоставленных прав, но причиняющие вред другим лицам, являются в силу этого принципа недозволенными (неправомерными). Эти действия признаются злоупотреблением правом. Таким образом, в пункте 1 статьи 10 ГК РФ предусмотрен общий ограничитель усмотрения правообладателя при осуществлении своих гражданских прав — запрет злоупотребления правом. Под злоупотреблением правом следует понимать осуществление юридическим лицом своих прав с причинением (прямо или косвенно) вреда другим лицам. Злоупотребление связано не с содержанием права, а с его осуществлением, так как при злоупотреблении правом лицо действует в пределах предоставленных ему прав, но недозволенным образом.

Злоупотребление правом есть такая форма реализации субъективного права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений.

О злоупотреблении правом речь может идти лишь тогда, когда лицо обладает субъективным правом и, действуя в границах предоставленного ему субъективного права, в рамках тех возможностей, которые составляют содержание данного права, использует такие формы его реализации, которые выходят за установленные законом пределы его осуществления.

При таких обстоятельствах, МУП «Водоканал» совершило действие (бездействие) по не обоснованному отказу потребителю коммунальной услуги в перерасчете платы за полив земельного участка, тем самым ущемив его права и законные интересы.

Действия МУП «Водоканал», выразившиеся в отказе произвести перерасчет платы за полив земельного участка недопустимы в соответствии с гражданским законодательством, законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг, и приводят к нарушению запретов, установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, посягают на установленный порядок в области обращения товаров на соответствующем товарном рынке. 

Резюмируя вышеописанное, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае, поведение МУП «Водоканал», в процессе предоставления коммунальной услуги собственнику жилого дома, сопряжено с недопустимым действием (бездействием), выразившимся в отказе от перерасчета платы за используемую коммунальную услугу по поливу земельного участка за май, июнь, июль, август 2021 года.

В связи с тем, что предупреждение и пресечение монополистической деятельности в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции определяется как составная часть организационной и правовой защиты конкуренции, а злоупотребление доминирующим положением является одной из её форм, на недопустимость, которой прямо указанно в части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», Комиссия считает что МУП «Водоканал» в своих действиях допустило нарушение антимонопольного законодательства.

Следовательно, выше описанные действия ответчика, характеризуются Комиссией как виновные, выраженные в форме косвенного умысла. 

Основания для прекращения рассмотрения настоящего дела Комиссией не выявлены.

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не выявлены.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона «О защите конкуренции» Комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать МУП «Водоканал» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», в части отказа в перерасчете платы за полив земельного участка, в связи с тем, что такие действия ущемляют законные права и интересы гражданки <…>

2. Выдать МУП «Водоканал» обязательное для исполнения предписание, направленное на неуклонение в перерасчете платы за полив земельного участка, принадлежащего <…>, за период с 1 мая по 31 августа 2021 года с учетом реального размера поливочной площади.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

[safe_summary] =>
)

)

)

[field_solution_num] => Array
(
)

[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 099-14-АЗ
[format] =>
[safe_value] => 099-14-АЗ
)

)

)

[field_solution_preview] => Array
(
)

[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)

[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)

)

[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)

)

[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)

[type] => rel
)

[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)

[type] => rel
)

)

)

)

)

)

[field_solution_file] => Array
(
)

[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции от 29.11.2021). ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.

[format] => full_html
[weight] => 8
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)

[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)

)

[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)

)

[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)

[type] => rel
)

[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)

[type] => rel
)

)

)

)

)

)

[field_solution_tags] => Array
(
)

[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2021-05-19 09:34:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)

)

)

[field_nodes_related] => Array
(
)

[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2021-05-19 09:34:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)

)

)

[field_simplenews_term] => Array
(
)

[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)

[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)

)

[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)

[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)

[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)

[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)

[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)

)

[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)

[type] => rel
)

[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)

)

[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)

[datatype] => xsd:integer
)

[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)

[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)

)

[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1400578763
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:»contact»;i:0;s:7:»overlay»;i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] =>
)

§

Девиз ФАС России – законность, равенство, справедливость;

Миссия ФАС России – свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России;

Ценности ФАС России – открытость, сотрудничество, эффективность.

За годы своего становления и развития ФАС России выросла в мощный и авторитетный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, решающий исключительно важные задачи в интересах экономического процветания государства, повышения качества жизни граждан.

Осуществляя контроль и надзор за неукоснительным соблюдением антимонопольного законодательства, ФАС России способствует формированию и укреплению конкурентной среды, активному вовлечению в хозяйственную деятельность малого и среднего бизнеса, эффективному расходованию бюджетных средств.

За 20 лет работы у ФАС сформировалась своя внутренняя культура, свое понимание целей и смысла работы, а в этом году на заседании Президиума коллегии ФАС России от 31 августа 2021 года № 23 были озвучены и утверждены девиз, миссия службы и ценности, которыми она руководствуется.

Поливная площадь.

Комитет тарифного регулирования (КТО), как уполномоченный орган субъекта РФ, устанавливает норматив для коммунальной услуги водоснабжения при использовании земельного участка и надворных построек.

Имеется 2 документа (разъяснения на обращения) от лица КТО по поводу установления (расчета) данного тарифа.

В первом документе КТО сообщает, что при установлении норматива принят расход воды НА ПОЛИВКУ ПОСАДОК на приусадебных участках на основании табл 3 СП 31.13330.2021 СНиП 2.02-84 Водоснабжение. а именно, 15 л/кв.м в сутки, что составляет 0,46 куб. м/кв.м в месяц.

Во втором документе КТО сообщает, дополнительно, что в соответствии с п.49 ПП РФ 354 (видимо, ссылаясь на формулу 22 того же Постановления) размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению определяется исходя из ФАКТИЧЕСКОЙ величины показателя по направлению использования коммунальной услуги, применительно к которому подлежит применению норматив потребления.

Сообщает, что считает, что при начислении платы за водоснабжение Норматив на полив должен применяться к поливной площади земельного участка.

Ресурсоснабжающая организация в свою очередь производит начисления исходя из всей площади земельного участка не занятого постройками, причем, как я считаю, в нарушение порядка, предусмотренного ПП РФ 354, самостоятельно из правоустанавливающих документов вычисляет эту поливную площадь.

Полагаясь на разъяснения КТО относительно метода расчета Норматива, я считаю, что ресурсоснабжающая организация мягко говоря не права. Начисления должны производится с учетом ФАКТИЧЕСКОЙ поливаемой площади. Полагаю, это также отражено и в формуле 22 (раздел 5 п.24 ПП РФ 354), а именно, в описании величины «BBK» (соответствующая i-му домовладению фактическая величина показателя по k-му направлению использования коммунальной услуги, применительно к которому согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг подлежит применению норматив потребления коммунальной услуги по k-му направлению использования соответствующего вида коммунальной услуги)

В то же время, судами почему то игнорируется описание формулы 22 (т.е. фактическая величина показателя по направлению использования) и суды (решения которых я видел) считают, что норматив применяется ко всей свободной площади земельного участка ссылаясь на «в» п.

Уважаемые господа юристы, хотелось бы услышать Ваше компетентное мнение по этой теме.

Могу я рассчитывать на удовлетворение иска о неправомерном начислении платы за коммунальную услугу на полив, ссылаясь на формулу 22 ПП РФ 354, утверждать, что величина BBK как раз должна отражать фактическую поливочную площадь посадок на моем приусадебном участке?

Решать суду. Он будет оценивать доводы сторон, также изначально нужно знать правильно ли был произведён расчёт коммунальной услуги на полив Согласно формуле 22 Постановления Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (ред. от 23.02.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг. ).

Можете. Согласно пункту 49 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2021 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 данных Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

А в формуле 22 речь о фактической величине показателя:

Но окончательное решение по вопросу будет принимать суд.

Вопрос с поливом остается не таким простым суд конечно регит, вы можете попробовать рассчитывать на правила предоставления коммунальных услуг в соответствии с прибором учета учитывая 22 формулу «постановления правительства 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно ст. 157 ЖК РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Нормативы потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка на полив в период их использования установлены распоряжением департамента ЖКХ по вашему региону.

При расчете платы за потребление холодного водоснабжения на полив земельного участка объем потребления определяется из расчета площади полива с учетом норматива полива. Условия предоставления коммунальных услуг гражданам, а так же их оплата регулируется правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, учрежденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 № 354.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка рассчитывается в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, учрежденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.

Проблема в том то и заключается как определить точный размер ваше поливной площади Понятно что площадь земельного участка свободная от построек не равна поливной площади

И,кстати говоря, в ответе который вы выбрали в качестве лучшего ничего не сказано как вам доказывать в суде этот момент А суды, действуют из логики, что показатель BBK ни как не расшифрован в том плане что

конкретно он включает, поэтому судам проще из свободной площади земельного участка не вычленять поливную площадь.. а брать для расчета всю свободную площадь

Постановление Правительства РФ от 06.05.2021 N 354 (ред. от 23.02.2021) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)

49. Если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная:

с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом «к» пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета;

с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц.

Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт.

24. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в i-м домовладении определяется согласно пункту 49 Правил по формуле 22:

Источник

Ещё в начале весны ГУП РО «УРСВ» объявил, что с домовладельцев, у которых есть земельный участок, но нет водомера, с 1 мая будут брать плату за полив по нормативам в зависимости от незастроенной площади участка и вне зависимости от того, поливают они что-либо или нет.

Уже в июне многим шахтинцам придётся раскошелиться на оплату поливных кубометров даже в том случае, если весь двор их частного дома заасфальтирован. Насколько это законно? На этот вопрос Шахты.SU отвечает старший помощник прокурора города Шахты младший советник юстиции И.И. Бурдоленко:

Действующим законодательством в случае, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учёта соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотрена обязанность потребителей по дополнительной к рассчитанной плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплате коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек.

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек определяется отдельно по каждому из следующих направлений использования:

полив земельного участка;

водоснабжение и приготовление пищи для сельскохозяйственных животных;

водоснабжение открытых (крытых) летних бассейнов различных типов и конструкций, а также бань, саун, закрытых бассейнов, примыкающих к жилому дому и (или) отдельно стоящих на общем с жилым домом земельном участке;

водоснабжение иных надворных построек, в том числе гаражей, теплиц (зимних садов), иных объектов.

Однако, сама по себе названная обязанность не даёт оснований для поставщика воды по начислению платы за полив всем потребителям, проживающим в домовладениях, не оборудованных индивидуальными приборами учёта холодной воды, без соблюдения порядка, установленного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2021 N354.

Право у поставщика воды по начислению платы появляется только в том случае, если между поставщиком и потребителем заключён договор, либо потребитель сам обратился в водоснабжающую организацию с соответствующим заявлением об использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек.

Об этом гласит подпункт «к» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому потребитель обязан при отсутствии индивидуального прибора учёта в домовладении уведомлять исполнителя о целях потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек (приготовление пищи, отопление, подогрев воды, приготовление кормов для скота, полив и т.д.), видов и количества сельскохозяйственных животных и птиц (при наличии), площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками, режима водопотребления на полив земельного участка, а также мощности применяемых устройств, с помощью которых осуществляется потребление коммунальных ресурсов, а если такие данные были указаны в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, то уведомлять исполнителя об их изменении в течение 10 рабочих дней со дня наступления указанных изменений.

Таким образом, если потребитель не уведомлял поставщика воды о том, что пользуется услугой холодного водоснабжения в том числе и для нужд полива земельного участка соответствующей площади либо этот вид услуг не предусмотрен в договоре предоставления услуги водоснабжения, начисление платы за полив противоречит, установленным требованиям.

Данный вывод следует из положений пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, который гласит, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек.

Расчёт размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, осуществляется начиная:

— с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учёта и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем двух незаинтересованных лиц.

Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт.

Прокуратурой города в связи с выявленными нарушениями порядка начисления платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нём надворных построек, в адрес филиала «Шахтинский» ГУП РО «УРСВ» внесено представление.

Источник

Оцените статью
Дачный мир
Добавить комментарий