Портал керамики — Глазури. Двухслойное глазурование

Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование Огород

Азбука

Читая рекомендации в книгах по керамике или в блогах, можно столкнуться с фразами типа «убавь алюминий!»  или «нужна высококальциевая глазурь» . И что это такое? Требуется много лет, чтобы начать понимать, много алюминия в глазури или мало, высоко она кальциевая, или совсем наоборот — низкомагниевая. Но базовые сведения и принципы общепонятны тем, кто говорит на языке глазурной химии хотя бы со словарем.

До сих пор знание влияний, например, влияния состава глазури на ее цвет, остается просто набором эмпирических правил: B и Са — «зеленит» медные глазури, Li и К — «голубит», а Ва — «синевит «. Эти заклинания приходится просто запоминать, ни из каких вычислений это не следует.

Но у нас на дворе только самое начало 21 века, и соответствующее программное обеспечение для точных расчетов может быть написано со дня на день, а подлежащая физика поля лигандов применительно к Cu2  уже изучена. Художнику незачем знать физику поля лигандов, однако ему имеет смысл знать, что такое В, Са, Li, К, Ва, а также как ввести их в состав или как изменить их концентрацию.

Виды обжига

В зависимости от того, в какой среде происходит термическая обработка глины, различают два вида обжига. Речь идет о восстановительном и окислительном видах.

  1. Окислительный обжиг – это представляемый нами процесс, в котором получается белая или красная керамика. В среде, богатой кислородом, происходит обжиг всей керамической посуды.
  2. Восстановительный обжиг характерен отсутствием доступа кислорода. Для герметичности в печи закрывают все топочные устья. В результате восстановительного обжига получаются черепки серого или черного цвета. Характерный цвет придает окись железа. Известно, что интенсивность цвета зависит не только от состава и количества пигмента, но и от выбранного температурного режима. После обжига пластичная глина превращается в камнеподобный и прочный материал.

Обжиг считается неотъемлемой составляющей процесса производства керамики. Термообработке подвергаются, как изделия промышленного производства, так и продукты ручной работы. Современные материалы, представляющие собой полимерную глину, позволяют вести обжиг в один прием при относительно невысоких температурах.

Когда обжиг ведется в несколько приемов, то первый обжиг называют утильным, второй – политым, а третий – декоративным. Утильный обжиг предназначен для закрепления формы изделия, так как пластичная глина не позволяет наносить на поверхность глазури.

Декоративный обжиг производят по необходимости, когда нужно закрепить на глазури рисунок, выполненный надглазурными красками.

Глазурование

Краски для подглазурной росписи также подходят для работы, при этом их можно наносить в два и больше слоев, в зависимости от толщины слоя эффект может быть от прозрачного до непрозрачного цвета. Эти краски легко смываются, если сделана ошибка.

Кисти для росписи должны быть хорошими и достаточно дорогими. Используются кисти в форме веера, круглые, с заостренным кончиком, плоские. Так кисть-лайнер из собольего волоса прекрасно подходит для прорисовок контура и деталей.

Для рельефной росписи можно использовать пасту — продукт на основе глины, чаще всего черного или белого цвета. Это непрозрачный материал, который используют для создания рельефных узоров и украшений над или под цветной глазурью, иногда его применяют для контурной обводки, поэтому могут называть рельефным контуром.

Для отчистки материалов и оборудования используется жидкость изопропанол. При работе с красками он может создать пятнистый узор. Перед нанесением узора на поверхность, её необходимо отчистить от возможных загрязнений. При использовании папиросной бумаги, участки которые предстоит закрасить необходимо увлажнить губкой и дать им высохнуть естественным путем перед переводом узора. При использовании копирки, узор переводится до увлажнения.

Есть несколько способов перевода узора, ниже описаны будут два. В первом случае используют копировальную бумагу для глины. Эта бумага используется для перевода на плоские или слегка закругленные поверхности. Перед началом необходимо проверить работаете ли вы с необходимой стороной бумаги, для этого поместите бумагу на поверхность бисквита, затем сделаете маленькую поверхность карандашом. Если на поверхности бисквита будет голубая отметка, можно продолжать. Узоры можно отпечатать на лицевой стороне копировальной бумаге для глины при помощи фотокопира и перевести их просто с помощью обведения контуров. В другом случае, можно обводить узор на обычной бумаге, поместив её на копировальную бумагу.

Папиросная бумага используется для выгнутой или угловатой поверхности. При переводе папиросная бумага должна быть достаточно рыхлой, чтобы нанесенный маркер перешел на бисквит.

Сначала рисунок переводят на папирусную бумагу, затем переворачивают так, чтобы лицевая сторона стала обратной и прикладывают к изделию. Далее другим контрастным цветом обводят снова узор. После снятия бумаги узор должен быть переведен на бисквит и изделие готово под роспись.

Некоторые приемы росписи

Для получения видимости объемных лепестков используют заостренные толстые кисти, при этом краску наносят на палитру в виде капельки. Две разных по цвету краски кладут рядом и также рядом, давая немного смешаться, набирают на кисть. Убрав лишнюю краску, можно приступать к росписи. Для того чтобы получился заостренный кончик, кисть после нажатия и проведения необходимой длины мазка, приподнимают и закручивают.

Для прорисовки листьев лучше подойдет плоская кисть. Закрашивать такие формы удобно от центра к краю, набирая чуть более светлую краску, чем необходимо, чтобы была возможность создания оттенков.

При слишком быстром высыхании красок, их можно увлажнить водой из пульфона.

Глянец

Глянец – показатель, не нуждающийся в дополнительном толковании. Любая поверхность после заливки имеет ту или иную степень «шершавости». Гладкие и прозрачные поверхности называются глянцевыми. Они подобно зеркалу отражают падающий свет, поэтому обладают своеобразным блеском.

Глазурь с высоким показателем матовости напоминает побелку русской избы. Самыми популярными считаются шелковисто-матовые глазури. Они не так сильно пачкаются и, к тому же, сохраняют водонепроницаемость.

Говорим на языке глазурной химии

Важнейшая причина, по которой неплохо было бы знать глазурную химию, это необходимость понимать ее язык.

Знакомство с материалами

Как еще, кроме как изучая глазурную химию, можно познакомиться с обширным перечнем керамических материалов?!

Где еще вы узнаете, что состав простой красной гончарной глины почти в точности совпадает со средним составом земной коры? Что природа разрушала камень гранит несколько миллионов лет, а мы взяли продукт разрушения — глину — и за сутки превратили его опять в камень. Что антацид Ренни и дорожная (подмосковная) щебенка — это практически одно и то же?

Пегматит, цинковые белила, мел, малахит… А что если их использовать вместо флюса? Не гадайте — посмотрите на формулу, и словно падает покрывало, открывая простую голую суть материала.

Рецептуры многих китайских глазурей, сочиненные тысячу лет назад, ничуть не изменились, потому что мало изменились горы и скалы, в которых добывается полевой шпат, а уж кварцевый песок и в Африке кварцевый песок! Разумеется, современные материалы лучше очищены, тоньше и равномернее измельчены, доступнее. Так что просто почитайте состав в музейном обозрении и сделайте глазурь.

Классификация глазурей

Принято пользоваться несколькими видами классификации, выделяя определяющий фактор. Разделяют разные виды глазури:

  • по прозрачности (глухие и прозрачные глазури);
  • по блеску (матовые, глянцевые, промежуточные);
  • по окраске (цветные и бесцветные);
  • по строению (нефриттованные сырые и фриттованные спеченные);
  • по температуре розлива (легкоплавкие, тугоплавкие);
  • по составу (борно-цинковые, бессвинцовые, свинцовосодержащие).

Мастера иногда используют специфическую терминологию, к примеру, непрозрачные глазури могут называться эмалями, а прозрачные – флюсами. Флюсы востребованы при изготовлении подглазурных красок. Цветные же глазури сами выполняют роль краски. При производстве керамики оставшуюся глазурь не утилизируют. Ее можно добавлять в глину в качестве вещества, понижающего температуру созревания керамики.

Классы глазурей и лимит-формулы

Профи может, посмотрев на формулу, сказать, к какому классу относится глазурь. Новичок в глазурной химии может просто посмотреть так называемую лимит-формулу. В ней заданы примерные границы химических компонентов (то есть оксидов), в пределах которых лежит большинство составов некоторого класса глазурей: химстойких для посуды, сино, зольных, кристаллических и т.д.

Есть чудесные инструменты — глазурные калькуляторы. Бывает, что в них сразу заложены сведения о красивых глазурях. Бывает, что нет. Но вот сведения об исходных материалах заложены наверняка. Поэтому любые рецепты можно перерассчитать на свои компоненты. Но не ждите от калькуляторов волшебных предсказаний — секстант работает только в руках капитанов. Станьте капитаном.

Нагревание

При нагревании от 25 градусов до 200 градусов повышается внутренняя энергия материала. При этом вся влага, содержащаяся между слоями, испаряется. Чтобы она удалялась равномерно, необходимо медленно повышать температуру. Мастер уже в самом начале обжига может наблюдать дефекты, которые возникают в черепках по причине неправильной сушки или неоднородности глины, а чрезмерная заглаженность поверхностей приводит к тому, что газы не могут прорваться наружу через поры и образуют пузыри или разрывы в толще материала.

Скорость нагрева для каждого случая различная. Она зависит не только от вида глины, но и от объема печи, количества обжигаемых элементов, их габаритов. Чем толще стенки черепка, тем меньшей должна быть скорость нагрева. Однако слишком медленное повышение температуры приведет к появлению пятен от сконденсировавшихся солей, растворенных в воде. В течение одного часа температуре должна подниматься на 100 градусов.

Следующий температурный интервал ограничен верхним порогом в 400 градусов. В этот период окончательно удаляется влага, в том числе, удаляется и связанная вода. Также данный этап характерен реакциями окисления. Органические соединения при контакте с кислородом выгорают, поэтому важно обеспечить хорошую вентиляцию.

Органика выгорает достаточно долго и при температуре в 400 градусов этот процесс не завершается. Нагрев от 200 до 400 градусов рекомендуется вести с небольшой скоростью, а после достижения верхнего предела требуется произвести 15-минутную выдержку. Через открытые заглушки печной камеры не только поступает кислород, но и выводятся газы, вышедшие через поры из глины.

При температуре, превышающей значение в 400 градусов, происходит удаление воды уже из структуры кристаллической решетки. Данный процесс достаточно сложен. Он называется дегидратацией. Происходит отщепление молекул воды в результате химических реакций с органическими веществами. Дегидратация наблюдается в интервале от 400 до 600 градусов.

В этот период не наблюдается никаких осложнений в технологии, однако экстремальной точкой, на которую нужно обратить внимание, служит температура в 573 градуса. Причина заключается в изменении структуры кристалла кварца.

Именно при температуре 573 градуса происходит фазовый переход, в результате которого кварц модифицируется (α-кварц превращается β-кварц).

Указанный участок следует проходить при медленном нагревании. В противном случаи будут локально появляться области с повышенным механическим напряжением, что чревато образованием трещин. При температуре 600 градусов делается выдержка в 30 минут.

В диапазоне температур от 600 до 800 градусов глина теряет свою прочность, хотя это явление временное. Глинистые минералы на данном этапе модифицируются, поэтому в процессе модификации наблюдается неоднородность структуры черепка. Часть минералов пребывает в исходном состоянии.

Другая же часть уже начала трансформироваться. Но в целом керамика еще не спеклась, поэтому не набрала своей положенной прочности. Рекомендуется пройти участок от 600 до 800 градусов в ускоренном режиме, то есть, необходимо увеличить скорость нагрева.

Керамика при температуре 800 градусов только начинает спекаться. Различные составы глины отличаются разной температурой трансформирования минералов. Для них температуре спекания отличается. Несмотря на то, что с момента начала нагревания прошло достаточно времени, газообразные вещества в диапазоне температур от 800 до 1000 градусов еще продолжают выделяться.

Некоторые особенности воздействия окислов на свойство глазури

глазурь для керамики

Под влиянием кремнезема увеличиваются тугоплавкие и вязкие свойства глазури, можно наблюдать снижение коэффициента температурного расширения. Кремнезем можно ввести в виде кварцевых песчинок, глиняных включений или каолина. Если кварц слишком тонко смолот, возможно появятся небольшие, утонченные трещины на покрываемой поверхности. Это в народе называется «цек».

Если включить в глазурь окись титана, который может повысить химические свойства устойчивости, а также оказывает содействие в процессе кристаллизации, глазурь может стать приглушенной.

При добавлении в глазурь окиси циркония повышаются свойства химической устойчивости и плавкости. Также можно вводить под видом циркона (силикат циркония) и окись циркония.

В случае добавления в глазурь окиси олова, можно проследить сильное приглушение глазури. Но в месте с этим, можно отметить повышение влагоустойчивости глазури.

Если вы добавите окиси церия, он будет очень сильно глушить глазурь.

Борный ангидрид выступает в роли плавня, который имеет свойство придавать блестящий вид изделию и повышать твердость, а также значительно понижать предрасположенность к появлению цеков. Зачастую, мастера его вводят в виде борной кислоты или бора.

Добавка в виде глинозема может повысить показатель тугоплавкости, а также снизить вероятность образования цеков.

Окись железа является красящим окислом и сильным плавнем. Наличие в глазури данной добавки вообще не приветствуется.

Из красящих окислов окись хрома является благоприятным добавлением для глазури – повышение химической стойкости, появление укрывистости и гладкости поверхности изделия.

Наиболее сильным плавнем является окись свинца, который может поспособствовать более продолжительному интервалу времени плавления при проведении обжига. К тому же, данный сегмент заставляет изделие выблескивать и улучшает розлив глазури. Но с этим элементом необходимо быть особенно осторожным – он довольно ядовитый. Вводить его нужно в шихту, специальный раствор из сырых составляющих, в виде суриков.

Медная окись схожа по легкоплавкости с некоторыми добавками, но ее влияние на степень блеска и розлив довольно мало. Данная добавка позволяет окрашиваться глазури в синий цвет, а также в красные оттенки.

Особым плавнем в глазури является окись кальция, который образует матовость. Это добавление будет слабым плавнем в легкоплавкой глазури, и наоборот, сильным плавнем в тугоплавкой глазури. Он обладает свойством уменьшать расположенность к появлению цека, а также может поспособствовать кристаллизации.

Еще более сильным плавнем, нежели окись кальция, является окись магния, который позволяет глазури стать более твердой и прочной, а также быть эластичной при розливе.

Не худшими свойствами обладает окись цинка, который является хорошим плавнем, приглушающим глазурь с добавлением магниевого окисла и повышающим коэффициент температурного роста (к.т.р.).

Также повышению коэффициента температурного роста способствует добавление в глазурь окиси натрия. Это тоже не менее сильный плавень, который может увеличить показатель склонности к образованию цека, а также снижает свойство твердости и может ослабить противостояние химическому воздействию. Вводить удобнее в шихту данную добавку в виде буры или соды.

Глазурью восстановительного огня принято называть глазурь, которая может образовывать при проведении обжига красивый металлический отблеск до уровня металлических окисей, находящихся в составе данной глазури. Самая большая вероятность получения данного эффекта это использование глазури, которая содержит соединения серебра и медные включения. Эти составляющие могут восстановится практически до натуральных оттенков указанных металлов.

Фриттоваться или спекаться могут абсолютно все добавки, исключением является только каолин, который вводят в состав глазури при перемалывании фритты.

Материалами, которые при определенной температуре нагревания освобождаются от углекислых газов и воды, образовывая нужные окиси, являются добавки борной кислоты, буры, свинцового сурика, а также соды, поташа, мела, полевого шпата.

Особенности физико-химических процессов при нагревании и охлаждении

Процесс обжига условно можно разделить на три основные стадии:

  1. нагревание;
  2. выдержка;
  3. охлаждение.

Различие режимов обжига подразумевает под собой разные температуры, разную скорость нагрева и время выдержки. Для создания окислительной среды обеспечивают свободный приток воздуха. Восстановительная среда образуется в герметичном муфеле. Если приток воздуха будет минимальным, то такая среда называется нейтральной.

Для четкого понимания влияния среды на процесс обжига необходимо обладать достаточными знаниями по химии. Если говорить упрощенно, то подавляющее большинство процессов термообработки происходит в окислительных средах. Современные печи позволяют регулировать и контролировать режим обжига.

Скорость нагрева – один из важнейших параметров, причем далеко не всегда он должен быть высоким. Время выдержки необходимо соблюдать, чтобы все физико-химические процессы формирования керамики завершились в полной мере.

Для объяснения происходящих при термообработке явлений процесс нагревания и охлаждения делят на температурные интервалы. В каждом таком интервале происходят превращения, реакции, фазовые преобразования. Таблица основных процессов одинакова для всех видов керамики, но в специализированной литературе достаточно много неизвестных химических терминов. Можно описать процессы более тривиальным образом.

Охлаждение

В процессе охлаждения на первой стадии никаких особенных процессов не происходит. Сама глина и глазурь, которой покрыто изделие, находятся в пластичном состоянии, поэтому не нужно волноваться за возникновение дефектов. Можно увеличить скорость охлаждения, если это позволяет устройство печи.

В диапазоне от 1000 до 700 градусов происходит окисление металлов. В случае ведения восстановительного обжига на данном этапе важно исключить доступ кислорода. Отсутствие или недостаток кислорода становится причиной металлизации поверхностей. Вплоть до температуры 300 градусов среда должна быть восстановительной.

При температуре 900 градусов керамика становится хрупкой. Она прочно скрепляется с глазурью и впоследствии остывает с ней как единое целое. Важно, чтобы основной материал и глазурь имели примерно одинаковый коэффициент теплового расширения (КТР), иначе будут образовываться сколы или цек.

Критическая температура 573 градуса требует внимания и при охлаждении. В это время происходит обратное преобразование кристаллов кремния. При высокой скорости охлаждения наблюдается разрушение материала, который называют «холодным треском».

Состав глины диктует свои условия при определении подходящего рецепта обжига. При высокой температуре происходит плавление карбонатов, входящих в состав глинистых соединений. Черепки с высоким содержанием карбонатов нельзя пережигать, иначе образуются зоны скопления стекловидного вещества, обладающего низкой прочностью.

Поверхность как часть творчества

Фото: Байкал-Керамистика, barrelFiringПо установившемуся признанию, керамика — это творчество в форме плюс творчество в качествах поверхности. И художнику важен консонанс этих двух ипостасей. Цвет, блеск, фактура, микро и макрорельеф, сознательно подобранные и примененные, приковывают взгляд любого зрителя.

Глазури — это часть поверхности. Если вы отказываетесь от работы по поиску нужного состава, вы лишаете себя куска этого творчества. Надо отметить, что в мире немало художников-керамистов, почти полностью посвятивших себя созданию интересных глазурных поверхностей на нарочито простых формах.

Можно применять готовые глазурные составы с корректировкой. Например, просто ввести пигмент или оксид железа-меди-марганца. Можно смешивать разные глазури, или глазури с чем покажется интересным и смотреть, что получится. Такой подход очень популярен!

Метод поиска температуры и времени готовки, нахождения соотношений между ингредиентами блюда — это метод проб и ошибок, метод «попробуй и посмотри». Большинство поваров, даже шеф-поваров изысканных ресторанов, мало что знает, а скорее всего вообще ничего не знает о том, что именно происходит на химическом уровне, когда смешиваются самые простые продукты… Подобно шеф-поварам, многие из всемирно уважаемых керамистов предпочитают игнорировать химию и вместо этого погрузиться в алхимию! 

Ставя точку в аналогии поваров и керамистов, Робин Хоппер заявляет: если вы не любите или не имеете возможности готовить сами, к вашим услугам рестораны быстрого питания. В контексте этой статьи — к вашим услугам Лаборатория керамики с ботцами и терраколорами.

Портал керамики — глазури. двухслойное глазурование

Нам пришлось написать эту статью после очередного события на Масловке.

Как это всегда бывает с начинающими, посетитель попросил досконально объяснить ‘таблицу умножения’. Случилось так, что ему объяснили в деталях, как получить один из эффектов. (Обычно мы этого не делаем, так как детальное объяснение сбивает с толку новичка, а более или менее опытному керамисту достаточно подсказать, на что обратить внимание).

Посетитель все записал, и вдруг случайно увидел другой образец абсолютно того же эффекта, только выполненного в другом цвете. И потребовал досконального объяснения…

  1. Очень краткое описание
  2. Какие красивые сочетания уже известны?
  3. Почему так получается? За чем надо следить?

Контрольный вопрос (тем, кто читал внимательно): За сколько приемов обжигают нанесенные глазури?


1. Очень краткое описание

На изделие наносят слой одной глазури, по ней — слой другой глазури. Все обжигают за один прием. Слои перемешиваются в обжиге непредсказуемым образом. Иногда очень красиво.

Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование

2. Какие красивые сочетания уже известны?

Сначала собственно идея.

Если на черепок наносят одну глазурь, она будет выглядеть по-разному на разных участках изделия, хотя бы из-за разности в толщине слоев. В зрительном ощущении суммируется цвет черепка и цвет глазурного слоя. Накладывается блеск или, наоборот, матовость поверхности.

Если поверх одной глазури нанесена и вторая глазурь другого цвета, эффект удесятеряется. Разное сочетание толщин появляется не только и не столько из-за того, что мы так нанесли, а еще и из-за того, что в обжиге глазури становятся густыми жидкостями. Конечно, они могут смешиваться друг с другом.

Добавьте химию цвета. Красители могут провзаимодействовать и дать абсолютно неугадываемый цвет.

Обычно сочетание глазурей находят в результате долгих экспериментов. Многие эффекты настолько неожиданны, что рецепт в самом деле можно долго хранить в секрете. Но есть эффекты, известные очень давно и применяемые очень широко.

Пятнистость — коричневый (черный и любой другой) «леопард». Довольно крупные цветные пятна.

Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование
Хрестоматийный пример. Коричневую глазурь покрывают белой эмалью. Способ нанесения большого значения не имеет. Чем толще слои, тем заметнее эффект. На рисунке — коричневая S-0126-04 (окунание) и белая S-0033 (напыление). Обратите внимание, как эффект меняется с толщиной покрытия. (На этом и следующем рисунке показана ваза «Джаз», ООО ЗЕТ-керамика)Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование
Хрестоматийный пример. Коричневую глазурь покрывают белой эмалью. Способ нанесения большого значения не имеет. Чем толще слои, тем заметнее эффект. На рисунке — коричневая S-0126-04 (окунание) и белая S-0033 (напыление). Обратите внимание, как эффект меняется с толщиной покрытия. (На этом и следующем рисунке показана ваза «Джаз», ООО ЗЕТ-керамика)Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование

Более редкий (потому что черная глазурь — дорогая!) пример. Черную глазурь покрывают белой эмалью. Чем толще слои, тем заметнее эффект. На рисунке — черная S-0126-01 (окунание) и белая S-0033 (напыление). Обратите внимание, как эффект меняется с толщиной покрытия.

Точно так же можно получить и другие «леопарды», правда, иногда бывают казусы. Например, если белой эмалью, особенно не важно, какой, покрыть синюю S-0126-08, получается не леопард, а система трещин. Вот примеры.

Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование
«Трещинообразование». На рисунке — синяя S-0126-08 (окунание) и белая S-0031 (напыление).p6_18_93_9
«Трещинообразование». На рисунке — синяя S-0126-08 (окунание) и белая S-0031 (напыление).Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование

«Трещинообразование».Образец 7 х 7 см. На рисунке — синяя S-0126-08 (полив) и белая S-0017 (полив).

К сожалению, на других цветах получить трещины не удалось. Потому что и не пробовали.

Если Вы заметили, до сих пор мы демонстрировали покрытие белой эмалью. Это совсем не обязательно, просто эффект получается почти всегда. В завершение темы белой эмали как эффектатора приводим пример зеленого «леопарда». В этом примере белая эмаль растворяет часть пигмента глазури-«металлика» и окрашивается в зеленый цвет. Никогда бы не сообразить (если не знать химсоставов), что покрытие черного цвета белым цветом даст зеленый!

Портал керамики - Глазури. Двухслойное глазурование
Зеленый леопард. Суммарное покрытие может давать цек! Не злоупотребляйте им.
На рисунке — черный металлик S-0326 (полив) и белая S-0017 (полив).
Черные кратеры действительно рельефны, хотя и не такие глубокие, как может показаться на изображении. Все покрытие имеет гладкую блестящую фактуру.

3. Почему так получается? За чем надо следить?

Описание механизма образования эффекта висит в интернете 2 года.

Повторимся. На изделии, до обжига, глазурь лежит как порошок. После обжига — как стекловидный слой, спаянный с черепком. Эффект образуется в промежутке между этими двумя состояниями. Мы редко видим глазурь в процессе расплавления. Если у двери печи есть глазок, а у вас есть бинокль с синим стеклом, можете посмотреть. Еще бывает, что печь ‘не прошла’, и после остывания изделия имеют странный ‘недожженный’ вид. Не выбрасывайте их! Здесь секрет эффекта!

Две глазури разного состава и даже просто разного цвета обязательно имеют разные свойства: они плавятся не при одной температуре, обладают разной вязкостью, выделяют газы (например, углекислый газ при разложении мела) — тоже в разное время.

Например, может происходить следующее. В процессе нагрева глазурь пузырит, и пузыри имеют довольно крупные размеры — до 2-3 см в диаметре. Потом пузырь размягчается, оседает, прилипает к поверхности. Но тут как раз запузырила вторая глазурь…

Или по-другому. Первая глазурь усаживается, скукоживается под действием тепла, а вторая — нет, не хочет. Пусть первая треснет!

Или еще по-другому. Первая глазурь лежит толстым слоем, расплавилась и потекла, и потащила на себе еще не расплавившуюся вторую…

В итоге — после того как наконец обе глазури успокоились и расплавились как надо, получается нечто непредсказуемое.

S-0326 - первый слой, S-0220 - второй
Еще один пример с черным металликом. На рисунке — черная S-0326 (напыление) и белая матовая S-0220 (напыление).
Обратите внимание, как проявляется потечность на вертикальной поверхности.

Довольно часто бывает, что пузыри нижней глазури бьют бурным фонтаном и полностью забивают цвет наружной глазури. Только в небольших участках остается исходный цвет. Ниже на фото — пример.

S-0220-15 - первый слой, S-0126-01 - второй
Парадоксально! Вторым слоем по серо-зеленой матовой нанесена черная глазурь. Ее практически не осталось.

Если теперь ясно, в результате каких процессов получается эффект, должны быть ясны и рекомендации по его разработке:

  1. на изделие наносим последовательно ДВА слоя РАЗНЫХ глазурей
  2. смотрим четыре варианта:
    • тонкий слой по тонкому слою
    • тонкий слой по толстому слою
    • толстый слой по тонкому слою
    • толстый слой по толстому слою
  3. смотрим эффект на горизонтальной поверхности и на вертикальной поверхности
  4. если эффект получается, смотрим, как выглядит локальное нанесение второго слоя
  5. если слои нужны толстые — глазуруем так, чтобы суммарный слой не стек на подложку.
  6. все нюансы ЗАПИСЫВАЕМ в журнал.S-0220-15 - первый слой, S-0126-01 - второй
    Крупный план предыдущего варианта

Потечность

Потечность – показатель вязкости в расплавленном состоянии. Низкая вязкость нужна в тех случаях, когда мастер хочет добиться интересных рельефных эффектов. Но при простом покрытии потечную глазурь очень тяжело нанести. Она постоянно стекает на плиту, в результате чего изделия прилипают друг к другу.

Приготовление глазури

глазурь для керамики

Если вам необходимо изготовить прозрачную глазурь, это возможно сделать даже в домашней гончарной мастерской. Вам понадобится измельчить стекло и в горячем состоянии окунуть его в подготовленную воду. Кусочки стекла должны помутнеть и покрыться маленькими трещинами. В этом случае вы получили фритту, из массы которой впоследствии на предприятиях изготавливают глазурь.

Следующий шаг-данная стеклянная масса должна быть истолчена до состояния белой муки. Это удобно будет осуществить при помощи ступки или шаровой мельницы. Полученная мука должна просеяться через сито с очень мелкими отверстиями (для удобства можно использовать чулок из капрона).

Если вам необходимо получить белую глухую эмаль необходимо добавить в подготовленную массу 5 или 6 % окиси цинка, двуокись сернокислого бария или олова. Если же, наоборот, вы пожелаете изготовить прозрачную глазурь, добавьте некоторую часть окисей различных металлов, что дает возможность в итоге получить глазурь разных цветов.

Матовая глазурь получается вследствие недостаточного жжения. Как правило, верхняя часть глазури должна покрыться мелкими выступами и ямочками.

К сожалению или к счастью, на сегодняшний день мало кто занимается приготовлением глазури ручным способом – разнообразные оттенки глазури можно приобрести в специализированном магазине.

Пробы, пробы, пробы, пробы!

Как бы ни обстояли дела, выбираете ли вы расчеты или алхимию, пользуетесь ли готовым фастфудом или быстрой смесью прозрачки с пигментом, пробы приходится делать.

Например, так у Робина Хоппера:

Или вот так в 18 веке у Джозайи Веджвуда:

Прозрачность и заглушенность

Каждый мастер выбирает для себя показатель прозрачности или заглушенности глазури. Это две обратно противоположные характеристики, которые определяют степень просматривания фактуры черепка под слоем глазури. Прозрачные глазури бывают не только бесцветными.

Путешествие рецептов

В книгах, статьях, журналах приводится множество составов завораживающих глазурей. Чаще в виде материального рецепта, который трудно воспроизвести в практической студийной жизни в связи с отсутствием отечественных аналогов компонентов. Часто — в виде формулы Зегера. На нашем сайте формулы Зегера приводятся для всех базовых белых и прозрачных глазурей. Для S-0119 это выглядит так:

0,066 Na2O
0,178 K2O
0,066 MgO
0,192 CaO
0,355 SrO
0,008 BaO
0,123 ZnO
0,837 B2O3
0,418 Al2O3
3,46 SiO2SiO2:Al2O3 = 8,27
(SiO2 B2O3):Al2O3 = 10,506
КТР = 55,4 10-7C-1

И если вам требуется поискать аналог среди продуктов зарубежных производителей, покажите специалистам эту формулу. Она скажет им больше, чем общие объяснения про прозрачность, цветовые отклики или интервалы обжига.

Согласованность

Согласованность с черепком – чисто субъективная характеристика. Она является собирательным образом других характеристик и проявляет себя в следующих показателях:

  • Адгезия глазури к покрытию черепка.
  • Отсутствие цека и отскока в результате согласованности КТР глазури и черепка.
  • Сокрытие под глазурью мелких дефектов поверхности.

Идеального показателя согласованности можно получить при глазуровании фарфоровых изделий. В них глазурь словно является продолжением поверхности, но представлена стекловидным веществом.

Схемы обжига

Чтобы пояснить назначение политого обжига, целесообразно рассмотреть его в комплексе с утильным в двухэтапной схеме или с декоративным в трехэтапной схеме. Двухэтапная схема является самой распространенной. В ней первый обжиг предназначен для получение прочного черепка, обладающего высокой пористостью, чтобы к поверхности хорошо пристала глазурь.

Политой или глазурный обжиг направлен на придание лазури и самому черепку дополнительной прочности и водонепроницаемости. В процессе политого обжига глазури, как и сама глина, принимают определенные оттенки, зависящие от пигмента и оксидов в своем составе.

Комбинирование первого и второго обжига происходит по разным сценариям. В зависимости от типа керамики устанавливается температура. В подавляющем большинстве случаев температура поливного обжига выше, чем утильного, однако существуют схемы, в котором наоборот, температура утильного обжига более высокая.

Под схемой подразумевается алгоритм обжига с определенными параметрами. Дело в том, что для каждого изделия разрабатывать свою технологию нецелесообразно, поэтому пользуются алгоритмами для обжига разных видов керамики. Наиболее популярными являются такие схемы как:

  • Схема обжига фарфора. В данной схеме присутствует утильный обжиг. Сначала изделия из глины необходимо просушить. Перед утильным обжигом керамику глазурью не покрывают. Температура первого обжига составляет 1000 градусов. Черепки подсушиваются и приобретают нужную прочность. Затем на них наносятся подглазурные краски и сама глазурь. Поливной обжиг является завершающим. Он происходит при температуре 1420 градусов.
  • Схема обжига фаянса. В данной схеме температура поливного обжига может быть более низкой, чем температура утильного обжига. В связи с почти полным отсутствием плавней черепок можно нагревать до температуры 1250 градусов. Это и есть показатель первого обжига. Политой обжиг необходимо проводить согласно рекомендациям от производителя глазурей или в зависимости от состава глазурей. При необходимости можно воспользоваться трехэтапной схемой и обжечь надглазурные краски.
  • Схема обжига майолики. Майолика готовится из легкоплавких глин. Такие материалы нельзя пережигать, иначе можно получить дефекты в виде вспучиваний. Разброс температур первого обжига, при которых происходит подготовка черепка к глазурованию, не превышает 50 градусов. Задача мастера заключается в том, что необходимо точно попасть в диапазон допустимых температур. Поливной обжиг проводится при температуре, рекомендованной для конкретной глазури, однако то не должны быть тугоплавкие глазури.
  • Схема обжига шамота. Шамот отличается от остальных видов глины тем, что в его составе уже присутствуют частицы обожженной керамики. Эти частицы играют роль своеобразного каркаса. Каркас препятствует усадке, поэтому шамот можно обжигать при высокой температуре. Температура поливного обжига выше, чем температура утильного обжига.

Твердость

Наконец, твердость глазури – характеристика для конечного результата. Твердая глазурь востребована при изготовлении посуды. На тарелках и прочей кухонной утвари не должно оставаться следов после контакта с металлическими приборами. Получить твердое покрытие можно при помощи специального химического состава, а также, соблюдая технологию, которая исключает появление в готовом растворе мелких пузырьков.

Термическое расширение

Коэффициент термического расширения определяет относительное расширение единичного объема при повышении температуры на 1 градус. Для мастера не так важен сам коэффициент (КТР), как его соотношение с подобным показателем керамического черепка. Чтобы глазурь не давала цека (паутины трещин), необходимо, чтобы ее коэффициент был чуть ниже КТР поверхности.

Исключением служат ситуации, когда «волосяные трещины» являются частью декора и задумкой мастера.

На практике измерить коэффициент термического расширения очень сложно, поэтому приходится ориентироваться на химический состав глазури. Такие добавки, как каолин или кварцевый песок, снижают коэффициент, в то время как оксид меди, наоборот, его повышают. Без специальных лабораторных условия подбирать состав глазури к тому или иному черепку приходится методом проб и ошибок.

Технология поливного обжига

Первым делом изделие покрывается слоем глазури. Подготовленные черепки, покрытые глазурью, помещаются в печь. Так как утильный обжиг придал черепкам определенную прочность, то на первых этапах можно повысить скорость нагрева.

Самое главное, чтобы глазурь успела хорошо просохнуть. При достижении конечной температуры (зависит от типа керамики) необходимо сделать выдержку, время которой варьируется от 15 минут до 2 часов. Но если на завершающем этапе скорость нагрева не превышала 50 градусов в час, то выдержку делать не нужно, так как изделие прогрелось равномерно.

Фактура

В керамике, как в искусстве встречаются фактурные глазури. Фактура представляет собой различные эффекты, созданные мастером на поверхности черепка, это могут быть пятна, трещины, крапинки, узоры и даже рельеф. Несмотря на то, что фактура является характеристикой глазури, многое зависит не от состава, а от техники заливки.

Характеристики глазури

Заводя разговор о свойствах и характеристиках глазури, следует понимать, что под глазурью подразумевается, как само стекловидное покрытие, так и порошки или суспензии для приготовления раствора. В связи с этим, глазурь имеет разные характеристики.

Химический состав

Сначала целесообразно рассмотреть свойства покрытия, то есть стекловидного вещества. Важнейшей характеристикой является химический состав. От него зависят физические свойства покрытия на керамике. Однако для неопытного мастера перечень химических элементов мало что даст, так как необходимо правильно толковать зависимость тех или иных свойств от содержания химических элементов.

Навскидку по химическому составу глазури можно определить наличие в ней таких вредных для здоровья человека компонентов, как соединения свинца, бария или кадмия. Некоторые вещества являются модификаторами. К ним относятся кальк, оксиды натрия и калия, оксид лития и стронция.

Оцените статью
Дачный мир
Добавить комментарий