Ремонт дренажных насосов — основные неисправности и методы устранения

Ремонт дренажных насосов - основные неисправности и методы устранения Огород

Что такое явление кавитации

Все знают, что в воде растворено некоторое количество газов. При перемещении жидкости с определенной скоростью, в ней иногда образовываются зоны разрежения. В этих зонах пониженного давления из воды начинают выделяться пузырьки газов. После попадания пузырей в зону высокого давления они схлопываются.

Энергия схлопывающихся пузырьков способна создавать ударные волны, вызывающие вибрацию. Она распространяется по всему агрегату и воздействует не только на рабочее колесо, но и на подшипники, вал и сальники, от чего данные детали быстро приходят в негодность.

Кавитационный эффект чаще всего можно наблюдать в насосных станциях, которые работают на всасывание. В таких системах рабочее колесо создает разрежение, благодаря которому вода поднимается по шлангу из колодца. Но если на входе в насос возникает недостаток жидкости, то в зоне рабочего колеса возникает чрезмерное разрежение, провоцирующее возникновение кавитации.

Важно! Самые явные признаки кавитации — это вибрация труб и самого насоса, а также повышенный шум при его работе. Если не принимать никаких мер по устранению данного процесса, то он может полностью разрушить станцию.

Чтобы кавитация в насосах не возникала, следует придерживаться правила: на входе воды должно быть больше, чем на выходе. Добиться этого можно несколькими способами:

  • следует переместить аппарат немного ближе источнику;
  • можно увеличить диаметр всасывающей трубы (шланга);
  • для снижения сопротивления на участке всасывания можно всасывающую трубу заменить на трубу из более гладкого материала;
  • если на всасывающей трубе много поворотов, то, по возможности, следует уменьшить их количество;
  • желательно, чтобы все отводы имели большие радиусы поворота.

Совет! Не следует опускать всасывающий шланг станции в колодец на глубину больше 8 метров. Обычно максимальная глубина погружения шланга (трубы) указывается в руководстве к оборудованию.

Исправление механических нарушений

С механикой проще. Аккуратно вытаскиваем узел из корпуса насоса. Первым делом визуально определяем неполадки: разрушения, разрывы, обломки шайб и так далее. Если есть чернота и гарь – снова проверяем электрику. Если есть следы механического износа на металлических деталях – проверяем зазоры и амортизатор и еще раз перепроверяем электрическую половину на предмет отслоения компаунда. Это можно сделать постукиванием молотка – в месте отслоения звук будет глуховатым.

Просто иногда износ ярма и якоря случается потому, что катушка смещается, выпадает из корпуса. Что не всегда заметно на старом насосе по причине загрязнения.При разборке иногда случаются надрывы мембраны и амортизатора. Мембрана особенно не влияет на работоспособность насоса и, если можно ее подклеить резиновым клеем, то можно этим и ограничиться. А вот амортизатор в таком случае лучше заменить.

Внутренности насоса промываем от песка – если он там есть. Известковый налет удаляем по тому же принципу, что и накипь в чайнике – лимонная кислота, уксус, средство для удаления накипи. Только не применяйте сильную щелочь и другие мощные средства – нужно очистить корпус, а не растворить его.

Чаще всего разборки и сборки насосы Малыш требуют после промывки скважин. Их необходимо регулярно очищать от песка и илистых включений

Далее смотрят, как ориентирован якорь штока по отношению к катушке. Их проекции должны совпадать. Нет – поворачиваем, ослабив крепежные гайки. Расстояние от якоря до ярма должно составлять 5 – 8 мм. Этот зазор регулируется подкладными шайбами и контргайками на основании штока. Больше расстояние не позволит насосу развить мощность. Меньшее ведет к разбитию ярма и якоря, а иногда и корпуса.

Если якорь на штоке разболтался – что бывает крайне редко – его крепят кернением. Иногда случается разрыв самого штока в районе резьбы крепления поршня или прослабление резьбы – тут уже только замена.

Если износился поршень или он потерял эластичность, то тут все просто. Меняем его на новый из ремнабора и регулируем зазор между ним и постелью в корпусе. Этот расстояние должно находиться в пределах 4 – 5 мм. Регулируется он просто – путем добавления или уборки проставочных шайб толщиной 0,5 мм. Их вы найдете на самом штоке над и под поршнем.

При смене поршня следует помнить о стальной втулке, запрессованной в центре. Достать ее из старого и запрессовать в новый просто. Не требуется даже специальных инструментов. Как правило, она входит от нажатия рукой. Иногда выручают тиски или просто болт с парой шайб и гайкой – просто насаживаем последовательно поршень и втулку на болт и стягиваем гайкой – втулочка встает на место как надо. Можно даже попробовать это сделать прямо на штоке.

Мембрану меняют крайне редко – только если уж совсем рассыпалась. А так, если она цела и резина не потеряла своей упругости, то особо не обращайте на нее внимание. Главное, что она есть.

Хорошим подспорьем в работе будет штангенциркуль с глубиномером. Им и замеряем расстояние от посадочного края корпуса до постели клапана, а затем от клапана до амортизатора. И приводим их в соответствие.

Клапан насоса меняется тоже просто – винт и две гайки. Расстояние между ним и заборным отверстием регулируется простым поджатием винта. Как уже говорилось, зазор должен лежать в пределах 0,6 – 0,8 мм.

Шток на амортизаторе, обратный клапан и поршень крепятся контргайками. Относимся к этому серьезно. Если это крепление позднее от вибрации развинтится, то может привести к серьезной поломке – как раз одна из главных причин разрушения корпуса или выхода из строя резиновых частей.

Важный элемент конструкции насоса — резиновый клапан, который находится в корпусе. Он перекрывает отверстия для выхода воды, а в случае отсутствия давления в устройстве обеспечивает ее свободное вытекание

Собираем аккуратно. Обращаем внимание на насосах с верхним забором воды на совпадение отверстий в корпусе и амортизаторе – для этого мы и делали метки перед разборкой насоса. С виду обе стороны одинаковы и их легко перепутать. Если это произойдет, то насос попросту откажется работать.

Винты корпуса, как и говорилось, тянем крест-накрест, постепенно. И очень плотно. Гайки обязательно новые, с пластиковым фиксатором. Совсем не помешают шайбы Гровера. Помним, что насос при работе сильно вибрирует, чего не любят резьбовые соединения.

Снова все проверяем. Меряем сопротивление обмотки ярма, продуваем туда-сюда насос. Если все нормально, переходим к проверке на ведре с водой. Опускаем насос в воду, патрубок для шланга оставляем снаружи. Или применяем для таких целей обрезок короткого шланга. И глядим, как у нас качает воду. Все нормально – хорошо. Слабо – регулируем клапан.

Как разобрать агрегат для диагностики поломки

При поломках насоса, требующих замены деталей, расположенных внутри его корпуса, потребуется разборка агрегата. Погружной насос состоит из отсека для двигателя и отсека с одной или несколькими крыльчатками, предназначение которых — захват воды. Ниже приведена схема устройства той части центробежного насоса, где установлены крыльчатки.

Как видно из рисунка, крыльчатки установлены на валу агрегата. Чем их больше, тем выше давление, создаваемое насосом. Во втором отсеке гидромашины расположен роторный двигатель. Он находится в герметичном корпусе, и чтобы открыть его, нужно знать некоторые нюансы.

Итак, чтобы перейти от теории к практике и разобрать насос, выполните следующие действия (в зависимости от производителя конструкция агрегата может отличаться).

  1. Открутите 2 винта, удерживающих сетку аппарата.
    Открутите болты
  2. Снимите сетку и проверните вал двигателя вручную. Если он не крутится, то проблема может находиться либо в отсеке двигателя, либо в насосной части аппарата.
    Проверка вала
  3. Сначала потребуется разобрать насосную часть аппарата. Открутите 4 винта, удерживающих канал силового кабеля, и отсоедините его от корпуса аппарата.
    Насосная часть аппарата
  4. Далее, следует открутить 4 гайки, удерживающих фланец насоса.
    Флянец насоса
  5. После откручивания крепежа отделите от двигателя насосную часть аппарата. На данном этапе можно определить, в какой секции произошло заклинивание. Если вал насосного отсека не вращается, значит, необходимо разобрать данный узел.
    Насосная часть аппарата
  6. Окрутите весь крепеж, удерживающий нижний фланец насосной части агрегата.
    Нижний флянец
  7. В штуцер, расположенный в верхней части блока, необходимо вкрутить переходник, который поможет сохранить резьбу от повреждений.
    Штуцер верхней части
  8. Зафиксируйте насос в тисках.
    Насос в тисках
  9. Подобрав подходящий инструмент, открутите нижний фланец.
    Откручивание флянцаНижний флянец
  10. Теперь можно вытянуть блок крыльчаток и осмотреть его для выявления неисправностей.
    Блок крыльчаток
  11. Далее, следует проверить опорный вал на предмет износа или люфта.
    Опорный вал
  12. Чтобы заменить (при необходимости) рабочие колеса, необходимо зафиксировать вал в тисках и открутить верхнюю гайку.
    Смена рабочего колеса
  13. На следующем этапе снимаются блоки, промываются и при необходимости заменяются на новые.
    Снятие блоковБлоки
  14. Сборка насосной части аппарата производится в обратном порядке.
  15. Для разборки электродвигателя его также нужно зафиксировать в тисках.
    Электродвигатель в тисках
  16. Далее, следует снять пластиковую защиту фланца, открутив крепеж.
    Пластиковая защита флянца
  17. Снимите стопорное кольцо, удерживающее крышку, с помощью пассатижей.
    Стопорное кольцо
  18. Извлеките крышку, воспользовавшись отверткой с прямым шлицем.
    Извлечение крышки
  19. Извлеките из корпуса резиновую мембрану.
    Резиновая мембрана
  20. Извлеките конденсатор.
    Конденсатор
  21. На данном этапе можно проверить уровень масла, его качество, выявить причину заклинивания и т.д. Собирается блок двигателя в обратном порядке.

Конструкция и принцип работы выключателя

Конструкция поплавка:

электро-переключатель и шар из стали, размещенные во внутренней полости пластмассового корпуса. Длина кабеля варьируется от 3 до 10 м. В момент достижения поплавком-переключателем верхней отметки контакты переключателя замкнутся, обеспечивая включение насоса.

Большая разница между насосами чистой воды и грязной воды. Последние работают несколько иначе, обычно не самовсасываются, что, в свою очередь, связано с принципом вакуума насоса чистой воды. Грязевые водяные насосы также полностью погружаются в воду и транспортируют все частицы через ковшовое колесо или рабочее колесо.

Рабочее колесо в основном является стандартным для насосов для сточных вод, что делает их менее восприимчивыми к повреждениям и практически не требует технического обслуживания. Недостатком является более низкая эффективность и высота доставки. С другой стороны, профессиональные или самые современные машины оснащены винтовыми или винтовыми колесами, что, конечно же, также позволяет увеличить выход погружного насоса.

Схема подключения поплавкового выключателя:

к переключателю подключен кабель с тремя проводами. Различаются они цветом, зачастую бывают черными, голубыми и коричневыми. Черным цветом отмечен общий провод. В верхнем расположении поплавка-переключателя замыкаются контакты общего провода и нормально закрытого, обозначенного коричневым цветом.

На минимальной отметке цепь замыкается с участием общего провода и нормально открытого, обозначенного голубым цветом. Изоляция провода, не использующегося в схеме в данный момент, должна быть очень надежной. Подразумевается, что в условиях водной среды кабель должен обладать достаточной влагостойкостью, а пластиковый корпус – герметичностью.

Вывод кабеля имеет оснащение для снятия механического напряжения и надежно загерметизирован. Полимерная смола, заполняющая полость кабельных вводов, исключает попадание влаги внутрь. И последнее слово в пользу поплавкового переключателя – цена, которая обычно варьируется от 300 до 500 рублей.

Насос для грязной воды приводится в движение двигателем, который в основном поставляется с бензином или электричеством. Конечно, бензин подходит для применения в тех случаях, когда нет линии электропитания или удален от электрической розетки. Также возможно более свободно обращаться без силовых кабелей.

Короткое замыкание

Вибрационные помпы в основном эксплуатируются без поплавковых выключателей, реле давления и сухого хода, многие модели не имеют защиты от перегрева и сконструированы с нижним забором воды – все это делает их наиболее подверженными перегоранию по сравнению с другими видами.

При работе без воды происходит перегрев обмотки, выгорание изоляции и межвитковое замыкание медного провода – вибрационный насос гудит но и не качает воду. При этом выбиваются пробки, сильно греется или обугливается электрический кабель. Устранить неисправность можно только перематыванием обмотки, что экономически невыгодно и малоэффективно с точки зрения качества.

Неисправности вибрационных насосов ввиду простоты их конструкции довольно просто устраняются своими руками в большинстве случаев. Перед тем, как разбирать насосы, следует обзавестись болгаркой для срезания ржавых наружных болтов крепления корпуса. Во избежание не ремонтируемого перегорания обмотки электронасосов лучше приобретать устройства с верхним забором воды и защитой от перегрева.

Конструкция погружного электрического насоса Малыш проста, отработана и достаточно надежная. Но, как и всякая иная техника, со временем требует вмешательства. Не разбирая гарантийные случаи, поговорим о том, как произвести ремонт такого насоса своими руками. На самом деле это несложно – достаточно иметь ремкомплект, обязательно входящий в поставку насоса.

Вибрационные погружные насосы изобретены очень давно. Еще в 1891 году русский инженер В. Г. Шухов использовал принцип вибрации для насоса. Кстати, примерно такая система задействована в автомобильном бензонасосе.

Позднее аргентинец Т. Беллок доработал схему – она используется без особых изменений и сегодня.

Вибрационных погружных насосов существует великое множество. Но все они имеют примерно одинаковое устройство и принцип их ремонта одинаковый

Первыми для бытовых нужд такие устройства выпустили итальянцы. В СССР за их разработку в конце 1960-х взялись конструкторы московского завода «Динамо» под руководством М. Е. Брейтора. И с 1971 года бытовой вибрационный насос стал выпускаться на предприятиях СССР – сказалось увлечение унификацией.

Примерный состав ремонтного комплекта для насоса Малыш и ему подобных модификаций

Насосы выпускались в Ереване, Ливнах, Москве, Бавленах и еще множестве предприятий. Можно назвать только самые известные марки: «Малыш», «Нептун», «Струнок», «Сега», «Ручеек», «Урожай», «Босна», «Каштан». Все они, по сути, отличались названиями и формой корпуса. И то не всегда. Сюда же можно отнести и итальянские и китайские конструкции. Например, «Джерельце».

Насос «Струнок» не всегда отличит от «Малыша» даже специалист – только по маркировке

Все это вариации одной схемы. Иногда менялись названия, но суть оставалась прежней. Например, известный ныне «Малыш – М» чуть раньше был «Сегой» и « ».

Если игнорировать путаницу с разными наименованиями, то коротко все вариации сводятся к трем четырем типам погружных насосов:

  • «Малыш» — модель погружного вибрационного электронасоса с нижним забором воды. Самая мощная модификация из всех, но плохо подходит для придонной работы – может захватить со дна грязь или ил и выйти из строя.
  • «Малыш – М» вариант в верхним забором воды. Чуть послабее, зато не забирает грязь со дна. Реже выходит из строя по причине перегрева – попросту даже если падает уровень воды и забор заканчивается, корпус все равно охлаждается – он-то остается погруженным.
  • «Малыш – К» — модель с нижним забором воды, но оснащена термореле и трехжильным проводом с заземлением. Наличие термореле положительно влияет на срок службы и надежность, но увеличивает его стоимость. Раньше эта модификация шла исключительно на экспорт.
  • «Малыш – 3» — компактная модель диаметром 80 мм для узких скважин.

В любом случае, вибрационные насосы ценятся за компактность, дешевизну и простоту. К тому же, они достаточно стойко переносят гидроудары. При перекрытии водяной магистрали, например. Хотя и тут не стоит увлекаться – подобная частая практика все же выводит насос из строя.

Насосы даже одной модели могут незначительно отличаться: полировка или порошковое покрытие корпуса, например. Но детали у них, как правило, взаимозаменяемые

Назначение и особенности

Большая часть загородных домов оснащена автономными системами водоснабжения. Главными рабочими элементами данных систем являются бытовые дренажные насосы. Именно от эффективности их работы зависит долговечность всей постройки.

С помощью помпы, предназначенной для выполнения дренажа, можно реализовать целый ряд задач:

  • выкачка с подтопленных участков воды, которая появляется в результате сильных осадков, таяния снег или же поднятия уровня грунтовых вод;
  • выкачка воды из траншей и котлованов, созданных во время строительства;
  • осушение участков, расположенных в низине;
  • для грязной воды, которую выкачивают из погребов и подвалов;
  • очистка колодцев от отложений на стенах шахт и в донной части;
  • переброска грязной жидкой среды между модулями локальных очистных конструкций;
  • выкачка жидкости из природного водоема для дальнейшей ее эксплуатации в качестве полива растений.

Дренажные насосы со встроенным поплавковым выключателем можно также использовать для перекачивания чистой воды, к примеру, для наполнения накопительных емкостей.

Сфера эксплуатации насосов огромная, это и делает их популярными среди владельцев загородных домов и дач. Все оборудование, независимо от типа, имеет похожее устройство. К главным комплектующим относится ротор, нагнетательная камера, рабочее колесо, статор двигателя и поплавковый выключатель.

Эффективность и долговечность работы инструмента, как правило, зависит от качества сальников, предназначенные для воздухонепроницаемости электродвигателя от сточных вод. В дорогих моделях их производят из керамики. Корпус производится из нержавеющей стали или чугуна, которые отличаются устойчивостью к образованию коррозии и к механическим воздействиям.

Управляется насос с помощью поплавкового выключателя, который в автоматическом режиме включает и выключает привод. Данный элемент – это коробка из пластика, внутри которой расположен шарик из стали и электрический переключатель.

Суть работы дренажного насоса заключается в том, что жидкость, которая откачивается, переливается в функционирующую камеру, где под влиянием насоса и поворотов работающего колеса перемещается вверх – в сторону выводящего трубопровода, охлаждая привод.

Насос часто включается, и немного поработав, вновь выключается

Подобные частые циклы включения/выключения ведут к преждевременному износу оборудования.

  • Малый объём бака гидроаккумулятора при большом количестве водоразборных точек. Выход – замена мембранного бака на другой, больших размеров, либо установка ещё одного, параллельного гидроаккумулятора.
  • На реле выставлен слишком малый промежуток между минимальным и максимальным показателем напора. Нужно увеличить этот «коридор» до стандартных 1,5 атм.
  • Забился обратный клапан, в результате чего он перестал перекрывать обратный поток. При выключении насоса, вода уходит обратно в колодец, и напор в сети падает. Следует прочистить клапан или заменить его на новый.
  • Повреждение мембраны аккумуляторного бака. При потере её герметичности, вода проникает во вторую, «воздушную» половину бака и он перестаёт функционировать в заданном режиме. Как следствие, вся «ответственность» за поддержку давления в водопроводной системе ложиться на насос. Выход – замена мембраны гидробака.
  • Также к частым сработкам насоса может привести и другая неисправность гидробака – выход из строя золотника. В результате он начинает «травить» воздух из воздушной камеры бака, не позволяя создать в нём необходимое давление.

Нестабильное давление в водопроводе, в результате чего краны смесителей начинают «плеваться». Причина – завоздушивание трубопровода, в результате чего в ней появляются пробки. Способ исправления ситуации – найти и заделать точку разгерметизации трубопровода.

Когда мотор станции гудит, но крыльчатка не вращается, причиной этому может быть либо низкое напряжение на двигателе, либо некие механические препятствия. В первом случае возможно перегорание конденсатора клеммы. Во втором – «зарастание» ротора или крыльчатки известняковыми отложениями или окислами в результате долгого простоя станции. Ремонт здесь заключается в разборе станции и прочистке её внутренних деталей.

Замена сальника – ремонт насосных станций, как устранить течь воды по валу:

Ремонт насосной станции ALKO HW3500 (не качает):

Обзор неисправностей и советы по устранению

Любые изменения в работе погружных приборов четко указывают на проблемы и неполадки. Игнорировать такие моменты нельзя. Своевременно выполненный ремонт продлевает жизнь устройства и обеспечивает его нормальное функционирование в удобном для хозяев режиме.

Думать про обслуживание перекачивающего агрегата нужно, если обнаружены следующие моменты:

  • выраженное снижение напора воды;
  • повысившийся шум из скважины;
  • интенсивная вибрация обсадной колонны;
  • импульсное поступление воды из крана;
  • увеличение расхода электроэнергии;
  • выбивание пробок при активации агрегата;
  • гудение включенного двигателя при отсутствующей прокачке.

В этом случае нужно извлечь погружной аппарат из скважины при помощи страховочного троса, разобрать, выявить область неполадок и устранить их.

Ремонт дренажных насосов - основные неисправности и методы устранения
Вынимая насос из скважины, следует действовать аккуратно. Помешать процессу могут повредившиеся или перекосившиеся части обсадной трубы, илистые отложения или сформировавшийся на стенах известковый налет, если вода отбирается из артезианских пластов

Причем, одна и та же неисправность по-разному устраняется у различных типов насосного оборудования.

Так, в зависимости от конструкционных особенностей и принципа действия, погружные насосы могут быть:

  • центробежными – у них главный элемент крыльчатка («Водолей», «Водомет»);
  • вихревыми – схожи с центробежными, но у них большая круговая скорость жидкости («Вихрь»);
  • вибрационными – у вибрационников главным элементом служит поршень («Малыш»).

Прежде чем перейти к популярным поломкам насосов, предлагаем еще раз вспомнить их устройство.

Ремонт дренажных насосов - основные неисправности и методы устранения
На схеме приведены основные конструкционные элементы погружного электронасоса центробежного типа. Знание устройства оборудования поможет выявить причину неисправностиРемонт дренажных насосов - основные неисправности и методы устранения
На схеме приведены основные конструкционные элементы погружного электронасоса центробежного типа. Знание устройства оборудования поможет выявить причину неисправностиРемонт дренажных насосов - основные неисправности и методы устранения

Знания устройства погружного насоса вибрационного типа помогут диагностировать поломки и выполнить ремонт соответсвующего элемента конструкции электронасоса

Далее рассмотрим перечень частых поломок вибрационных и центробежных погружных насосов, а также рекомендации по их устранению в домашних условиях.

Поверхностные

Дренажные насосы поверхностного типа, как следует из их названия, устанавливаются и эксплуатируются на поверхности земли, при этом в жидкую среду, которую предстоит перекачивать, опускается шланг (или труба), подсоединяемый к всасывающему патрубку устройства.

Это более мощный дренажный насос, если сравнивать его с погружным. Использовать насос данного типа можно в комплекте с поплавком, который также называют датчиком уровня жидкости в резервуаре. При оснащении датчиками уровня включение насосов данного типа при превышении количества жидкой среды в обслуживаемом резервуаре и их выключение при откачивании жидкости до требуемого уровня происходит в автоматическом режиме.

Пример установки поверхностного насоса
Пример установки поверхностного насоса

Устройство дренажного насоса поверхностного типа составляют:

  • приводной двигатель, вращение вала которого передается ротору;
  • непосредственно сам ротор;
  • крыльчатка (рабочее колесо), установленная на роторе.

Принцип работы дренажного насоса рассматриваемого типа заключается в следующем. Крыльчатка, вращаясь во внутренней рабочей камере, создает избыточное давление перекачиваемой жидкой среды, что и способствует ее выталкиванию через нагнетательный патрубок.

Поверхностная насосная станция для забора поливной воды из открытого водоема
Поверхностная насосная станция для забора поливной воды из открытого водоема

Перечислим преимущества дренажных насосов поверхностного типа с встроенным поплавком или без него.

  1. Технические характеристики насосов данного типа позволяют создавать с их помощью хороший напор перекачиваемой жидкой среды.
  2. Эксплуатация насосного оборудования поверхностного типа осуществляется в более щадящих условиях, чем использование насосов погружных дренажных, поэтому их отличает более длительный эксплуатационный срок.
  3. Наряду с тем, что поверхностные дренажные насосы являются более надежными, чем погружные модели, это еще и более дешевые устройства.
  4. Отличается оборудование данного типа и достаточно невысоким потреблением электроэнергии, что делает его применение экономически более выгодным.
  5. Насосы, устанавливаемые на поверхности, очень мобильны: их можно легко и оперативно перенести в любое место.

Для большей защиты корпус насоса изготовляется из материалов, стойких к износу и агрессивным жидкостям
Для большей защиты корпус насоса изготовляется из материалов, стойких к износу и агрессивным жидкостям

Немаловажным является и то, что ремонт дренажных насосов поверхностного типа, если в этом возникла необходимость, выполнять значительно проще, что также объясняется их конструктивными особенностями и условиями эксплуатации. Если неисправность дренажного поверхностного насоса незначительная, то устранить ее можно и своими руками. Помочь с вопросом о том, как разобрать дренажный насос в такой ситуации, могут видео, которые несложно найти в интернете.

Если говорить о недостатках дренажных насосов поверхностного типа, то наиболее значимыми из них являются:

  • ограничения по глубине подземного резервуара (до 8 метров), из которого при помощи насосов данного типа может откачиваться жидкая среда;
  • значительный шум, создаваемый при работе насосных устройств данного типа.

Если для перекачивания жидкой среды планируется использовать этот относительно дешевый, но в то же время надежный дренажный насос, следует не только подготовить площадку для его установки, но и позаботиться о защите его приводного электродвигателя от попадания влаги.

Погружные

Дренажный насос погружного типа – это глубинная помпа, корпус которой полностью находится в толще перекачиваемой жидкой среды. Как работает дренажный насос данного типа? Всасывание жидкости при его использовании осуществляется не через шланг или трубу, а через специальное отверстие в нижней части корпуса.

Если посмотреть на погружной дренажный насос в разобранном состоянии, то в его конструкции можно выделить две отдельные части:

  • силовой блок, основой которого является приводной электродвигатель;
  • помповая часть, которая, как и силовой блок, встроена в корпус.

Устройство погружного дренажного насоса
Устройство погружного дренажного насоса

Поскольку насос погружного типа постоянно находится в жидкой среде, его корпус выполняется абсолютно герметичным, что позволяет надежно защитить силовой блок от попадания в него влаги. Разборку дренажных насосов погружного типа иногда осуществить невозможно, так как их корпус обычно делают монолитным.

Характеристики дренажных насосов погружного типа предусматривают максимальный размер твердых включений, которые содержатся в составе перекачиваемой жидкой среды. Чтобы удовлетворить этим требованиям, всасывающее отверстие насосов погружного типа оснащается сетчатым фильтром с ячейками соответствующего размера (как правило, не более 5 мм в поперечном сечении).

Сетчатый фильтр бытового дренажного насоса, как правило, – это пластиковая крышка с прорезями определенного размера
Сетчатый фильтр бытового дренажного насоса, как правило, – это пластиковая крышка с прорезями определенного размера

Сделать выбор дренажного насоса позволяет не только обзор погружных моделей, но и изучение достоинств, которыми обладает такое оборудование. Среди последних надо упомянуть:

  1. компактные размеры и небольшой вес;
  2. высокую надежность, достигаемую за счет оснащения оборудования герметичным корпусом.
  3. универсальность в плане функциональных возможностей (дренажные насосы погружного типа за счет особенностей конструкции хорошо справляются с перекачиванием как слабо, так и сильно загрязненных жидких сред);
  4. высокую производительность, значение которой может достигать 40 м3/час;
  5. практически полное отсутствие шума при работе.

Поскольку насосы погружного типа постоянно находятся в перекачиваемой ими жидкой среде, элементы их внутренней конструкции лучше охлаждаются в процессе работы.

Обзор насосов погружного типа позволяет выявить два их наиболее значимых недостатка.

  1. Такие гидромашины создают недостаточно высокий напор, в особенности при откачивании жидкой среды со значительной глубины.
  2. При использовании моделей с монолитным корпусом невозможно выполнить ремонт дренажного насоса своими руками или даже силами специалистов сервисных компаний.

Таким образом, нельзя однозначно назвать дренажные насосы того или иного типа наилучшими. Выбирать их следует, отталкиваясь от перечня задач, для решения которых их планируется использовать, и ориентируясь на технические характеристики данного оборудования.

Подключение и ремонт поплавка для насоса

Подсоединение поплавкого выключателя в системы, где используются погружные насосы для откачки воды, ничем не отличается от подключения к дренажным, канализационным системам. Подключение к насосу производится следующим путём:

  • грузило цепляется на провод и опытным путём регулируется длина от грузила до устройства;
  • кабель следует надёжно зафиксировать, чтобы избежать его задевания за трубы и другие устройства внутри ёмкости;
  • если устройство двухфазное то следует использовать два (или больше) агрегата – один на закачивание воды в ёмкость, другой для выкачивания. В колодцах и самовосполняющихся резервуарах можно установить один двухфазный;
  • подключение проводков к насосу.

При подключении к насосу используются влагозащитные клеммы. Проводки и места подключения на насосе обозначены, сложности могут возникнуть лишь с подключением двухфазного поплавка к трёхфазному насосу. Два важных пункта выбора устройств:

  1. Одинаковое потребление тока в амперах у насоса и поплавка (или даже чуть меньше у последнего).
  2. Одинаковое количество фаз подключения.

Следует учитывать и мощность насоса.

Ремонт дренажных насосов - основные неисправности и методы устранения
Поплавок в разобранном виде

Установленный в системе аппарат может быть подсоединён к поплавку двумя путями:

  • если его мощность менее 1,2 киловатт, то подключение идёт напрямую через сетевой провод;
  • если же мощность выше 1,2 киловатт, в таком случае соединение происходит через электромагнитное реле или другое коммутирующее звено.

Многие неисправности вызываются загрязнением. Отремонтировать поплавок от погружного насоса в случае засорения несложно. Для этого достаточно пропустить через него струю чистой воды. Если после разборки и прочистки поплавка его функции не восстановились, а повреждения не заметны, то рекомендуется заменить механизм другим, поскольку сложная починка чаще обходится в ту же стоимость.

Распространенные неполадки

Характер поломки и причина ее возникновения:

  1. Не гудит и не работает. Дренажник опущен в воду, поплавок всплыл и находится на поверхности, кабель подключен к цепи, но двигатель не работает, нет вибрации. Причиной поломки является несоответствие заявленной мощности мотора и электрической сети, к которой подключен прибор. Внимательно прочитайте характеристики помпы, его мощность и КПД. Насос опущен в воду недостаточно глубоко, и поплавок не срабатывает. Выньте прибор и, подняв подушку наверх, снова включите его в сеть.
  2. Работает, но не качает. Двигатель включен, но вода не поступает на поверхность. Причин тому несколько. Забилась защитная сетка, блокирующая мусор и камни на дне корпуса. Поднимаем аппарат и вычищаем фильтр. Густая фракция попала в сбросной шланг, и произошел засор. При такой поломке его может выбить из основания насоса, если этого не произошло, нужно отсоединить его самостоятельно и промыть. Сломана крыльчатка. У нее могут сломаться шнеки или разрушиться подшипник, выяснить это можно, разобрав помпу.
  3. Вибрирует и перегревается. Нарушилась оплетка электродвигателя, вода попала в моторный отсек, разрушился подшипник вала. Агрегат вибрирует и греется, при этом вода поступает рывками или вовсе прекратилась. Срочно обесточиваем оборудование и вытаскиваем его на поверхность. Причина поломки скрывается внутри. Для диагностики придется в обязательном порядке разбирать корпус. Сломаны несколько лопастей рабочего колеса. Вращение происходит эксцентриком и бьет по корпусу с одной стороны.
  4. Слабый напор при исправно работающем двигателе – следствие поломки механической части помпы. Крыльчатка или подшипник, закупоривание сбросного шланга или всасывающего фильтра. Устраняется простым промыванием в чистой воде либо заменой механических деталей.
  5. При подключении агрегата к сети срабатывает автомат. Предохранитель отключает сеть, если происходит замыкание. Проверить все электронные детали насоса. Кабель пройти тестером и выяснить, где произошло короткое замыкание – заменить его. Медная оплетка двигателя также подвержена опасности, если агрегат работал в сухую. Заменить оплетку или установить новый двигатель можно только в ремонтной мастерской.
  6. Прибор работает, но сам отключается. Подключен к сети и работает, исправно качая воду. Вдруг самостоятельно отключается. Причина в несоответствии мощности мотора и электросети. Скачки напряжения также могут влиять на бесперебойную работу агрегата. Решение простое – детально изучить инструкцию и характеристики помпы, установить стабилизатор напряжения.

Совет: чтобы откачать всю жидкость полностью, поплавок привязывают к кабелю в вертикальном положении и опускают в воду. Регулируют включение и отключение прибора, вытаскивая вилку из розетки.

Случаи дефектов различных типов скважин и их решения

РЕМОНТ СКВАЖИНЫ НА ПЕСОК

Скважина «пескует», вода поступает грязная и мутная, с механическими примесями, песком.

Первый случай: песок попадает в воду со дна скважины. Это значит, что колонна обсадных труб не была посажена в водоупорную глину, и осталась, как бы в «висячем положении». Гравийная отсыпка, которую произвели буровики, при этом быстро смывается и с забоя в скважину начинает поступать песок.

Второй случай: порвался фильтр. В рыхлых песчаных отложениях, как известно, устанавливается сетчатый фильтр, состоящий из перфорированной обсадной трубы, обтянутой сеткой. Вода, поступающая в скважину, содержит мелкие фракции песка, который со временем нарушает целостность сетки.

РЕМОНТ СКВАЖИНЫ НА ИЗВЕСТНЯК

Первый случай: главной причиной выхода из строя скважин на известняк является использование при эксплуатации насосов вибрационного типа («Малыш», «Ручеек», «Водолей» и т.д.). Даже в течение считанных часов за счет вибрации, передаваемой насосом по обсадной колонне, разрушается и засоряется водоприемная часть. При этом вода идет сначала мутная, затем грязная с мелкими камешками и песчинками.

Второй случай: часто случается, что в скважину попадают посторонние предметы, среди которых самыми распространенными являются насосы. К примеру, ствол засорился или неправильно выполнялся монтаж; в результате: трос, кабель и шланг, фиксирующие насос на определенной глубине, оборвались и он остался в скважине.

РЕМОНТ ГЛУБОКОЙ АРТЕЗИАНСКОЙ СКВАЖИНЫ

Глубокие артезианские скважины в основном лишены вышеперечисленных дефектов. Тем не менее, прекратилась подача воды, понизился уровень или вода поступает мутная, грязная иногда даже с неприятным запахом. В таких случаях возможны две ситуации.

Первый случай: колонна разгерметизировалась, происходит подтекание внутрь эксплуатационной колонны грязной грунтовой воды.

Второй случай: возникает перепад уровня грунтовых вод, попавших в затрубное пространство, и непосредственно скважинной воды приводит к тому, что грунтовые воды продавливают прослои глины, которые обжимают колонную, затем с грязью, глиной и частицами песка проникают в водоприемную часть скважины.

Эти реанимационные мероприятия отнимают столько времени и затрат, что легче пробурить новую скважину. При этом старую скважину необходимо ликвидировать. Старая скважина цементируется от забоя до устья и после этого можно бурить новую скважину.

РЕМОНТ ПРОМЫШЛЕННОЙ СКВАЖИНЫ

Первый случай: Ремонт и реконструкция старой промышленной скважины, но еще действующих водозаборных узлов, в том числе скважин, амортизационный срок (25-30 лет) которых уже исчерпан, устанавливается индивидуально по каждому объекту.

В большинстве случаев такие скважины имеют ремонтный (запасной) диаметр, что позволяет проводить реконструкцию путем установки новой эксплуатационной колонны с уменьшенным диаметром.

Оцените статью
Дачный мир
Добавить комментарий